В сегодняшнем выпуске рассылки инструктор хатха-йоги и цигун Эд Жарук отвечает на вопросы читателей.
- Скажите, пожалуйста, стоит ли заниматься йогой, которая принадлежит старой эпохе, ведь сейчас наступила новая эпоха, и йога, наверное, будет новая?
Что ты можешь сказать по этому поводу?
- По моим ощущениям, да и не только по моим, все так говорят, и я повторюсь. Йогу можно сравнить с алфавитом. Мы учим буквы, потом, изучив, как пишутся буквы, мы худо-бедно начинаем складывать и писать слова, осмысленно начинаем понимать, что эти буквы - не просто буквы, а если их в разной последовательности переставлять – получаются слова. Асана подчеркивает в человеке слабые места. Человек, делая простые вещи, зримо, осязаемо видит свои проблемы. Вроде бы простая вещь, а он ее сделать не может, он учится. Научился – вот оно – буква «А», научился ее писать. Следующую асану освоил. Потом он легко перетекает из одной в другую и тут получается внутренний энергетический рисунок. Внутри практика асан становится подобно некоему танцу, это даже внешне видно. Асана устраняет неполадки в теле, помогает вывести себя на нормальный уровень, самотерапия такая, ну и развитие,
потому что человек, растягиваясь, закручиваясь в асану, преодолевая свои трудности, преодолевает что-то в себе, все это переносится с грубого на тонкий уровень. Таким образом человек расширяет диапазон своих проявлений.
Йога старой эпохи – это, скорее всего, подразумевается тот язык, которым общались люди, немного другие культурные ценности, описание Богов, как люди описывали мир в то время, а сущность практики остается той же. Единственное, учитываются климатические условия, например. В Индии, где жарко, там все течет, с гибкостью нет проблем, у нас с этим немного по-другому. У нас люди визуально хотят выглядеть хорошо, чтобы у них были красивые натянутые мышцы. Поэтому добавляются другие техники, больше динамики, есть силовые упражнения. Вообще подход интегральный. В принципе, йога ничего не отрицает. По моим ощущениям, даже наоборот - все из йоги берется кусками, потому что туда очень виртуозно все встраивается. Человек сам работает со своим телом, и что ты с ним делаешь, что ты можешь с ним сделать – это твое личное дело. Есть определенные позиции в различных школах: в одних школах тридцать
с чем-то асан, в других – 72, в третьих – 84, все остальные – это производные. Вообще, старая йога, новая йога – суть не меняется, меняются только слова, которые все это описывают, вот и все.
Опять же, у каждого человека есть какие-то свои наработки. Кто пришел в йогу из какого-то вида спорта, и то, что он делал раньше, он делает уже с более тонкими ощущениями в теле, он делает это уже более осмысленно, более глубоко. Если это работало для него раньше, то теперь он работает на новом уровне. Поэтому личная практика носит очень интересный, индивидуальный характер, у каждого это может выглядеть абсолютно по-разному.
- Ты ведешь индивидуальные занятия?
- Да, веду. Это очень интересно, когда есть возможность индивидуального подхода, можно изучить конкретного человека, сразу видно, что для него рабочее и что не очень, какой характер - здесь одной меркой уже не измеришь. Индивидуально подбираются асаны, можно хорошо поработать над дыханием.
- А как интереснее работать: с группой или индивидуально?
- Когда как. Есть разные люди. Есть очень энергоемкие, есть люди, с которыми вообще просто приятно работать, получается какое-то сотрудничество. От некоторых просто отказываешься, потому что понимаешь, что придется просто тащить человека, он может просто дать денег, но он не понимает, что за него его проблем все равно никто не решит. У меня не очень много было индивидуальных занятий. Моя задача - поставить человеку хороший фундамент, чтобы человек мог самостоятельно потом заниматься. Если он продолжает практиковать, я считаю свою задачу выполненной. А вести его по жизни - это же не ребенок, чтобы брать его за руку и проводить. Это должен быть просто толчок, импульс, чтобы передать что-то, какую-то традицию, культуру, но опять же, я через себя передаю. На каком-то этапе происходит обмен, а дальше - самостоятельная практика. Сначала закладывается правильный фундамент, нужно убрать все основные
помехи, чтобы выйти на ключ взаимодействия с самим собой.
Очень важно применять йогу для жизни. Все время кричать, и спасать мир – это никому не надо, нужно реально жить. Бывает очень много амбиций. А если этого нет, то человек просто ценит жизнь, такую, какая она есть, живет полноценно, по возможности. Получает свои уроки, а они у каждого свои, так или иначе. Как хорошо сказано, что невозможно пройти свой путь чужими ногами.
- Следующее письмо.
Давно, еще при социализме, при слове "йог" представляли человека, сидящего или лежащего на гвоздях. Скажите, пожалуйста, откуда это взялось? Это какое-то упражнение или демонстрация способностей организма?
- Это, наверное, общая точка зрения была, потому что в то время йога была подана в фильме «Индийские йоги – кто они?». Сформировался такой стереотип йога, сидящего на гвоздях. У Высоцкого еще пеня была «Чем славится индийская культура». Такая веселая, забавная йога. В фильме показывали какие-то возможности, феномены, которые дает йога. Но сейчас такие вещи делают люди, которые йогой вообще не занимаются. Есть разные школы, техники, в которых расслабляются на гвоздях, ножи бросают. В принципе, это все развивается, но это не самоцель. Может для кого-то и самоцель - похвастаться, показать, но что это дает для развития? Это все второстепенные вещи, которые попутно как бы становятся простыми, естественными.
- А версия о том, что некоторые йоги зарабатывают на жизнь таким способом, демонстрацией цирковых трюков?
А почему бы и нет? Люди приходят на шоу, если это интересно, если это нравится. Человек показывает возможности своего тела - других это вдохновляет, впечатляет, может кого-то вдохновит и заставит заняться собой, в конце концов, а почему нет? Ну, и как всякая работа, она оплачивается. Не возможно просто жить и вообще не думать о деньгах. Мир создан так, что надо работать, надо зарабатывать. Каждый зарабатывает, как может. Другое дело, когда это уже переходит в другие рамки, если прекращается развитие, как в текстах сказано, что как только человек уходит на сиддхи, он не идет вперед, он не преодолевает что-то в себе - он останавливается на том уровне. Хотя, не все так однозначно. Точно также инструктор по йоге, когда это становится способом зарабатывания денег, иногда на собственную практику просто не хватает сил. Но с годами приходит опыт, как работать с людьми, как-то все выстраивается.
- Как определить, готово ли тело к практике пранаямы и прочих дыхательных техник? Я встретил по этому поводу совершенно противоположные мнения. Первое заключается в том, что пранаямой лучше не заниматься вообще, что по мере практики асан она достигается автоматически. Второй подход утверждает о необходимости специальной практики пранаямы, по мере продвижения техники асан, особенно медитативных. Какой же подход, по вашему мнению, верен?
- По моему мнению, оба имеют право на существование, однозначно. Действительно, при практике асан огромное значение имеет дыхание, и, отслеживая дыхание, человек автоматически входит в нужное состояние. И опять же, некоторые чисто конституционно, асану не могут сделать, ну такая доша доминирует у человека, ну не идут у него эти асаны, у него мозги зато хорошо функционируют. И техники пранаямы он хорошо контролирует именно с тонкого уровня. Нужно смотреть на человека, кто к чему готов. По моему мнению, техники пранаямы должен давать человек, который в этом очень хорошо разбирается, который может проконтролировать. А не так, чтобы пранаяма что-то вынесла на поверхность, а что с этим делать – не у кого спрашивать. Пранаяма работает и на физическом уровне, там работа не слаще, чем в асанах. Труд точно такой же, и пот выделяется, и дрожь. Не так все просто. А через практику асан вход в
пранаяму получается естественный, гармоничный, как следствие. Но можно и с другой стороны.
Некоторые мастера считают практику пранаямы самодостаточной. Существует много разных способов. Нельзя все свести к тому, что все люди на планете Земля должны изучить асаны и двигаться строго по одному алгоритму. Это только часть жизни, которую человек принимает, которая ему нравится, нравится работать со своим телом, начинать изучать себя с этой стороны. Но другие технологии ничем не хуже, каждый делает свой выбор. В конце концов, все двигаемся к одному и тому же.
В следующем выпуске рассылки читайте продолжение интервью с Эдиком, а также его ответы на вопросы читателей.
Напоминаем, что у нас вы можете приобрести коврики для занятий йогой. Подробности на нашем сайте
www.ukryoga.narod.ru
И еще одно письмо-объявление.
Здравствуйте, меня зовут Хани. Я веду рассылку "Астрологический консультарий" http://subscribe.ru/catalog/rest.hscope.consultary Если вы хотите задать мне вопрос, касающийся вашей семьи или карьеры, или еще каких-нибудь сфер вашей жизни, пишите: astrolog@hotbox.ru
Хани.
С наилучшими пожеланиями,
ведущие рассылки Алена и Сергей Груздевы. gru@ourhome.com.ua АРХИВ РАССЫЛКИ
Приглашаем заглянуть на наш сайт: