Мораль озабочена хорошими
качествами и плохими качествами. Хороший человек, согласно морали, — это человек честный,
правдивый, подлинный, достойный доверия.
Человек осознанности — это не только
хороший человек, он гораздо большее. Для хорошего человека его добро — это
все; для человека осознанности добро — это только побочное следствие. В то
мгновение, когда ты сознаешь свое существо, добро следует за тобою, как тень.
Тогда не нужно совершать никакого усилия, чтобы быть хорошим; добро становится
твоей природой. Точно, как деревья зеленые, ты хороший.
Но «хороший человек» не обязательно
осознан. Он прилагает большие усилия, чтобы быть хорошим, он борется с плохими
качествами — ложью или воровством, неправдой, нечестностью, насилием. Они есть
в хорошем человеке, но в подавленной форме, и могут извергнуться в любое
мгновение.
Хороший человек может превратиться в
плохого очень легко, без всякого усилия — потому что все эти плохие качества
есть, но только свернуты, подавлены усилием. Если он устранит усилие, они
немедленно извергнутся в его жизнь. И эти хорошие качества только выработаны,
не естественны. Он изо всех сил пытается быть честным, искренним, не лгать —
но это усилие, это утомительно.
Хороший человек всегда серьезен,
потому что он боится всех тех плохих качеств, которые подавил. И он серьезен,
потому что глубоко внутри желает, чтобы его почитали за егодобро, чтобы его
наградили. Он жаждет респектабельности. Ваши так называемые святые, самое
большее — «хорошие люди».
Есть лишь один способ выйти за
пределы «хорошего человека»: привнести больше осознанности в свое существо.
Осознанность — не что-то, что должно быть привито; она уже есть, ее нужно
только разбудить. Когда ты полностью разбужен, что бы ты ни сделал, хорошо, а
все, чего ты не делаешь, плохо.