Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Йога и не только.

  Все выпуски  

Йога и не только. Ко дню рождения З. Фрейда, выпуск посвящен психоанализу.


Йога и не только. Ко дню рождения З. Фрейда, выпуск посвящен психоанализу. Выпуск 206.
подписаться на рассылку

   

ПСИХОАНАЛИЗ - ВЕЛИКОЕ СОМНЕНИЕ?

 

            Сегодняшний выпуск рассылки  посвящен теме психоанализа. Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения известного австрийского невропатолога, психиатра и психолога, основателя психоанализа Зигмунда Фрейда (1856 - 1939).

             Вашему вниманию предлагается интервью с известным психотерапевтом, основателем и методологом Киевской Школы Мышления Игорем Виновым.

  

- Игорь Евгеньевич, наверняка все знают, но все же, хотелось бы уточнить, что понимается под словом "психоанализ", потому что, как мне кажется, понимают это все по-разному.

 - Тяжелее всего обеспечивать пониманием то, что «наверняка все знают». Сегодня сформулировать понятие психоанализа  означает разоблачить упрощенные представления, которые слишком плотно вошли в сознание обывателя. Самое печальное, что такие профанированные понятия иногда фигурируют в научной и так называемой философской (а точнее философствующей) среде. На семинарских занятиях в нашей Школе Мышления мы часто осуществляем детривиализацию понятий – т.е. выводим понятия из тривиального, не отягощенного мышлением обихода, делаем их, по крайней мере, непонятными.

            Однако с чего-то надо начинать, а в данном случае – от чего-то отталкиваться. Когда мы говорим о психоанализе, то вначале нужно больше говорить о том, чем психоанализ не является. Вначале нужно расчистить дорогу для смысла, потому что слишком уж легко попасть в ловушку языка – в узнавание слова, которое сегодня у всех «на слуху».

Итак. Во-первых, психоанализ это не наука в ряду европейских наук. Во-вторых, психоанализ, это не психологический аппендикс, во что его пытаются превратить психологи. В третьих, это не медицинская практика. В четвертых, психоанализ не ограничен понятийным мышлением, хотя и пользуется таковым. В этом плане психоанализ весьма близок к искусству.

Теперь метафоры. Именно они, как правило, подготавливают понимание. На вскидку можно сказать, что психоанализ - это рождение индивидуальной истории, а также, что психоанализ - это обращение к собственному, экзистенциальному времени... Можно указать на то, что психоанализ - это обращение мышления к собственным истокам, можно даже сказать (конечно же, в особом контексте), что психоанализ - это онтология желания, а можно этого не говорить. Можно молчать. Это тоже очень важно - уметь молчать. Психоанализ учит людей молчать и выносить немоту. Кстати, в психоанализе симптом мы понимаем, как немоту говорящего субъекта.  Почему в анализе мы учимся молчать? Потому что мы очень много говорим…, даже когда молчим. И наше молчание не наполнено смыслом. В психоанализе все наполнено смыслом. Смыслом, который рождается на территории субъекта и радикально отличается от «объективных истин».  Здесь важным является базовая категория психоанализа - бессознательное. Понятие "бессознательное" - ключевое. Оно нанизывается на другие категории, и раскрывается во множестве смыслов, но все они, в конце концов, пересекаются в таинственной пуповине возможного, и самое главное - дают специфическую форму отношения к миру.  В психоанализе нет истины для всех, а есть только истина, которая рождается на территории нашего собственного Я и эта истина называется смыслом.

Теперь зайдем с другой стороны. Психоанализ - это, прежде всего, самопознание, но в каком смысле? Ведь самопознанием мы занимаемся довольно часто, подразумевая под этим любую культурную практику, направленную на исследование человека в качестве культурно-исторического субъекта, социальной сущности, организма, чего угодно. Сложность определения психоанализа заключается в том, что он обнаружил доступ к такой сфере как психика и создал специфический аппарат общения с человеком посредством самого же человека. Психоаналитик, как и психодинамически ориентированный психотерапевт работает не знанием, не понятием, а СОБОЙ. Да, психоанализ - это  общение с человеком посредством самого же человека. Это когда мы смотрим в глаза друг друга и понимаем, где и как мы друг друга не понимаем. Граница понимания и непонимания в общении довольно редко устанавливается, а в психоаналитическом общении это одно из главных условий - установление границы понимания, а значит, границы непонимания. Причем в психоанализе  непонимание более важно, чем понимание. И важно это принять, признать свое непонимание, что очень непросто.

            Этимологический смысл слова "психоанализ" вроде бы очевиден - это анализ психики. Но дело в том, что под психикой мы сегодня понимаем очень разные вещи, когда говорим в психологии, в психиатрии, в той или иной педагогической конвенции. В психоанализе  мы говорим о психике в ее собственной сущности, а в педагогике или психологии мы говорим о психике со стороны сознания, а на само сознание при этом молчаливо опираемся как на субстанцию, как на самостоятельную и самодостаточную (и даже природную!) сущность...  То есть, как правило, мы говорим о психике всегда на основании уже существующей формы сознания, а в психоанализе важно увидеть (да! Увидеть! Так, по крайней мере, мыслил Фрейд) каким образом, как эта форма создается, вступает в конфликт с самим человеком, с самим истоком желания, с самим истоком мысли! Ведь мысль как форма проявления субъекта психологически противоречива, но мы этого не замечем, аннулируя противоречие функциональным значением мысли – ее приспособлением к общей системе мира. А ведь невроз – это ничто иное, как мысль, которая противоречит самой себе устойчивым образом. Можно сказать, симптом не дает нам забывать о собственной природе. Так вот психоанализ начинается с того, что он подвергает сомнению природную целостность человеческого бытия. Он подвергает сомнению достаточность основания в качестве сознания и даже в качестве рационального мышления. В свое время отец классического рационализма Р. Декарт радикализировал не только сомнение (о чем помнят многие), но и выбор. Выбор Декарта это научное постижение себя и мира. При этом Декарт не устает повторять, что это его метод и только его выбор. Декарт, быть может, более экзистенциален, чем многие современные экзистенциалисты.  Фрейд же обращается к истокам и возможностям выбора. Но это уже другая тема.    

 - На Ваших занятиях и семинарах часто используются техники психоаналитического и психодинамического мышления. Как соотносятся психоанализ и психодинамика?

 - Психодинамический подход и психодинамика - это более широкое понятие, чем психоанализ. Однако, без психоанализа психодинамический подход состояться не может. Открывает психодинамический подход как раз психоанализ. Он показывает то, что человек, во-первых, меняется, во-вторых, - что он неизменен. Неизменен, поскольку мы сохраняем идентичность собственного Я. Изменяется, поскольку мы немного-немало способны порождать смыслы и творить свой собственный мир. Здесь мы и видим, что человек – это, по крайней мене, психологический парадокс, человек - это подвижно-неподвижная сущность. С одной стороны, она постоянно изменяется, постоянно находится в движении -  об этом говорил не только Фрейд, но и Анри Бергсон, именно из этой точки разворачивает свою мысль и Хайдеггер, но в психоанализе мы об этом не говорим, мы этим живем, мы работаем, прежде всего, с непрерывным изменением и бесконечным повторением (которое, безусловно, имеет прямое отношение «к вечному возвращению» господина Ницше»). И это изменение должно быть задано самим субъектом, оно не должно быть привнесено извне - терапевт не должен навязывать изменение, он должен уловить и отразить то, что может быть и установить связь с реальным. Он должен показать своему клиенту реальную, а не воображаемую возможность - более ничего, он открывает  реальность возможности и учит воевать за собственное желание и реализовать его. Под словом желание я понимаю не инфантильный способ мышления и не нарцистическое самоудовлетворение, которое сегодня является общепринятым. Как раз сегодня мы сталкиваемся с тем, что люди не способны к психоанализу. Психоанализ - это элитная форма мышления, отнюдь не в классовом смысле, а лишь поскольку нужен он только тому человеку, который пытается постичь собственную сущность, который способен задать вопрос "кто Я?" и стремиться ответить на него без каких бы то ни было предпосылок, без каких бы то ни было априори, без гарантий со стороны институтов политической власти.

 - И все-таки, для чего и кому нужен психоанализ?

 - В подлинном смысле этого слова психоанализ нужен исключительно философам и психоаналитикам (при этом клиентская позиция также психоаналитична). Вульгарный же психоанализ нужен, прежде всего, политикам и прочим агентам насилия, ибо «психоаналитик» помогает им управлять желанием – владеть сексуальностью. В этом смысле сегодня наиболее психоаналитична реклама.    

С другой стороны, он нужен всем, кто пытается мыслить на собственном основании. Если человек пытается понять, что он делает, то без психоанализа он не обойдется. Любой психолог, философ, любой художник, прежде всего психоаналитик. Федор Михайлович Достоевский - это психоаналитик, причем намного более глубокий, чем многие современные психоаналитики.

 - Сейчас очень популярны различные течения - психотренинги саморазвития, духовные школы йоги, рейки - их очень много и они разные, но на первое место все ставят вопросы самопознания, но так на него и не отвечают. Почему так происходит, что люди сегодня чаще обращаются к таким течениям, чем к психотерапевту?

 - Знающий не говорит, говорящий не знает. Когда мы имеем дело с психоанализом, то он также не дает ответа, но он не дает ответа осознанно. Когда же мы имеем дело со многими современными движениями, то вспоминаются слова Декарта, который говорил: "В наш просвещенный XVII век  мы, конечно же, избавляемся от лжеучителей, алхимиков, астрологов и прочих магов, которые предлагают себя в качестве учителей".

            Сегодня мы находимся в таком положении, когда дефицит в духовном и ценностном плане заполняется избытком методик и манипулятивных технологий. Без зазрения совести психологическая или социально-магическая когорта обучает управленцев манипулированию людьми. На поверку же оказывается, что объектом манипуляции выступают сами заказчики.  Да и сами-то маги и «универмаги» оказываются, в итоге втянуты в собственный миф, и не шаманить уже не могут. Наркотически сладок фантом власти и духовного превосходства.  Почему это сегодня имеет место? Утрата ценностных ориентиров, отсутствие внутренней культуры и способности к рефлексии.

            Психоанализ нас приучает к работе над собой, над собственным желанием и собственной гордыней. Это, отнюдь не исключает знание техник и владение понятийным аппаратом. Психоаналитик должен видеть собственное желание, собственное мышление в движении – в реальной коммуникации и не наклеивать его на желание клиента. Не протезировать клиентское сознание даже из самых благородных побуждений. А это очень сложно. Это намного сложнее, чем построить присутствующих в два-три круга, либо уложить их на медитативные коврики и заставить дышать или быстренько прочистить чакры и перинатальные матрицы. Парадируя Декарта, скажу, в наш просвещенный XXI век мы не имеем права на насилие и манипулирование над личностью человека. Если он не способен, не готов к самоопределению, к самоосмыслению, саморазвитию, то необходимо создавать эти условия, а не пользоваться интеллектуальной и духовной нищетой современника. А сегодня современник, как мы знаем, и в зрелом возрасте ни читать, ни мыслить не умеет, пользуется компьютером и курсовые выкачивает из Интернета. Душа у него не сложная, тусовочная – слишком человеческая.

 - Но раз пользуются все эти якобы духовные течения таким спросом, значит, у людей есть потребность в самопознании?

 - Потребность у них, безусловно, есть, но в другом – в заполнении чем угодно и как угодно экзистенциальной пустоты. А "волки в овечьих шкурах" охотно этим пользуются. Ведь на подлинное духовное становление и в психоанализе, и в ортодоксальной церкви, если хотите, клиенты, ученики и духовные искатели затрачивают годы напряженного труда. В то время, как адепт рейки и подобные ему гуру предлагает вам чудесное и мгновенное исцеление.

            Я полагаю, что есть очень много полезного и непостижимого и на Востоке, и на Западе. И в тех мистических школах, которые существовали и существуют, имеют место потрясающие техники в традициях - в ортодоксальных традициях. Но нам предлагают не подлинные школы - не постепенное многослойное, многоуровневое самопознание в том же самом православном или буддистском ключе, а десятую воду на киселе. Химию! Пускай это не ЛСД, не героин, но та же самая операция с дыханием, с телом, с асанами, которые не сопровождаются нравственным воспитанием, аскетикой, духовной пропедевтикой - этого нет. Результат, как правило, неизлечим.

 - И это, отнюдь, не просветление.

 - Может быть и просветление, но, скорее всего, в палате номер шесть.

 - …

 - Вообще-то, по большому счету, можно сказать, что психоанализ - это веселая наука.  Мы должны обладать даром острого ума и уметь его применять по отношению к себе любимому.  Здесь уж никак не обойдешься без юмора и без иронии.  Ведь человек - это очень смешно. Полюбуйтесь, как он в течение своей истории наступает на одни и те же грабли и при этом остается о себе довольно высокого мнения.  Что еще можно добавить...? Пожалуй, то, что это одна из основных единиц, одна из основных форм мышления, которая нам дана для того, чтобы выполнять ежедневную «прочистку труб», пересмотр нашей истории, наших оснований. Психоанализ – это великое сомнение.

 - Спасибо за интересную беседу.

  

Подробнее смотрите и читайте о  Школе_Мышления. Недавно открылась новая рассылка  "Школа Мышления", ведущей которой я являюсь.  В рассылке будут интервью с ведущими психотерапевтами, психоаналитиками, философами, статьи и новости проекта Школы Мышления. 

            Желающие участвовать в учебном проекте Школы Мышления могут обращаться по тел. +38 097 260 81 60 или писать на e-mail sunlight@i.com.ua (Юрий).

 

С Вами была Елена Груздева.


ведущие рассылки Алена и Сергей Груздевы, Киев.
архив предыдущих выпусков

  www.Yоra.info - проектЪ славянского дZENа YOГА
журналЪ, порталЪ, видео, аудио, коврики, инструктора, события...

www.Yoga-studio.org - YOГА-Студiя на Соломенке - А.В.Сидерский и команда профессионалов...
(рассылка "Йога-Хатха. Заметки начинающего практика"
)

www.Goltis.info - Голтис - новости, тексты, фото...
(рассылка "Голтис и экстрим-команда "EQUITES")


В избранное