Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Лучшее из армейских историй на Биглер Ру Выпуск 1161


Информационный Канал Subscribe.Ru

Лучшие истории Биглер.Ру по результатам голосования


Свободная тема

Лувр

Много лет назад по делам службы я приехал в Ленинград. Поезд был очень ранний, и пригороды я проезжал еще в сумерках. Бросив «дипломат» в ячейку камеры хранения, я вышел на площадь Восстания. Начиналось ясное, солнечное и пронзительно холодное майское утро. После пыльного вагона каждый вдох казался глотком ледяного, шипящего пузырьками, терпкого брюта.
Я перешел пустой в этот час Невский и медленно двинулся к центру, радуясь встрече с городом. Знакомые дома, храмы и дворцы плыли навстречу. Дом Зингера с глобусом на крыше, закрытый почерневшими от времени лесами Спас на Крови, кондитерская Вольфа и Беранже, откуда Пушкин уехал на Черную речку, поворот направо, и вот, через арку Главного штаба я вышел на Дворцовую площадь и надолго замер.
Площадь поражала величественной и соразмерной красотой. В мокром асфальте, как в осколках огромного зеркала, отражались салатово-зеленые стены Зимнего дворца, голубое небо и косая тень Александровской колонны, а слева, там, где трамвайные рельсы взбирались на Дворцовый мост, тихо шлепала влажными ладонями Нева.

Об этой встрече с Зимним, надолго ставшим домом для русских царей, я вспомнил, подходя к Лувру - дворцу королей Франции. Путешествуя, приезжая в новые, незнакомые города, всегда пытаешься их сравнивать с тем, что видел раньше. Париж - с Петербургом, Лувр - с Зимним дворцом...
Лувр похож и одновременно совсем не похож на Зимний. Также как Зимний, он одним фасадом выходит на реку, также как Зимний, он невысок, также как в Зимнем, в Лувре сейчас размещен один из крупнейших в мире художественных музеев.
Но в Париже нет величавой, холодной торжественности имперского Санкт-Петербурга, он мягче, спокойнее, уютнее. И даже памятники в этих городах разные. Если бронзовый Петр на Сенатской - это могучая, непреклонная, жестокая царская воля, то конный памятник Людовику XIV у Лувра совсем другой. Кокетливо вставший на дыбы конь, король в античном костюме, изящно откинувший голову вбок и чудом удерживающийся в седле без поводий... Да и весь архитектурный ансамбль Лувра выстроен иначе, в нем нет мощной архитектурной доминанты, как у Дворцовой площади, двор П-образного здания спокойно переходит в сад Тюильри.
Лувр гораздо старше Зимнего дворца, еще в XII веке на его месте стояла крепость, которая служила арсеналом, тюрьмой и местом, где хранилась королевская казна. В XVI веке при Франциске I крепость начали постепенно разбирать и на ее месте возводить дворец. Современный вид Лувр обрел в результате множества перестроек, каждый король пристраивал к ансамблю что-то свое, последнее крупное строительство велось в середине XIX века при Наполеоне III.
Отправляясь во Францию, мы взяли с собой путеводитель по Парижу «Эр Франс», изданный в 1962 году и неведомо как попавший в мою библиотеку. Сравнивая старые, еще черно-белые фотографии с видами современного Парижа, отчетливо видишь, как сильно изменился город. Во дворе Лувра, там, где раньше был разбит небольшой садик, появилась стеклянная пирамида - вход в подземный вестибюль музея. На фоне ампирных фасадов дворца она кажется анахронизмом и царапает глаз, однако, спустившись на эскалаторе вниз, понимаешь, что французские архитекторы нашли, пожалуй, единственно возможное решение. Огромные потоки туристов, ежедневно посещающих Лувр, не создают толчеи и сумятицы, все продумано и организовано очень разумно.
Музеи Лувра размещаются в трех корпусах «Сюлли», «Ришелье» и «Денон».
Большая Туристская Тропа пролегает через корпус «Денон», в котором хранятся «Ника Самофракийская», «Джоконда», и «Венера Милосская». Туристическая река послушно течет по залам, на секунду задерживаясь у очередного шедевра...
Если же свернуть в сторону или по одной из многочисленных лестниц спуститься вниз, то внезапно оказываешься в пустых залах - туристы сюда заглядывают редко. В корпусе «Сюлли» мы забрели в египетские залы и неожиданно встретили старого знакомого. Писец, словно сошедший со страниц школьного учебника истории Древнего мира, сидел, поджав ноги и тараща подведенные глаза. Вообще, египетская коллекция Лувра великолепна. Ученые, ехавшие в обозе наполеоновских войск, работали на совесть. Кроме мумий, предметов культа, домашней утвари и статуэток попадаются здоровенные каменные монолиты, неизвестно каким образом занесенные во дворец. Наше внимание привлекла стайка павианов, высеченных из одной глыбы серого гранита. Обезьяны чинно сидели в ряд, выставив перед собой почти человеческие ладони. Жена в шутку положила руки на обезьяньи лапы, я щелкнул затвором фотоаппарата, и вдруг за спиной весело загомонили. Я обернулся. Группа японских старичков и старушек, деловито расчехляя фотоаппараты, выстраивалась в очередь, чтобы тоже поиграть в древнеегипетские ладушки...
Когда мы в вестибюле музея стали разглядывать его схему, то поняли, что весь Лувр нам не осмотреть и за месяц. Поэтому решили просто побродить по дворцу, куда ноги понесут, чтобы получить о нем хотя бы поверхностное представление.
Лувр, как и Зимний, представляет собой анфилады залов, соединенных множеством лестниц. Интерьеры большинства из них не сохранились, поэтому изнутри Лувр смотрится как громадный выставочный зал. Правда, в корпусе Ришелье в целости и сохранности остались покои Наполеона III - пышная и тяжеловесная вызолоченная мебель и посуда, драпировки и занавеси, кажется, до сих пор сохраняют запахи сигарного дыма, вечерних духов и вина, смешанные с запахами пыли и тлена.
Многие анфилады залов в Лувре почему-то заканчиваются тупиками, и приходится возвращаться назад, чтобы свернуть или перейти на другой этаж.
Туристов в музее буквально толпы, они ходят и группами и поодиночке. Гиды ведут экскурсии с помощью радиомикрофонов, а у туристов на головах наушники, поэтому группы не мешают друг другу. Иногда у какой-нибудь особенно интересной картины собирается по 3-4 группы. Довольно много молодых семей с маленькими детьми. Детей возят в специальных колясках, на каждой из которых на высокой штанге укреплен номер на цветной пластинке, чтобы коляски не потерялись в толпе. Большинство детей спокойно спит, пока родители приобщаются к «живой писи» и прочей керамике.
Большая Туристская Тропа вынесла нас в зал, где выставлена «Джоконда». Вокруг нее - толпа. Рядом, создавая разительный контраст с шедевром Леонардо, стоит толстая негритянка в полицейской форме и бдительно следит, чтобы туристы не останавливались у картины. Наслаждаться шедевром положено на ходу, очевидно, во избежание культурного шока. Все это несколько напоминает посещение Мавзолея. Картина закрыта бронестеклом и довольно неудачно освещена, так что мало что можно разглядеть. Впрочем, в соседнем зале висит увеличенная на полстены фотокопия «Монны Лизы», и большинство туристов мудро удовлетворяются созерцанием фотокопии и фотографированием на ее фоне.
«Ника Самофракийская» стоит в неудачном месте - на лестничной площадке между двумя лестницами в темноватом углу. Тем не менее, она производит ошеломляющее впечатление. Никакие репродукции не передают потрясающей пластики скульптуры, застывшее и вместе с тем текущее движение складок одежды, разворот крыльев и даже наклон отбитой в незапамятные времена головы.
По-другому смотрится «Венера Милосская». Снежно-белый мрамор за тысячелетия слегка пожелтел и приобрел сходство с кожей живой, смуглой, спокойной и чувственной женщины. Можно представить, какое восхищение вызывала скульптура у современников...
В Лувре можно фотографировать все, кроме Джоконды. Иногда из окон дворца открываются очень красивые виды на Париж, но такие окна забраны мелкой и частой сеткой. Смотреть она почти не мешает, а вот фотографии не получаются. Панорамы из окон Лувра - тоже собственность музея...
Рассматривая картины и с трудом пытаясь разобрать имена художников, написанные по-французски, я понял, что почти ничего не знаю о европейской живописи. Если в Третьяковке или Русском музее почти не встречаешь незнакомых имен, то здесь - наоборот, редко когда встретишь знакомую картину или знакомое имя автора.
Поразили меня «ранние» немцы. Мы как-то привыкли к мрачноватым полотнам с тяжеловесными композициями, а тут - совершенно наоборот. Даже на картинах, изображающих мучения очередного святого, краски яркие, чистые, какие-то даже веселые...
Постепенно картины на стенах стали превращаться в цветные пятна, а фамилии художников и скульпторов путаться. Мы поняли, что пора уходить, первая встреча с Лувром закончилась. Для того чтобы пройти всего лишь полтора корпуса и без сил рухнуть в кафе, нам потребовалось три часа...
Средняя оценка: 0.90
Историю рассказал тов. Кадет Биглер : 2005-07-08 21:30:26
Уважаемые подписчики, напоминаем вам, что истории присылают и рейтингуют посетители сайта.
Поэтому если вам было не смешно, то в этом есть и ваша вина.
Прочитать весь выпуск.
Кадет Биглер: cadet@bigler.ru
Вебмастер сайта Биглер Ру: webmaster@bigler.ru

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.funny.bigler
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное