Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Йога в повседневной жизни

  Все выпуски  

Патент на йогу. Кубмха-мела 2010.


yidl
система Парамханс Свами Махешварананды
"Йога в повседневной жизни"
гармония тела ума и души

Выпуск #24.
Свамиджи


Доброго веремени суток, уважаемые подписчики.
Хари Ом, дорогие бакты и ученики.

----------------------------------------------------------------------------

1. Индия решила запатентовать йогу. Те, кто не смотрит ТВ, а сидит на коврике в медитации (размышлении) могли пропустить эту новость. Повторю.

Индия решила оформить права на владение секретами йоги, пишет британское издание The Daily Mail. Специально для этого была создана комиссия, состоящая из индийских гуру и 200 ученых, которые должны отдельно зарегистрировать каждую позицию традиционной гимнастики и таким образом закрепить за собой право обладания авторскими правами на эти элементы.

Таким образом Индия планирует защитить духовную практику и связанные с ней ритуалы от коммерциализации: доход от платных занятий йогой, ставшей популярной в Европе и США в конце 1960-х – начале 1970-х годов, оценивается в 225 миллиардов долларов. Однако в Индии гуру, ведущие занятия йогой, не берут денег за свои услуги.

Как отмечает издание, рост числа западных школ йоги стал причиной повышения спроса на патентные заявки. Так, американские и европейские школы просят зарегистрировать свою деятельность не как преподавание йоги, а как обучение уникальным духовно-физическим практикам. Только в США подобным школам было выдано 130 патентных заключений и 150 сертификатов на обладание авторскими правами на тот или иной метод гимнастики. Кроме того, в Америке было зарегистрировано 2300 новых школ йоги.

Индия считает, что регистрации новых видов практик, которые на самом деле копируют традиционные элементы йоги и выдают их за новаторские идеи, наносит вред древней культуре. Представитель Цифровой библиотеки традиционных знаний, которая является инициатором патентования поз из йоги, заявил, что организация надеется зарегистрировать до конца 2009 года около 1500 положений индийской практики.

----------------------------------------------------------------------------

2. Мантра-ученики могут принять участие в Maha Kumbha Mela в Haridwar 2010, с обязательным соблюдением дисциплины и правил, которые будут установлены на Kumbha Mela. Это время - специальный юбилей: 12-я годовщина инаугурации Swamiji's как Mahamandaleshwar Maha Nirvani Akhara (пояснение были на сатсанге в воскресенье). Дело в том, что наши поездки отличаются от туристических путешествий. И на некоторые мероприятия не могут быть допущены просто интересующиеся. Мантра-ученики могут заявить о своем желании поехать
в свои локальные центры или на общем сатсанге до 20 мая 2009 г.

Туристы могут посетить фестиваль обычным способом, заказав гостиницу или купив традиционный тур, благо теперь недостаток тур-фирм не ощущается.

----------------------------------------------------------------------------

3. В связи с Kumbha Mela подберу несколько интересных материалов. Материалы будут выражать разные точки зрения на проблему. Читайте, размышляйте. ;)

Вот выдержка из статьи Rishicat «В Индию на поиски йогов», с сайта http://indonet.ru.

Никто не знает, сколько в Индии истинных мастеров йоги, но то, что на каждого из них приходится не менее десяти тысяч разного рода фокусников – несомненно. В Индии, где весь народ отличается глубокой верой в божество и его чудесные проявления, тайные знания являются профессией. Продавцов чудес вы найдете во всех слоях общества: от базара, где голый аскет-садху, вымазанный пеплом, пугает зевак кобрами, до близких к правительству кругов. Не мудрено, что многие из тех, кто приезжают в Индию в поисках сокровенных
знаний о медитации и йоге, становятся отличными жертвами для обдурял.

Иностранец поначалу вообще ничего не понимает в Индии. Все кажется ему поразительным, потому что все абсолютно непохоже на его страну и то, что он видел раньше в путешествиях. Храмы на каждом углу, гигантские священные деревья, запах сандала и пачули, шальные коровы с раскрашенными рогами, толпы повторяющих мантры людей, бродячие аскеты с жуткими от марихуаны глазами… На этом фоне, конечно, проявляются все «феномены», о которых писала мадам Блаватская. Некоторые индусы рады поддержать эти иллюзии, чтобы пополнить
свои кошельки.

В Индии нищему, если он одет в рубище аскета-саду, легче собирать подаяние – ведь он «святой». Слово «саду» означает человека, отказавшегося от мирских сует ради занятий йогой и медитацией. Однако среди таких аскетов, бродящих по дорогам, спящих на вокзалах, пристающих за подаянием к туристам и богатым индусам, много попросту бездомных, и зачастую – скрывающихся преступников. Сами индусы подают им деньги, но относятся к ним очень подозрительно. А вот неискушенный белый человек реагирует на «бабу», как на супер-приманку.
Ведь баба (уважительно обращение – «отец») выглядит необыкновенно экзотично, экзотичнее, чем любой другой житель Индии. Настоящий аскет-бродяга в Индии не станет стрелять монеты в людном месте. Он садится под одно из огромных священных деревьев и тихо ждет, пока ему не принесут пищу. Так что отличить настоящего саду от поддельного довольно легко по поведению.
Сила бабы привлекать к себе удачу используется в Индии даже в политике. Время от времени особо удачливого святого объявляют всенародным достоянием и дальше начинается большая игра с ашрамами на тысячи человек, супер-благотворительностью, и телевизионными передачами.

Чемпионом по индийской, а также по мировой славе является Сатья Саи Баба. Это один из символов Индии. Его портрет с шарообразной прической и добряческим лицом можно увидеть в Индии повсюду: в кабинах водителей грузовиков, храмах Шивы, и на стенах дорогих отелей. В его ашрам, в деревне Путтапарти, что недалеко от Бангалора, приезжает и множество русских. В Интернете можно найти страницу российских поклонников Саи Бабы, которые по нескольку раз в год отправляются в Индию организованными группами. К ним присоединятся
множество желающих проверить чудесные свойства Бабы, который по легендам, читает мысли и материализует из воздуха и дарит своим гостям алый пепел, цветочки и золотые браслеты (злые языки утверждают, что на браслетах стоят клейма бангалорских ювелиров).

Досадно то, что увидеть Саи Бабу редко кому удается. Приезжающих за символическую плату селят группами по 5-6 человек в спартанские комнаты (мужчин и женщин раздельно), кормят дешевой вегетарианской едой. Вести себя надо тихо и достойно, курить нельзя. Занятие у всех, в общем, одно – ожидание выхода Саи Бабы. Сейчас он уже престарелый – ему 82 года, и на публике часто не появляется, хотя раньше выходил два раза в день. Даже если вы не увидите его, вокруг вас будет довольно много людей, уверенных, что Баба общается
с ними телепатически. Поэтому в существовании этого человека никто не сомневается.

А вот в ашраме Ошо, что в Пуне, штат Махараштра, обстановка совсем другая. Сам Ошо умер в 1990 году, оставив после себя грандиозное заведение, которое теперь заслуженно называется Osho International Meditation Resort. Жилье там стоит дорого, есть бассейн, сауна, теннисные корты, массажный кабинет, салон красоты, столовая, книжный магазин и 5 гектаров Парка Дзен для медитаций. Индусы придумали Ошо кличку «секс-гуру» еще до того, как он стал известен на Западе.
В Индии его никто не признавал святым, кроме его санньясинов. Санньясу (посвящение) Ошо давал от себя самого, что для Индии считается оскорблением традиции. Посвящения индусов передаются по школам и линиям веками и даже тысячелетиями. Одно время Индия отказывала в визе тем, кто в строке «пункт посещения» указывал этот ашрам. После смерти Ошо его неожиданно провозгласили национальным достоянием. Возможно, это результат осознания огромного коммерческого потенциала марки «Ошо». Раньше в Пуне было чему удивиться.
Сам Ошо погружал сотни людей в групповой оргазм за 15 минут. Еще в 70-е годы в ашрам приехали радикальные американские психологи, которые в своих групповых сессиях использовали секс и насилие, к тому же постояльцы ашрама во времена Ошо, как и он сам, активно употребляли наркотики. Это было удивительное сообщество, жившее по законам сумасшедшего дома. Тем, кто стремится к острой экзотике такого рода, к сожалению, придется сообщить, что буйства времен Ошо уже давно не наблюдаются. В ашраме немало престарелых английских
джентльменов, приехавших воскресить увядающий организм с индийской красоткой, и молодых индийских яппи, мечтающих о раскованной европейской подружке. Лишь в качестве пугала ходят байки об оргиях с водкой, которые устраивали русские. Чтобы получить допуск к медитациям в коммуне, нужно сдать 2 паспортных фотографии, анализы на СПИД, и купить три туники – 2 бордовых и одну белую.

Те, кто не доверяет телевизору, и всему слишком популярному, на поиски йогов устремляется в Гималаи. Самые высокие горы в мире всегда считались обиталищем и самого господа Шивы, который и есть самый главный Йог, и множества таинственных святых. Особенно много ашрамов в штате Уттаракханд, где в горах находятся истоки великой реки Ганг. Они расположены в райских местечках, где сама природа навевает медитативное состояние. Даже если вы не встретите не одного чудотворца, вы услышите о них множество историй, в реальности
которых там никто не сомневается.
Примером может служить история Бабы Хайдакана, в чей ашрам тоже любят ездить паломники из России. Биография святого, как это часто в Индии и Тибете, одной жизнью не ограничивается, а идет через перерождения. В провинции Кумаон, рассказывают, один старец в конце своей жизни на глазах у толпы народа, среди которой был и король Непала (что подтверждает достоверность!), дошел до середины реки, где превратился в огненный шар и исчез. Это произошло в 1922 году, а спустя пятьдесят лет почти в том же месте в горах огненный
шар снова вспыхнул и из него появился красивый юноша 19-лет. Этого юношу впоследствии объявили воплощением Шивы. Злые языки утверждают, что это воплощение было наполовину белым незаконным сыном какой то прачки, да и слишком скорая смерть через четырнадцать лет от переедания кажется подозрительной для Шивы. И все же, в ашраме у Хайдакана достаточно много людей, которые уверяют, что учитель остается с ними до сих пор, и вообще, это не человек, а сам Шива.

Ни один искатель гималайских йогов не минует городка Ришикеш, расположенного в том месте, где Ганга оставляет горы и вытекает на равнину. В нем самом множество йога-ашрамов, а иностранцев не меньше чем в Гоа, только расширяют сознание они другими методами. Нужно приезжать в Ришикеш хоть немного осведомленным о йоге, чтобы не отдать деньги за уроки проходимцам. Впрочем, несколько заведений, таких как Ашрам Свами Шивананды, или Ашрам Вед Никетан, имеют репутацию серьезных. Там действительно могут дать хорошие
знания (правда, не о тайных науках, а всего лишь о хатха-йоге), но для этого нужно поселяться в Ришикеше надолго.

В Гималаи ездят не только к йогам, но и к тибетским учителям. Тибетцы, в целях спасения своей культуры, объявили свои тайные учения открытыми для всех, кто согласен изучить тибетский язык. Несмотря на трудность языка, желающих находится довольно много. Приманкой служат секреты бессмертия и ясновидения. Разумеется, обучение в тибетских монастырях не бесплатное. Для знакомства с тибетской культурой можно приехать в городок Дарамсала, в индийском штате Химачал Прадеш, где находится резиденция изгнанного из Китая
Далай-ламы и большая колония тибетцев. Там посоветуют, в какой монастырь лучше ехать для изучения чего-нибудь специфического, такого как левитация, или использование лечебных кристаллов. Тем кто не желает тратить годы на проверку того, существует ли межпланетная телепортация, предлагается что-нибудь попроще, но тоже буддийское, как, например, широко разрекламированные и популярные курсы медитации-випассана. Курс випассаны можно пройти совершенно с нуля, и говорят, что эта техника медитации снимает похмелье.

И все же, те места, где уже с распростертыми объятиями ждут туристов, желающих медитировать, слишком испорчены коммерцией. Если вас интересует индийская мистика, то лучше всего придумать себе маршрут по каким-нибудь экзотическим индийским святыням и местам силы. Их в Индии чрезвычайно много, и сами таинственные йоги зачастую занимаются тем же самым – путешествием по таким местам. Посетив, например, 4 святыни – «Чар дхам», вы увидите все разнообразие Индии: Бадринатх находится в высоко в Гималаях, Дварка на берегу
Арабского моря, Пури – напротив, на берегу Бенгальского залива, Рамешварам – на острове близ побережья самого южного штата Тамил Наду. Есть один город, который считается более священным, чем эти четыре – это Бенарес, или Варанаси, стоящий там, где широко разлившаяся по равнине Ганга резко меняет свое течение и поворачивает назад к горам. Другие маршруты – труднодоступная пещера Амарнат в горах Кашмира, гора Гирнар в штате Гуджарат, гора Аруначала в Тамил Наду. Выбрав своей целью какую-нибудь из этих святынь,
вы окажетесь «на одной тропе» с неуловимыми йогами. И кто знает, если вам повезет, станете свидетелями каких-нибудь чудес. Вряд ли это будут заклинания убивающие тигров, которые Гулаб Синг продемонстрировал мадам Блаватской. Потому что уж кого-кого, а тигров в Индии осталось очень мало.

Кубмха-мела. По легенде, когда боги и асуры дрались за кувшин (кумбха) священного напитка амриты, они пролили четыре капли на землю. Индусы считают, что при определенном положении планет вода в этих местах становится целебной и смывает все грехи. Это происходит раз в четыре года в одном из городов: Удджайн, Насик, Харидвар и Аллахабад. Последний находится на месте слияния священных рек Ганги и Ямуны, поэтому купание в этом месте считается самым действенным. Фестиваль, во время которого миллионы (!) паломников
собираются на омовение, называется Кумбха-мела. На эту сходку стремятся саду всей Индии. Во время кумба-мелы происходит обмен тайными знаниями, и самые упорные затворники выходят поговорить с народом. Однако и тайные знания постепенно становятся общественным достоянием. На прошлой Меле в 2007 году известный Гуру Пайлот Баба поместил одну престарелую японку, свою ученицу, в подземную камеру, где она провела в состоянии самадхи несколько дней без пищи, воды и воздуха. Для доказательства происходящего в камере
оттуда велась видеотрансляция: японка действительно сидела, не двигаясь.

Туристы могут посетить Кумха-мелу (ближайшая пройдет в Харидваре в 2010 году), однако бронировать места в гостиницах в ближайших городах надо за полгода. Можно, оставив на несколько дней всю свою жизнь за пределами мелы, поселиться в палаточном городке и есть бесплатно раздаваемую пищу вместе со всеми. Рекомендуется не брать с собой в такое приключение видео- и фотокамеры, да и вообще какие-либо дорогие предметы – наверняка «уплывут».

----------------------------------------------------------------------------
Сайт http://indonet.ru интересен большой подборкой практической информации для славянского (и не только) туриста, которую полезно распечатать с собой в дорогу. Интересно почитать:
http://indonet.ru/travelguide/rishikesh Ришикеш - мировая столица йоги
http://indonet.ru/indiya/haridvar Харидвар - место проведения Kumbha Mela

С любовью, СатьяПракаш.

Наши сайты
текущий: http://www.yidl.org.ua
зеркало: http://www.yogaindailylife.org.ua (иногда лежит)
англоязычный международный: http://www.yogaindailylife.org


В избранное