Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Алхимия Совершенствования

  Все выпуски  

Храм твоей Души


            Проекты автора :http://stelana.qps.ru/
                                          
http://poznanie.ucoz.ru/


            Зрелая Карма 


   Она уже готова для жатвы, а потому -  неизбежна.  Свобода выбора в прошлом; выбор был  сделан,  в  настоящем  остается только уплатить свой долг.   Причины, которые мы зарождаем непрерывно нашими  мыслями,желаниями и поступками, бывают часто так противоречивы,  чтоони не могут осуществиться одновременно.  Могут  быть  также кармические обязательства относительно известной  нации  или определенной общественной группы, а между тем другие  обязательства могут потребовать иных условий воплощения. Следовательно, в одном и том же воплощении человек  может  погаситьтолько часть своей Кармы. Духовные силы, или, иначе, законы,правящие человеческой Кармой, избирают ту  часть  из  каждой индивидуальной Кармы, которая может быть  погашена  одновременно, и с этой целью направляют человеческую душу  в  соответствующую страну, расу, семью, общественную среду, которые представляют наиболее подходящие условия  для  осуществления именно той части Кармы, которая выделена  из  общего  итога. При этом соединяются одновременно такие  условия,  блягодаря которым могут проявиться последствия тех из ее созданных человеком причин, которые не противоречат одна другой, которые совмещаются между собой.

   Причины эти, заложенные человеком в предыдущих воплощеният, определяют: 

   а) продолжительность его земной жизни;

   б) особенности его физической оболочки, ее  положительные и отрицательные свойства;

   в) подбор родственников, друзей, врагов и всех, с кем человек войдет в соприкосновение;

   г) общественные условия;

   д) строение орудий души: мозга и нервной системы, определяющее те пределы, в которых проявятся силы души;

   е) соединение всех созданных кармическими  причинами  радостей и страданий, которые могут быть пережиты человеком  в течении одного и того же воплощения.

   Во всем этом для человека нет выбора; выбор его был  сделан в прошлом, когда он сеял, теперь остается собрать жатву.   Одно из проявлений зрелой Кармы представляют  собой  поступки, которые можно назвать  неизбежными.  Каждый  поступок есть конечное выражение целого ряда мыслей и желаний.  Однородные мысли и желания, группируясь в течение многих  воплощений в одно целое,  вызывают  душевное  состояние,  которое можно сравнить с насыщенным раствором в момент кристализации вещества. Как самой ничтожной частицы  вещества  достаточно,чтобы вызвать в насыщенном растворе кристаллизацию,  так  же довольно самого легкого воздействия извне или изнутри (одна,последняя, мысль), чтобы накопившиеся однородные мысли кристаллизовались в поступок. Если эти мысли были злые  и  мстительные, явится момент, когда при самом легком толчке  человек пойдет на преступление. Или наоборот, если  ум  его  был cклонен создавать бескорыстные мысли, направленные на помощь ,ближним, настанет момент, когда эти мысли кристаллизуются  вакт героизма. Если при этом человек не успеет обдумать своего поступка, - а это почти неизбежно ввиду преобладания эмоций у современных людей, - будет ли его поступок  преступный или героический, сам человек изумляется,  "не  верит  себе", говорит: "Не понимаю, как мог я это сделать!". Из этого следует, что наши скрытые мысли направляют  совершенно  определенно нашу волю, и момент их выполнения - не более как  вопрос времени.

   Но если творец мыслей успел подумать, свобода выбора  еще возможна: он может противоставить закоренелой мысли новую и, энергично повторяя последнюю, постепенно заменить ею прежнюю мысль.    В этом явлении мы имеем ключ к разрешению трудной проблемы свободы воли и предопределения. Свободная воля человека и создает для него те ограничения, которые он  называет  своей судьбой. Он ограничивает себя своими  же  прошлыми  мыслями;неосуществленными возможностями, ошибочными  предпочтениями, неразумными уступками; он связан своими позабытыми  желаниями, неразумными  уступками,  скован  грехами  своих  прежних дней. И все же - он свободен. Он,  создавший  свое  прошлое, которое держит в оковах  его  настоящее,  может  работать  и внутри созданной им же тюрьмы,  чтобы  обеспечить  для  себя свободное будущее. Когда сильный человек узнает, что он свободен, оковы его спадут сами собой. Но для обыкновенного человека, для которого знание - не ровный могучий свет,  а  то вспыхивающая, то погасающая искра, освобождение отодвигается в далекое будущее; для него прежде всего необходимо сознание, что он страдает в настоящем только потому, что  грешил  в прошлом, и что все ограничения, которые связывают его,  созданы им же самим.

   Между этими двумя полюсами - свободной воли и предопределением - происходят все сложные сочетания свободы и  необходимости, на которых построена вся драма человеческой борьбы.   Создаваемые свободной волей мысли и  желания,  повторяясь много раз, становятся привычками; привычки ограничивают волю и делаются под конец автоматичными. Приходит  минута,  когда совесть говорит, что привычка нехороша; тогда человек  начинает разрушать дурныю привычку, создавая мысли противоположного характера. После  многих  усилий  прокладывается  новое русло, новые мысли берут перевес и - потерянная свобода  обретается снова... К сожалению, почти всегда только для того,чтобы заковать волю в новые цепи.  Таким образом наши собственные мысли  и  желания  создают  постепенно свойства нашего мозга и нашей нервной системы,  а последние являются одним из самых сильных ограничений свободы нашей воли.    Часто повторяемые мысли, делаясь автоматичными дают в нас предрассудки, личные и национальные; мы  живем  с  ними, даже не подозревая, что это - стены, построенные нашими собственными руками, которые закрывают перед нами светлые горизонты истины.

   Другой вид зрелой Кармы проявляется в минуты так называемых "внезапных обращений". Нечистые мысли и желания прошлого образуют вокруг нашего истинного Я, нашей бессмертной  души, как бы кору, которая держит ее  в  плену.  Плен  этот  может длиться в течении нескольких воплощений. В  это  время  бессмертная душа, собиравшая опыт, успела многому  научиться  и приобрести высшие свойства, но последние могут  долго  оставаться скрытыми под твердой корой. Потребуется сильный  толчок - иногда он является в виде хорошей книги, вдохновенного слова, яркого примера,- чтобы разорвать  кору  и  освободить душу. В человеческой истории записано немало  таких  случаев"внезапного обращения".


                     Скрытая Карма

   Каждая причина стремится произвести свое действие  непосредственно; осуществить это стремление мешает  сопротивление среды. Тот же закон относится и к причинам, создаваемым  человеком. Если бы мысли и желания  наши  были  однородны,  не стояли бы во внутреннем противоречии и не сталкивались  постоянно с сопротивлением среды, последствия их проявились  бы непосредственно. Но наши поступки, желания и мысли  противоречат так сильно одни другим, что только немногие из  зарожденных ими последствий могут  проявиться  одновременно.  Остальные будут ждать своей очереди. Таким образом, в  течении веков мы нагромождаем причины, которые не могут осуществиться до времени, и мы всегда живем под влиянием двойной  совокупности Кармы: одна проявляется, а другая ожидает - как  бы в тени - случая, чтобы проявиться. Из этого  можно  вывести, что скрытая Карма может переноситься из одного воплощения  в другое и долго оставаться погребенной, чтобы ожить и принести плоды - подобно зернам, находимым в  египетских  саркофагах,- как только появятся налицо все необходимые условия.    С психологической точки зрения скрытую Карму  можно  рассматривать как наклонности, идущие из прошлого. В противоположность зрелой, скрытая Карма подлежит  изменению.  Наклонности наши могут быть усилены или ослаблены,  направлены  по новому руслу или совсем уничтожены, смотря по свойству и силе внутренней работы, которая созидает наш характер. В борьбе с дурными наклонностями даже неудача есть шаг вперед, потому что сопротивление дурному уничтожает часть дурной энергии, вошедшей в состав нашей Кармы.


                   Зарождающаяся Карма

   Этот вид Кармы создается непрестанно нашими мыслями,  желаниями и поступками; это - тот посев, плоды которого мы будем пожинать в будущем. Именно эта Карма и представляет  собой созидающую силу человека.    Сознательно строящий свою Карму должен быть полным господином над своими мыслями и никогда не действовать под  влиянием настроения; все его поступки должны  ответствовать его идеалам, и он должен предпочитать не  те  действия,  которые для него приятнее, а те, которые лучше. Он строит  для  вечности и, зная это, должен внимательно избирать свой  материал. Но такой труд, проведенный через все  подробности  ежедневной жизни, доступен только созревшей душе, сильной  воле,и таковая воля может уничтожить свою Карму, сжечь ее в  огне внутренней борьбы. Наряду с этим она может привести  в  действие и свою скрытую Карму и уплатить в несколько воплощений долг, который иначе возвращал бы ее на землю несчетное число раз.   Вместо того чтобы быть цепями, познанный закон Кармы дает сильной душе крылья, на которых она может подняться в  сферы безграничной свободы.    Но и для обыкновенного человека нашего времени знание закона Кармы дает такое проникновение в смысл земной  жизни  и раскрывает такие необъятные горизонты в грядущее, что оно не может остаться без сильного влияния на весь строй его жизни.    Необходимо только, чтобы это было настоящее знание, потому что нет ничего вреднее смутного  полузнания,  ведущего  к искажениям и предрассудкам. Таким искажениям подвергалась  и идея Кармы. На Востоке, в индусских Писаниях (Шастрах),  закон Кармы изложен в полноте, но подлинные св.  Писания  доступны немногим, а сведения, получавшиеся из третьих рук, понижались постепенно до уровня толпы, и в  результате  появилось то пассивное настроение Индусов, которое у нас на Западе извесно под именем "восточного фатализма".    Но в действительности религиозная философия Древнего Вос-тока учит совершенно иному. Разъяснения закона Кармы, данные в виде беседы между Бишмой, учителем Дхармы, и праведным царем Юдиштирой, в которой первый разъясняет царю, как  судьба человека образуется из его же прошлых мыслей, желаний и поступков,- заканчиваются такими словами:  деятельность  сильнее судьбы.

   Как же согласить такое утверждение с идеей Кармы? Приняв,что вся наша судьба складывается из наших же прошлых  проявлений, не нужно забывать, что проявления эти бесконечно разнообразны, и что если подвести итоги всему, что мы передумали, перечувствовали и переделали в течение дня, в сумме  нашей дневной Кармы будет много и дурного, и хорошего; складывая на чашу весов нашей общей Кармы то и другое, увидим, что часть наших  дурных  проявлений  уравновесится  хорошими,  итолько тот добавочный вес, который перетянет ту  или  другую чашу весов, за нас или против нас, сохранится в летописи нашей судьбы, все остальное окажется уже погашенным. Вот почему деятельный человек, который в любую минуту  может  прибавить на чашу весов нечто в свою пользу, имеет гораздо  более шансов изменить свою Ка рму, чем человек бездеятельный.    Бывают случаи, когда в прошлом скопилось так много дурной Кармы, что все усилия человека выбраться из полосы  бедствий кажутся с виду безрезультатными. Но это только кажется. Каждое усилие, направленное на то, чтобы побороть  свою  дурную Карму, ослабляет силу ее сопротивления. Возьмем в пример денежные неудачи. Карма данного человека требует для него бедности и лишений; он делает усилия, добивается  путем  напряженных трудов благоприятных результатов, но -  снова  теряет все приобретенное и опять начинает  добиваться  своей  цели. Видимые неудачи этого человека могут продолжаться  до  самойсмерти, но в той невидимой лаборатории, где созидается  наше будущее, его усилия сделали свое, они ослабили  силу  сопротивления его дурной Кармы, и если он не победил в этом  воплощении, он победит в будущем.

   То же самое и с пороками, борьба с которыми  кажется  безуспешной. Знание Кармы выясняет, что в этой борьбе  главное значение не сколько в видимой победе, сколько  в  ослаблении дурной силы, идущей из прошлого. Вот почему никогда не  следуе складывать оружия и говорить: я не могу  побороть  своей слабости. Нужно не переставая бороться, потому что с  каждым новым усилием, направленным против дурной привычки, сила  ее подрывается, и в будущем воплощении будет уже нетрудно справится с ней. Необходимо помнить, что ни одно  доброе  усилие человека не проходит даром, каждое погашает частицу его кармического долга.    Другой нежелательный вывод,  к  которому  приходят  люди, плохо усвоившие закон Кармы, выражается  в  мысли,  что  "не следует помогать страдающему, раз это его  Карма  и  он  сам виноват в ней". Такой вывод может повести к сухости  и  бес-сердечности, и он в самом корне неверен.    Совершенно верно, что мы окружены злом и страданиями всякого рода, которые являются естественным результатом  дурной Кармы людей, но это не причина, чтобы мы  не  делали  усилий для противодействия этому злу. Дурные мысли и поступки  создают страдания, но зато хорошие мысли  и  поступки  заменяют страдание счастьем.   Нам совершенно не нужно заботится  о  выполнении  высшего Правосудия. Оно совершит свой безошибочный суд  и  без  нас; нам же нужно помнить свой долг, а он  предписывает  помогать всем, кто вступает в сферу нашего влияния. Раз человек  становится на нашем пути и мы можем помочь ему, этой возможностью предъявляется кармический долг, но уже не  ему,  а  нам.

 

Свой он уплатит страданиями, а наш долг мы уплатим тем,  что поможем ему. Даже с эгоистической  точки  зрения  необходимо помогать страдающим и находящимся в нужде, потому что,  пропуская возможность облегчить страдания,  можно  создать  для себя такую Карму, в состав которой войдет отсутствие  помощи в тяжелый час, когда мы сами будем нуждаться в участии.    Карма не мешает никакому доброму действию, ее законы  допускают улучшение нашей собственной участи, а тем  более  улучшение судьбы наших ближних.

                    Из всего предыдущего возникает  неизбежный  вопрос:  если душа должна воплощаться до тех пор,  пока  не  выполнит  все свои кармические обязательства, а с другой стороны, пока  не перестанет зарождаться (благодаря постоянно возникающим мыслям и желаниям) новая Карма,- не вытекает ли из этого полная невозможность освободиться из-под власти Кармы? Не  теряется ли для человека всякая надежда обрести свободу?   Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим, из  каких свойств человека сплетается ткань его Кармы.    Главной пружиной, главной побудительной силой, заставляющей человека действовать, следовательно,  и  создавать  свою Карму, является желание.

   Что такое желание? Это - та  могучая  сила,  разлитая  во всей Вселенной, которая проявляется во всех процессах природы в виде притяжения частиц, без которого на могло  бы  быть существования в материи. Без желания не было бы и  движения,следовательно, и развития, а был бы застой. Чтобы расти, необходимо быть деятельным, ибо только  деятельность  вызывает проявление всего, что скрыто в сути вещей.    Восточная мудрость признает все значение желания, в котором для большенства людей и коренится побудительная  причина для деятельности, и для этого большенства убить желание равнялось бы полному отречению от всякой  деятельности;  и  все же, говоря о "цепи, привязывающей нас  к  колесу  рождений", древняя Мудрость указывает на необходимость "уничтожить  желание". Как же помирить это кажущееся противоречее?    Оно примиряется само собой, если  предметом  исследования взять не отдельную жизнь воплощенной личности, а  весь  путьразвития бессмертной человеческой индивидуальности,  прошедшей через всю полноту  земного  опыта.  Делая  свои  выводы, древняя Мудрость имеет в виду всю эволюцию человека, до конца. Она ясно различает возраст человеческой души.

   На заре своего земного существования человек жадно захватывает для себя все, что может захватить, все,  чего  желает его стихийная жажда жизни. С этого начинаются жизненные уроки человека. Он вступил на "Путь Выступления", как  называют древние индусские учения начало эволюционного пути  человека. На этом начальном пути человек отождествляет себя со своей внешней формой, со своим телом, и  это  нужно  потому, что грубые, резкие прикосновения извне необходимы для  того,чтобы разбудить дремлющее сознание  человека-младенца,  разжечь искру сознания в яркое пламя.  Чтобы  отчетливо  почувствовать свое "я", чтобы отделить его как центр самосознания от остальной Вселенной, для этого и нужны те телесные границы, замыкающие в себе частицу общей жизни, которую мы ущущаем как свою личность. Это ограничение жизни, это  вытеснение ее в узкие грани нашей личности и есть эгоизм. На "Пути Выступления" эгоизм необходим: он родит желание, желание  вызывает деятельность, а посредствам деятельности  человек  растет. Вначале человек желает только для себя, позднее  эгоизм его расширяется и заключает в свои пределы сперва свою семью, затем свое племя, народ, государство. И в этих  расширенных пределах человек все еще стремится брать для  себя,  для своей семьи, для своего народа как можно больше от природы и от остальных людей, и это длится до тех пор, пока  его  душа не насытится и больше брать уже не захочет. "Путь  Выступления" этим и заканчивается. Он начинает поворачивать назад, и человек вступает на "Путь возврата", на котором кончается его желание брать и возникает столь же повелительная потребность отдать все, вернуть обратно все, что он брал у мира, у природы и у людей. Без такого возврата не может быть восстановлено нарушенное равновесие, не может осуществиться  справедливость, на которой держатся все миры.

  


В избранное