Следующие вопросы мы задали супругам Рокотел – Роману и Ольге. Они вместе уже много лет, у них двое сынишек. Оля и дети тоже занимаются йогой. По профессии Ольга - учитель младших классов, сейчас ведет занятия в группах детской йоги.
- Многие, кто начинает практиковать, сталкиваются с проблемами в личной жизни. Начинаются проблемы непонимания с родителями, мужьями, женами, возникает куча проблем. Не зря раньше уходили в монастыри или принимали закон безбрачия, чтобы никто не мешал практике. Поделитесь своим опытом семейной жизни.
Роман:
- Если человек стал йогом, то в семье он тоже йог. Гармония в семейных отношениях тоже появляется. Моя семья стала одним из вдохновителей того, чем я занимаюсь и зачем это нужно. И те психологические аспекты, те состояния, которые можно ощутить, когда рождается ребенок, когда его воспитываешь, - это не сравнимые ни с чем моменты, и это один из способов развития. Потому что никто лучше детей нас научить не может. Это еще один источник моей преемственности.
Оля:
- Пока я не начала заниматься йогой, были проблемы, были трения.
Роман:
- Просто ты слушала маму, вмешательство родителей иногда мешает. Я со своей стороны не настаивал, чтобы Оля занималась йогой, чтобы дети занимались. Это происходит естественно. С одной стороны они видят мой пример, с другой - уже ощущают, что это подходящий образ жизни. Когда этим живешь, когда это излучаешь, то это наполняет окружающих, семью, в том числе.
Оля:
- Действительно, наши мамы иногда не понимают наш образ жизни, им не нравится, как мы воспитываем детей. У наших мам старый подход: крик, ремень. Хотя мамы постепенно перестраиваются, но долго не выдерживают.
- А как вы воспитываете детей?
Роман:
- В большинстве случаев, позволяем все, что не опасно для жизни. Как можно ребенка заставлять кушать? Не хочешь – не нужно, поешь, когда проголодаешься. Как можно не разрешить в комнате во время игр сделать бардак, построить какие-то шалаши, - они же играют. Конечно, их нужно приучить, чтобы они после игры все убирали, но как можно заставить детей тихо себя вести, если не уделять им внимание. Если привлечь их и занять какой-то тихой игрой, то они будут себя спокойно вести. Во всяком случае, мы не наказываем детей, а стараемся объяснить, ребенок все может понять, для этого не нужно какое-то наказание. Нужно быть самим терпимым к этому, нужно самим вспомнить, какими мы были в детстве, нам же тоже было за счастье побаловаться, подурачиться, нужно быть самим уравновешенными.
Оля:
- Вот, кстати, наши мамы воспринимают эту уравновешенность за безразличие. Они считают, что если мы не одергиваем детей по разным пустякам, значит, мы на них не обращаем внимания. На самом деле, это просто спокойствие. Зачем нервничать, если ребенок поиграет, а после игры все уберет. Ничего страшного ведь не произойдет, если ребенок перевернет стулья, разбросает матрасы и подушки. Ну, придется помочь ему сложить, но чтобы ребенок тоже участвовал в этом.
Роман:
- Проблема в большинстве случаев не в детях, а в родителях. Это ведь родители неуравновешенные, их раздражают все действия ребенка, их раздражает, что ребенок кричит, не ест, еще что-то.
- Ваши дети тоже вегетарианцы?
Роман:
- До одного времени были. На самом деле не хотелось искусственно ограничивать их от этого, они сами выбирают, что им кушать. Если они хотят мясной пищи, мы им покупаем, готовим. Если не хотят – тем лучше, здоровее будут. Но конфеты, конечно, приходится прятать. Когда ребенок проголодается, он с удовольствием съест все, что ему будет предложено. Но, в основном, Оля всегда спрашивает у детей, чего бы они хотели сейчас поесть. У детей еще незахламлено сознание по поводу того, что и когда нужно есть, они лучше чувствуют, что требуется организму. Человек должен сам осознанно прийти к тому, чтобы быть вегетарианцем или не быть, делать асаны каждый день или не каждый день или вообще их не делать, это должен быть свободный выбор.
- Детям же вообще-то необходимо есть мясо, растущий организм требует животный белок.
Роман:
- Если наши дети просят мясо, мы им его даем. Но вообще, ни один из белков, который мы можем употреблять в виде еды, в таком виде не существует в организме. Обязательно происходит расщепление на аминокислоты, а потом организм синтезирует уже совершенно другие виды белков, поэтому какой изначально будет материал – будь то курица или орехи - это для организма, по большому счету, не так существенно. Кстати, Илья, наш старший сын, когда ел колбасу, ему сказали, что она сделана из мяса лошади. Илья очень любит лошадей, и когда он это услышал, он представил себе все, что влечет за собой изготовление этой колбасы, то перестал ее есть.
- Есть такое мнение, что детям вообще не нужно заниматься йогой, пока ребенку не исполнится 16 лет. Все-таки это работа с энергией. Как вообще происходят занятия по детской йоге?
Роман:
- То, что ограничения ставят в возрасте, и даже не 16, а 18-20 лет, это связано с развитием эндокринной системы, потому что до этого возраста она развивается и так очень интенсивно, но и до этого возраста уже можно наблюдать некоторые патологии. Здоровое развитие ребенка ухудшает экологическая проблема, влияние социума, да и еще много чего привносит дисбаланс в его развитие. Поэтому работу организма лучше было бы гармонизировать с помощью тех же асан, которые универсальны для взрослых и для детей, они адаптированы в методическом преподавании детям, это происходит немного по-другому, в игровой форме, чтобы детям было интересно. Конечно, должны быть соответствующие нагрузки, соответствующее настроение, состояние преподавателя. Почему нельзя развиваться ребенку с более раннего возраста? Чем раньше это будет происходить, тем лучше. И если это будет происходить под наблюдением опытного учителя,
то никаких нежелательных побочных эффектов не будет. Этот метод уже проверен тысячелетиями, и он действует как для взрослых, так и для детей. Нежелательные эффекты происходят в том случае, если методика используется неправильно, если есть какие-то несоответствующие намерения целям йоги, в первую очередь у преподавателя, потому что он будет этим состоянием заряжать детей, давать соответствующие установки. Очень многое закладывается с детства, и то, какую программу загрузить ребенку с раннего возраста, так он и будет развиваться. Перепрограммировать очень сложно, это более сложный процесс, чем программирование. Это все равно происходит, просто слово какое-то техническое - программирование, но оно очень четко указывает, что происходит с каждым человеком. Программируют родители, социум, телепередачи, школа и т.д. Почему бы не делать это сознательно и более правильно.
Оля:
- Кстати, недавно одна девочка из детской группы сказала, что у них в школе на уроке физкультуры учитель давал такие же упражнения, как на детской тренировке, он и названия асан употреблял. Было очень приятно, что уже в некоторых школах на уроках физкультуры присутствуют элементы йоги. Это очень полезно для развития детей.
Занятия по детской йоге проходят в группах, которые разделены по возрастам. Есть группа детей от 6 до 9 лет и от 10 до 14 лет. В младшей группе все занятия проходят в игровой форме, потому что в статике их не возможно удержать, а дети 10-14 лет уже сами просят больше нагрузки, элемент игры тоже присутствуют, но в значительно меньшей степени. Когда они лежат в шавасане, я им рассказываю коротенькие притчи. В шавасане они не столь расслаблены, как взрослые после работы, дети слушают - им это очень интересно. Пранаямы дети тоже дышат, но не так, как взрослые, а в более облегченной форме. Они шарики надувают, задерживают дыхание, как будто они сидят под водой. Это не сложные пранаямы, и конечно, это все контролируется инструктором.
Детская йога раскрепощает детей, делает их не распущенными, а раскрепощенными. И нужно, чтобы родители были готовы к этому. У нас в группе есть девочка, посвященная кришнаитка. Родители, тоже кришнаиты, привели ее на йогу. Девочка очень увлеклась, дома показывала какие-то упражнения, которые она делала на занятиях. Папа увидел, с каким настроением она все это делает, что у нее все получается, и решил, что это что-то очень хорошее, раз так нравится их дочери. Так он тоже начал заниматься йогой.
Роман:
- Возвращаясь к вопросу, присутствует ли духовная сторона в занятиях. Они не могут быть не духовными, потому что уже сам учитель излучает свое состояние, духовность – то состояние, которое он передает детям. Как они должны относиться к людям, к явлениям, к вещам. Это воспитание, это и есть то духовное, та психическая деятельность, которая закладывается детям на занятиях.
- Спасибо за очень интересную беседу. Желаем успехов!
В следующих выпусках рассылки вы узнаете о том, что думают другие инструктора йоги о медитации, о семейных отношениях. Присылайте вопросы к инструкторам йоги, вопросы о йоге и не только.
С наилучшими пожеланиями,
ведущие рассылки Алена и Сергей Груздевы. gru@ourhome.com.ua