Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Лучшее из армейских историй на Биглер Ру Выпуск 1833


Вышли в свет книги Александра Скутина (Стройбат) «Самые страшные войска» и Олега Рыкова (NavalBro) «Чарли Чарли Браво». Эти и другие книги, а также значки с символикой сайта Вы можете приобрести в нашем «магазине».

Лучшие истории Биглер.Ру по результатам голосования


Флот

НАЧАЛО.

Круглые даты сами по себе ничем не отличаются от квадратных, но всегда предлагают остановиться, посмотреть назад и сделать какие-нибудь глубокомысленные выводы. Тридцать лет назад на моём тяжёлом авианосном крейсере "Минск" взвился Военно-морской Флаг СССР, и произошло таинство рождения военного корабля. Вроде, всё как и вчера: гражданских на борту не меньше экипажа, непрекращающийся грохот всевозможных долбодробительных пневмоустройств, постоянно преследующий запах краски и растворителя, построения, поверки, планы и итоги соцсоревнования, - но это уже совершенно другой корабль. Наш... Мой...
На причале тысячи заводчан провожают своё детище. И нас...
Звуки оркестра заглушает величественный рёв плавно отходящего под буксирами крейсера. Совсем скоро Бугско-Днепровсколиманский канал и свой первый ход. Грудь распирает от гордости, и здесь наяву всеми клетками своего организма ощущаешь прописную истину: любая кругосветка начинается с первого шага...
Но то, что к этому первому шагу пришлось идти почти два года, и зачастую почему-то в обратную сторону, конечно, привносит горький привкус в праздничные размышления. Тем не менее прошедшее время позволяет великодушно относиться с несправедливостям судьбы, часто имеющим фамилию, имя, отчество, и к себе самому, наломавшему столько дров, которых с лихвой будет достаточно для всех грядущих служебных костров...

"Минск" начинался на Северном флоте. Каждый, кому довелось вписать своё имя в историю корабля, прошёл свой единственный и неповторимый путь к нему.
Призрак славного предшественника - тяжёлого авианосного крейсера "Киев" - незримо присутствовал как в предродовых схватках, так и при рождении и первых шагах экипажа.
Не забыть странное, неизведанное ранее ощущение, когда из-за острова Сального показалась нереальная громада надстройки первого отечественного авианосца, а небо Североморска с рёвом прочертила пара ЯКов.
В кают-компаниях Атлантической эскадры живо обсуждались достоинства и недостатки этого суперкорабля, обсасывались невероятные истории, регулярно поставляемые сарафанным радио. Что там было правдой, а что флотским фольклором, теперь уже не важно, но комплектование экипажа на волне этих "страшилок" шло непросто. К тому же пример "Киева" показывал, что строительство и сдача будут долгими, а упорно ходившие слухи о том, что после всех семейных, бытовых и финансовых неурядиц "очень повезёт, и дорога приведёт на Тихоокеаский флот", подталкивали мозг к простой, может, не очень мужественной мысли: пусть повезёт другому.
На флоте все знали, что командир крейсера "Мурманск" капитан 2 ранга Гокинаев уже назначен командиром второго авианосца, и к нему начали постепенно прибывать выпускники академии, Классов, офицеры и мичманы с ремонтирующихся в Мурманске, Николаеве, Кронштадте кораблей. Маховик создания экипажа неумолимо раскручивался, инквизиторские методы комплектования изобиловали всё новыми сатанинскими находками и выходками кадровых органов.
Приказ о назначении командира группы управления главного комплекса был подписан в день и час, когда он лежал на операционном столе по поводу аппендектомии, о чём больной, естественно, не подозревал. Меня, прослужившего на Севере меньше года после первой новостройки - большого противолодочного корабля - в конце мая 1976 года вызвали на собеседование в кадры эскадры - простите за каламбур. Совершенно непонятно, зачем я страстно излагал кадровику всё, что думаю о кадрах и о нём лично, если, как затем оказалось, приказ о моём назначении был подписан ещё два месяца назад в марте. Это было платой за лейтенантское фрондёрство, за недооценнённую автором песенную строчку: сбережёт идеологию пограничный наряд.
Авиационным техникам обещали, что, в отличие от флотских, не сходящих неделями на берег, на корабле они будут находиться только с восьми до семнадцати и ни цента больше. А первичные категории у всех будут майорскими.
Не могу забыть группу выпускников училищ 1976 года возле штабного домика эскадры, встречавших получившего назначение друга.
- Ну что, "Минск"?
- Пронесло! К Гокинаеву назначили - в/ч 69133.
Затем последовала череда событий, до сих пор не поддающихся здравому смыслу и логическому осмыслению:
- переезд нескольких сотен офицеров, мичманов и матросов в Николаев;
- героический бросок экипажа в Севастополь на борт "Киева";
- поспешное отступление на плавбазу "Виктор Котельников";
- паническое бегство обратно в Николаев;
- месяц неопределённости, разрешившийся приказанием на отъезд большей части офицеров и мичманов назад в Североморск.
А многие приехали в Николаев с семьями, сдав жильё, отправив нехитрые пожитки контейнером, распродав по дешёвке домашнюю утварь. И вдруг - обратная дорога. Зачем уезжаем, на сколько - военная тайна.
Одним из первых вопросов в Североморске был: как платить? "Полярка"-то обнулилась! Для её восстановления и получения первых денег после возвращения потребовалось три месяца. Вернувшись с жалкими остатками южного жалования, сотни полторы офицеров, мичманов и членов их семей хорошо просматриваемые из всех окон штаба Северного флота, на виду у всех политических и особых отделов более трёх месяцев перезанимали деньги у знакомых, и позабыв о флотской гордости, рассылали во все концы Союза письма и телеграммы с мольбами о помощи.
Кое-кто, прочтя эти строки в начале двадцать первого века, сплюнет через губу: "Па-а-думаешь, три месяца! Да недавно и по году..." Спорить и доказывать что-то - бесполезно и унизительно. Каждое время имеет свои цвет, запах, мелодию и многие другие детали, навечно застрявшие в мозгу. И только они, как опорные сигналы Шаталова, при необходимости способны ассоциативно вернуть нас к чувствам, которые мы испытывали при различных печалях и радостях. И только они, извлечённые таким способом, и будут правдой. А как относиться к этой правде - это уже дело каждого.
То было время расцвета застоя, отличительная особенность которого - уверенность в завтрашнем дне - для меня была сродни наличию гирокомпаса на корабле. Бросив даже мимолётный взгляд на картушку любого из его многочисленных репитеров, при любых неудачах и промахах можно было снова нащупать точку отсчёта и проложить из неё курс в сторону успеха.
И вот-те нате: гирокомпас вышел из меридиана! Это было чудовищной, нелепой - но правдой. И это могло произойти, теперь уже очевидно, когда угодно. Та обида двадцатипятилетнего офицера до сих пор со мной. И она не имеет никакого отношения к "...тяготам и лишениям...", ну, и уж никак не к деньгам. В душе окончательно оформилась внутренняя теория параллельных флотов. Я продолжил службу в своём виртуальном (хоть так тогда и не говорили) Флоте, где сам подбирал команду, с которой хотел бы служить, сам себе назначал командиров, сам давал оценки событиям и людям, принимал решения, не всегда согласующиеся с направляющими директивами. На этом Флоте я служу до сих пор. Уже вижу некоторые сожалеющие взгляды с чётко поставленным диагнозом: вяло текущая ш... Пользуясь правом экстерриториальности своего Флота - no comments!
Именно здесь я подвожу черту под своим началом "Минска". Оно имеет чёткую дату - ноябрь 1976 года.
На корабль привезли невероятное количество денег. Лейтенант Медведев добровольно бросился на амбразуру кассы, заменив дезертировавшего штатного финансиста, у которого "съехала крыша" от такого количества казначейских билетов. Раздача денег проходила в экстремальных условиях под вой и причитания обезумевшей толпы в чёрной униформе. В результате добрый Володя Медведев выдал лейтенанту (фамилию помню) пачку "четвертных" вместо пятирублёвок. Товарищ благородно "не заметил" подаренную ему дополнительную сумму в размере полугодового жалования и последовал на выход. И только через несколько минут на подсознании у квазифинансиста раздался сигнал тревоги, бросивший его без шинели и головного убора через морозно-снежную круговерть полярной ночи в погоню за негодяем, уже миновавшим к тому времени КПП. Восстановив справедливость в районе памятника Неизвестному Матросу, Володя получил новый сигнал от подсознания: в каюте без присмотра осталась сумма денег в размере лет десяти-двенадцати строгого режима с конфискацией...
Счастливое окончание этой грустной истории не могло не принести массу положительных эмоций: были осчастливлены кредиторы, дети вспомнили вкус шоколада, а мамы запах косметики, папы несказанно гордились вновь обретённой ролью кормильца семьи. Конечно, у одиноких военморов родилось огромное количество весёлых - и не очень - историй, большинство из которых начинались или заканчивались в- или после ресторанов "Океан" и "Чайка", добившихся значительного перевыполнения плана в этом месяце. Но к теме данного повествования это уже не имеет никакого отношения.
Начало кончилось!
Средняя оценка: 1.46
Обсудить
Историю рассказал тов. ulf : 2008-03-13 01:22:12
Вышли в свет книги Александра Скутина (Стройбат) «Самые страшные войска» и Олега Рыкова (NavalBro) «Чарли Чарли Браво». Эти и другие книги, а также значки с символикой сайта Вы можете приобрести в нашем «магазине».
Уважаемые подписчики, напоминаем вам, что истории присылают и рейтингуют посетители сайта.
Поэтому если вам было не смешно, то в этом есть и ваша вина.
Прочитать весь выпуск.
Кадет Биглер: cadet@bigler.ru
Вебмастер сайта Биглер Ру: webmaster@bigler.ru

В избранное