Лучшим портретом Владимира Лукича Боровиковского, в 1788 году приехавшего из
Миргорода завоевывать Петербург и ставшего здесь признанным мастером, единодушно
считается портрет Марии Лопухиной. Впрочем, правильнее было бы назвать его портретом
Марии Толстой, ведь во время написания портрета семнадцатилетняя Машенька, сестра
скандально известного Федора Толстого-Американца, была не замужем.
Искусствоведы утверждают, что Боровиковский был увлечен своей моделью, и его
кистью управляла любовь. Каждый, кто видел портрет, в этом не усомнится. Гармония
линий и форм, колорит, трепетная эмоциональность - все говорит о необычайном
вдохновении, восторге.
Красавица Машенька Толстая почему-то долго не выходила замуж, наверное искали
какого-то особенного жениха. Затянувшееся девичество окончилось браком с пожилым
егермейстером двора Лопухиным. Как сплетничали в свете, в замужестве Мария Ивановна
была очень несчастлива, и через два года умерла от чахотки - "Цветок увял...
его сгубили"...
А портрет остался, и почти через сто лет его увидел поэт Яков Полонский, влюбился
и посвятил Лопухиной стихи:
"Она давно прошла - и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали...
Но красоту ее Боровиковский спас..."