Сегодня читателям
представляется еще один рассказ:
НАД ГРАНИЦЕЙ ТУЧИ
ХОДЯТ ХМУРО.
В фирменном
поезде Москва – Алма-Ата ехали четверо. В
одном купе. Поезд был как поезд. Один из тех,
кто бороздит пространство необъятной
СНГовии. Все было как обычно. Проводник в
высоту был в два раза больше, чем в ширину.
Он с трудом протискивался по коридору,
гордо неся железнодорожный галстук,
который лежал на животе почти вертикально.
Рядом бегал мальчик лет тридцати пяти. Он
разносил застиранное белье, подметал вагон,
и занимался различной уборкой. Судя по
животу, галстуку, и личному мальчику – бою,
проводник был большим
начальником. Говорил он твердо, выдерживая
паузы…, в общем, слов
на ветер не бросал. Из четверых в купе двое
были казахами, один русский, и один узбек.
Вообще-то русский был казахом. Подсел он в
Саратове, где учился в школе милиции, и ехал
домой к маме, в Уральск. На побывку. А
русским был потому, что имел Российский
паспорт. Все чин – чинарем.
Узбек был украинцем. Он ехал
в родной Ташкент, где работал инженером в
метро. Дома его ждала жена молдаванка и двое
детей. А в Саратов он ездил в гости к родному
брату. Из двух казахов одним был я.
Наполовину русский, наполовину украинец.
А второй был татарином.
Русоволосым, с голубыми глазами. Но
паспорта у нас были казахстанские. Компания
собралась интересная. Узбек живо
интересовался ценами на базарах и
жизненным уровнем населения
в Алма-Ате, сравнивая с Ташкентом
и Саратовом. Он живо переводил узбекские
сумы в российские рубли и казахские тенге. А
потом сердито сказал: Куда ни кинь
всюду клин. После
Саратова начались проверки на дорогах.
Причем, судя по форме, проверяли
разные ведомства. Как у Классика:
Уланы с пестрыми
значками, драгуны с
конскими хвостами, все побывали тут…
То в купе
вваливались спецназовцы в беретках,
тельняшках и с автоматами. Наверное, тренировались
на поездах перед отправкой в горячие точки.
То бравые ребята в общевойсковой форме,
гордо носящие на голове фуражки с огромными
тульями. Это, наверное,
для парусности. Чтоб голова
совсем легкой была. Когда я служил в армии,
такие тульи пытались делать дембеля и
молодые офицеры – первогодки.
Это считалось особым шиком.
Мы нещадно портили казенное
имущество, пробуя придать фуражке особую
форму. Молодые офицеры тоже. А отцы
командиры также нещадно
нас за это наказывали, объясняя, что такое
устав. Но видимо сбылась мечта идио… извиняюсь,
дембелей и лейтенантов. И
всю российскую армию, судя по фуражкам,
можно назвать дембельско – лейтенантской.
Им бы еще сапоги в гармошку
да клешеные брюки.… Да и
замашки у них такие же. Ну,
вылитые дембеля.…Как
в известном анекдоте. Ты
кто? Дембель! А ты? Генерал. – Тоже
неплохо устроился!…Потом
были таможенники, дорожная милиция, и еще
какие-то штатские люди в
сером. Всех интересовали документы
и содержимое сумок.
Причем несколько ящиков с зубной пастой,
засунутых проводником под полку, они в упор
не замечали. А в сумках их особенно
привлекало грязное нижнее белье,
накопившееся за время командировки. То ли
из- за запаха, то ли из-за
чего-то еще. В нем они копались с
неизъяснимым удовольствием. Не найдя бомбы
в грязных носках они разочарованно
удалялись. Больше всего почему-то
доставалось узбеку-украинцу, говорящему
только по-русски. От
него постоянно требовали российскую
регистрацию. Он напрасно пытался доказать,
что в казахстанском поезде российскую
регистрацию ему выдать некому. В ответ он
слышал: раз едешь по России должна быть
регистрация, и все тут.
Все это сопровождалось устрашающим
помахиванием автоматами и вращением глаз.
Узбека-украинца уводили в купе проводника,
откуда он затем возвращался налегке,
облегчив свою совесть и содержимое
карманов. К русскому-казаху проверка на
дорогах особых претензий не имела. Все-таки
будущий коллега. Нас,
казаха-русского и казаха-татарина проверяли
вяло. Может быть, потому
что мы тыкали в лицо очередному Пинкертону
бумажку со штампиком московской гостиницы.
Так, коротая время между
очередными проверками разговорами о том,
о сем мы двигались вперед.
Поезд медленно, но верно
катился на восток. На
Российско-Казахстанской границе
началась укрупненная проверка на дорогах. С
начала с Российской стороны. Теперь все
ниже перечисленные ведомства собрались
вместе. Русский спецназовец кавказской
национальности с сильным грузинским
акцентом, перетряхнув
наши грязные носки, опять
прицепился к узбеку-украинцу. Дело пахло
снятием с поезда. Узбеку
украинцу не давали покинуть пределы России,
потому что у него не было Российской
регистрации. И тогда мне
почему-то стало смешно. И я запел. Старую
хорошую песню. Не знаю почему.
Я потихоньку
затянул: Над границей тучи ходят хмуро…
На секунду наступила тишина. А
потом весь вагон, в пять десятков ртов
повторил:
Над границей тучи
ходят хмуро
Край суровый
тишиной объят…
Почему-то все
пропустили одну строчку и дружно закончили:
Часовые Родины
стоят…
Пели все. Армянка
с украинским паспортом, держащая маленькую
дочку на руках. Она ехала в одном купе с
Азербайджанцем с молдаванским паспортом. И
им нечего было делить. Они мирно ладили друг
с другом. Пел Узбек с таджикским паспортом,
и Литовец из Туркмении. А потом раздался
гомерический хохот. Весь вагон хохотал.
Громко смело и весело. Просто люди
перестали бояться. А
проверяющие на дорогах застыли в нелепых
позах. И случилось чудо. С начала на их лицах
появились робкие улыбки. Потом они
засмеялись. Сначала робко,
потом все уверенней и громче. И несколько
минут весь вагон хохотал как безумный. Все
вдруг почему-то поняли всю нелепость того,
что происходит. А у проверяющих на дорогах
дембельские распрямленные извилины в
голове свернулись прямо на глазах. И они
стали обычными, нормальными людьми. С
доброй улыбкой на лицах. Они почему-то сразу
забыли про узбека-украинца. И пожелав всем
счастливого пути удалились. А
потом опять началась проверка на дорогах.
Проверяли казах-узбек, казах-чеченец и
казах-казах. Теперь проблемы были почему-то
у русского-казаха из Уральска. Его не хотели
признавать за своего. И у туркмена-литовца.
И опять у узбека-украинца. Теперь его не
хотели пускать в Казахстан без российской
регистрации. Но мы уже знали что делать. Мы
спели им песню. Про границу. И они опять
улыбнулись. И опять все смеялись. А казах
чеченец даже заплакал. И только проводник
ничего не понял. Он стоял в проходе и
испуганно смотрел на хохочущий вагон.
Наверное, стал уж очень
большим начальником.
А поезд опять
покатился на восток, спускаясь к югу. За
окном мелькали заснеженные необъятные
степи. И все поняли что-то очень важное. То,
чего не могут понять большие начальники в
высоких кабинетах. То, что в последнее время
нас всех делили и отнимали. Наверное, большие
начальники забыли, что в арифметике есть
еще два действия. Может уже пора прибавлять
и умножать? И что дембельский период наших
стран почему-то затянулся. В армии он длится
сотню дней до приказа министра обороны и
еще немножко. А у нас он затянулся
на добрый десяток лет. Может уже пора
переходить к мирному строительству?
Дембель он ведь уже вроде не солдат, но еще и
не гражданский человек. Сплошной
переходный период. Нельзя вечным дембелем
быть. Крыша съехать может. И потом вот
посмотрите. Европа объединяется. И это
почему-то не мешает независимости и
суверенитету каждой
отдельно взятой европейской страны. Это все
остается при них. И никуда не исчезает. При
этом они не понимают друг друга. Бельгиец не
понимает испанца. Или грека. И, тем
не менее, они вместе.
Кучей говорят и батьку бить легче. Это они
большого бледнолицего заокеанского брата,
наверное, имеют
в виду. А мы что, хуже? Друг друга мы вполне
понимаем. И противоречий особых вроде нет.
Песни вот вместе поем. Может уже пора нашим
политикам снова вспомнить давно забытые
арифметические действия. Прибавление и
умножение.
Для тех, кому рассылка
понравилась, и он хочет подписать на нее
кого-то еще, ниже приведена форма быстрой
подписки. Это очень просто. Вводите e-mail
будущего подписчика, жмете кнопку ОК, и все.