Строгое, классически совершенное здание Конногвардейского манежа было построено
Джакомо Кваренги в 1807 году к возвращению Конного лейб-гвардии полка из Австрийского
похода. Манеж предназначался для проведения тренировок в верховой езде и выездки
лошадей. Первоначально у восьмиколонного портика установили две фигуры кентавров,
но архитектору, видимо показалось, что аллегорическое единение человека и коня
получилось уж слишком тесным, и он заказал итальянскому скульптору Паоло Трискорни
две уменьшенные копии Диоскуров, украшавших в Риме вход в Квиринальский дворец.
Как известно, Диоскуры, братья-близнецы Полидевк и Кастор, славились тем, что
умели укрощать диких коней. Скульптуры были установлены в 1817 году, но простояли
на своем месте недолго. Капитул Исаакиевского собора счел соседство обнаженных
языческих богов и главного православного храма столицы неуместным, и Диоскуров
перенесли к зданию Конногвардейских казарм позади Манежа. Обратно они вернулись
только в 1954 году.
С Конногвардейским манежем связана одна любопытная легенда. Поскольку царские
особы были постоянными посетителями Манежа, привыкшие к тайнам петербуржцы уверяли,
что между Зимним дворцом и Манежем прорыт подземный ход, высота которого позволяет
верхом на коне добраться из Манежа прямо в царскую резиденцию.
В 1917 –м Конный лейб-гвардии полк был расформирован, и через несколько лет Манеж
перестроили под гараж НКВД – обычные кони уступили место железным. Но прошло
и это. Через 40 лет в Манеже устроили выставочный зал, теперь там можно увидеть
лошадей разве что на полотнах художников.