Лучшее из армейских историй на Биглер Ру Выпуск 3136
Книги, а также значки с символикой сайта, Вы можете приобрести в нашем «магазине».
Лучшие истории Биглер.Ру по результатам голосования
Флот
Мечта
Облокотившись на парапет набережной пансионата « Кабардинка», я курил сигарету за сигаретой, вглядываясь в лежавший справа в дымке г. Новороссийск. Передо мной, зарывшись в каменный мол, стояли останки проржавленной баржи, а в двух десятках километрах находилась цель моей поездки - крейсер «Михаил Кутузов». Легкий крейсер «Михаил Кутузов». Последний из могикан. Последний корабль проекта 68-бис, оставшийся из 14
однотипных кораблей. Остальные были или проданы, или утилизированы на Родине. Проще говоря, уничтожены. Когда-то давным-давно я служил на одном из этих красавцев-кораблей. Это был крейсер «Мурманск». Гордый корабль 16 лет на скалистых отмелях Норвегии сопротивлялся. Но все же был уничтожен. И возникла мечта. Попасть на последний
крейсер. Пройтись по палубам и надстройкам. Бегом взлететь по трапам. Дотронуться до родного поста. Да, показать жене, где проходила служба. Так или иначе, но я уже рядом. В беседе с охранником пансионата выявились неприятные вещи. Будто с корабля сняты винты, а сам он прибуксирован и посажен носом в грунт. А немногочисленный состав команды пугает молодых погружением ниже броневой палубы.
Ночью мне снился сон. Словно спустился я по трапу в свой кубрик, люк за мной захлопнулся, и брожу я в полной темноте не в силах выбраться на верхнюю палубу. Сквозь сон убеждаю сам себя, что наизусть знаю весь корабль. Что надо только не паниковать и сконцентрироваться.
А утром, взяв такси, я с друзьями отправился в Новороссийск.
Да, все, как на картинке. Стоит родной на якорях и швартовых, как конь стреноженный.
Купив билеты и право на фотографирование, я вместе с экскурсантами ступаю на сходню, с надписью КБС «М. Кутузов». Корабль боевой славы. Еще не музей.
Мои дамы говорят экскурсоводу, показывая на меня, что я служил на таком же корабле, и хотелось бы пройтись по низам. Ответ лаконично прост. Лимит электричества с берега и в низах полная темнота. И повел он толпу по правому борту в сторону бака, скороговоркой давая пояснения. В основном по вооружению. Ну, и немного тактико-технических данных.
Я с друзьями чуть отстал от экскурсии. К чему мне экскурсовод, если моментально проснулась память. Сам объяснял друзьям и супруге, что, где и как. А душа, словно раненая птица. Боль пронзает от увиденного.
Проржавевшие минные дорожки, палуба, забывшая песок, которым ее драили по субботам, ржавые проплешины.
Прошлись по шкафуту, догоняя экскурсию. Под башнями ДУКа медные отбойники гильз, закрашенные краской. Обратил внимание на переборках, все проплешины закрашиваются по старой краске без обработки. На катерной площадке все срезано. Не нашел карцер, и забыл спросить у экскурсовода. Прошли мимо моего СПНа. Потом вернусь к нему. Толпа уже стоит на баке. Спускаемся по трапу и идем за волнорез. Здесь палуба еще хуже. Местами вместо сгнивших шпаций залит бетон. Башни главного калибра смотрятся по-прежнему грозно.
Леера вдоль бортов в плачевном состоянии. Несмотря на сетку все подходят к ним с опаской. Да и предупредили детей не подводить и не облокачиваться.
Повели в кают - кампанию. Линолеум в офицерском коридоре пузырями, вот-вот порвется. Про кают - кампанию ничего плохого сказать не могу. Более-менее порядок. Не морской, но порядок. Странно, но в бытность службы не довелось мне побывать здесь. Зато место мне досталось за командирским столиком. На этом экскурсия практически была завершена. Бегом пробежались по камбузной площадке и вышли через рубку дежурного на ют. Экскурсовод отбил склянки в судовой колокол. И все! Как это все? Колокол, а попроще рында был
в полном порядке. Блестел, как у кота... Народ засобирался на берег, а мы подошли к экскурсоводу с просьбой самим продолжить встречу с кораблем. На что получили согласие. Но уклончивое. Дескать, поймают, я не причем.
И мы пошли по второму кругу. Бегом по трапу наверх я даже не стал рисковать. Зато показал дамам, как надо по нему спускаться. Все люки на броневую палубу были задраены, и мне почему-то вспомнился ночной сон и рассказы охранника пансионата. По коридорам мы добрались до 10 кубрика. На «Мурманске» здесь обитали комендоры ДУКа. Не спеша, поглаживая койки, шел я по кубрику, невпопад отвечая на вопросы моих друзей и жены. Внизу находился мой кубрик, в который я не мог попасть. Был бы один, попытался бы.
А напротив, была хлеборезка. Сколько же раз я будучи бачковым ,стоял перед небольшим окошком за хлебом и маслом?
А потом было прямое нарушение всех дисциплин. Извлеченная из сумки супруги бутылка коньяка, внесла немного хорошего настроения. Одним тостом было и за службу, и за корабль, и за тех, кто в море. Я нарушил свое 30-ти летнее табу на алкоголь. Но, что свято, то свято. Я пил за товарищей, с которыми служил. За годков, которые учили меня жизнь любить. За командиров и за ВМФ. Все это уместилось в одном пластмассовом стаканчике. А самого тянуло к СПНу. Есть таких два поста на крейсере. Стабилизированный пост
наводки. А вот и он.
-Ну, здравствуй, дружище,- мысленно поздоровался я с шарообразным постом, положив руку на ступень трапа. И, как в юные годы взобрался наверх. Скорость конечно не та. Но и возраст, уже за 60. Но спустился быстро. Подошел экскурсовод. Ему я заказал диск о крейсере, проспект изображением всех 14-ти крейсеров, и знак «За дальний поход». Выкупив сувениры, спросил, сколько якорей на корабле
-Три, был ответ.
-Пять. Три и два на СПНах. РЛС называется «Якорь».
Хоть и говорил он мне, что всю жизнь на этом корабле, но спокойно ответил, надо взять на вооружение.
Ну, и напоследок я дурканул на баке. Оседлал ствол башни главного калибра. В годы службы и в мыслях такого не было. Не дай Бог прислониться к окрашенной поверхности. Что малый, что старый. Мне уже простительно.
Сойдя по сходне с корабля, я услышал от жены:
-Честь Флагу отдай!
Честно я не увидел Флага и Гюйса на флагштоках.
-Где он?
-А вон.
Высоко на мачте развивался Андреевский Флаг. Словно корабль собрался в поход. Не хватало только «длинного рубля». Я щелкнул каблуками и замер по стойке «Смирно!»
Вернувшись в пансионат, я почувствовал себя резко постаревшим. Да, и чувствовал себя также, как чувствовал себя крейсер “Михаил Кутузов».
А нос корабля, наверное, действительно зарыт в грунт. При большом ветре он даже не шелохнулся. И швартовы не изменили своего натяжения.
Историю рассказал(а) тов. Станислав Солонцев : 2017-03-15 20:20:15
Книги, а также значки с символикой сайта, Вы можете приобрести в нашем «магазине».
Уважаемые подписчики, напоминаем вам, что истории присылают и рейтингуют посетители сайта. Поэтому если вам было не смешно, то в этом есть и ваша вина.