Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Белая Магия и основы теургии

  Все выпуски  

Белая Магия и основы теургии


Информационный Канал Subscribe.Ru


Авторская рассылка Раокриома и Рати
"Белая Магия и основы теургии"

   url:  www.raokriomrati.com
email:  info@raokriomrati.com
   телефон:  (38044) 559-23-97      
для писем:  01014 Украина, Киев-14, а/я 2

Добрый день!
Благословление всем!

ВАМПИРЫ
(литературно-мифологический обзор)

Этого слова нет в активном лексиконе современного человека. Но стоит лишь его произнести и в памяти всплывает что-нибудь из не раз прочитанного или услышанного в детстве: залитое лунным светом кладбище, посиневший мертвец с окровавленными клыками. Вампир...
Словарь С.И.Ожегова трактует это слова так: "сказочный персонаж" - покойник, который будто бы выходит из могилы и пьет кровь живых". Такое же значение имеют слова "упырь" и "вурдалак".
Так кто же, он, вампир? Чьим воображение порожден и чем объяснить жизнеспособность и популярность его образа, представления о котором - одно из наиболее древних в мировой мифологии, лежащие у ее истоков? Какое место занимает этот об-раз в мировоззрении современного человека?
Мир, окружавший человека первобытного, был заселен демоническими духами, каждый из которых выступал воплощением определенного природного явления. Все они без исключения были не- безопасны и требовали определенных жертв. Во времена, когда зарождалась культура, когда осознавались такие основополагающие категории как "Добро" и "зло", произошла определенная эволюция и в хаотическом мире демонов. Духи стали подразделяться на добрых и злых, но и добрые оставались еще настолько необузданными и демоничными, что их следовало на всякий случай тоже остерегаться. Этот первобытны страз позднее был отражен в поговорке: "Не боится ни черта, ни Бога", где злое и доброе на- чала ставится в один ряд.
Со временем происходит дальнейшее разграничение добрых и злых сил. при помощи поклонения и жертвоприношений человек приближает к себе добрых духов, пытается заставить их служить себе. Те становятся более "покладистыми", переходят в разряд "божеств". Злые все чаще остаются в стороне. Если раньше они наравне со всеми противниками получали от человека свою "долю" жертвы, то теперь человек вступает с ними в противоборство, изгоняют их со своей жизненной территории, используя для этой цели всевозможные магические заклинания и приемы.
"Мир... неоднороден, - замечает В.Н.Шмельков в статье "Религия народов лесной Гвинеи", когда речь идет о характерных выводах первобытных народов, касающихся структуры мироздания ("Традиционные и синкретические религии Африки" М.1986г.), - существует зона, где господствует порядок, где жизнь течет в соответствии с установленными человеком законами. Это деревни, поселки, города, т.е. освоенное человеком,социализированное пространство. Здесь господствует человек, он здесь хозяин. Но существует другая зона,где царит хаос и хозяйничают опасные для человека силы: духи природы,ведьмы,колдуны. Это дикое пространство, не освоенное людьми, - т.е. то, что лежит за пределами деревни или селения..."
Чем же отвечают злые духи, изгнанные в неосвоенную человеком "зону"? Логичным будет вывод, что они начинают мстить. Отныне всевозможные болезни, таинственные исчезновения детей и животных объясняются "кознями" нечистой силы. Так появляется идея вампиризма.
Итак: человек сделал выбор - он сделал шаг навстречу Добру, тем самым вступив в вечный, продолжающийся уже тысячилетия, конфликт со злом.
В приведенной выше цитате уже просматривается характерная черта человеческой психологии, пришедшая сквозь века. Как только человек стал существом социальным, возникли определенные регламентации в его жизни, которые усложняясь десятками лет, приобрели вид морально-этических норм, существующих в рамках всех культур и верований человек приобрел зачатки милосердия высокоцивилизованного сознания - появляются заповеди "не убий, не укради, почитай родителей".
Тогда окружающий мир, живущий по закону джунглей - "побеждает сильнейший", - мир, где продолжает господствовать зло, входит в диссонанс с милосердным человеческим социумом. Такой же диссонанс наблюдается и в психике человека - в виде борьбы сил Разума и Добра и силами Инстинкта и жестокости, который перерастает в конфликт между добром и злом и переносится на всю природу.
Итак, пространство социума есть порядок и добро (конечно же весьма относительное и соответствующее текущему дню). За социумное пространство - зло. Смысл цивилизации людей, согласно концепции языческих религий, а также, позже христианства - заставить силы природы жить по милосердным человеческим за- конам (опять же весьма относительно). И поэтому вся наша жизнь есть борьба с энтропией мертвой части природы, соперничество организующей силы социума с дезорганизацией силы стихий.
На ранних этапах человеческого развития было очень распространено верование, смысл которого сводился к тому, что организующим элементом природы есть душа - частичка божественного начала. Как только тело умершего лишается этой организующей силы, оно становится началом разрушительным; труп выносится за пределы социального пространства - в пространство хаотических стихийных сил и существ (кладбище находилось обычно за границами города или деревни). Теперь оно - тело - уже мыслится чужим, не принадлежащим социуму, безжизненным, посредником, стоящим на рубеже между порядком и хаосом и тяготеющим к последнему. Иначе говоря, возникает представление о демонах.
Демон - еще не вампир. Он - простое злое стихийное существо, обитаемое далеко от людских поселений. А для того, чтобы покойник стал настоящим воплощение сил зла и разрушения, должны были существовать определенные условия. Человек, претендующий прослыть после смерти злым демоном должен быть уродливым, умалишенным или по крайней мере замкнутым.
Вскоре возникают мысли, суть которых сводится к тому, что отдельные крупные злые демоны могут внедряться в социум, разрушать его во всех проявлениях и питаться выделившейся при этом энергией. Вот и поверье о вампирах сформировано, оно уже навсегда входит в арсенал суеверий человека, оно готово к дальнейшим трансформациям.
Первоначально в роли вампиров выступали, как уже отмечалось, тела умерших, руководимые разрушительными силами природы. В легендах демоны, воплощенные в тела умерших, приходят по но чам в селения, поедают детей, забирают жизнь взрослых, пожирают скот.
В скандинавских сагах постоянно присутствует покойник, который оживает: тело его после смерти "... черным, огромным и очень тяжелым; покойник ездит ночью на коньке крыши и убивает людей и скот, с мертвяком нужно драться и, убив его отсечь голову и приложить ему к бедру, а потом сжечь", ("Сага о Греттире", Новосибирск,1976г.).
Параллельно с тем, как развиваются представления о физиологии человека, его основных жизненных функций, изменяется "рацион" вампиров. Они уже все реже пожирают плоть. Кровь-второй по значимости энергоноситель человеческого организма, послебожественнойдуши, - вот что становится целью вампира и заменой покинувшей тело души.
У Проспера Мериме в его книге "Гузла" (стилизация по мотивам южно-славянского фольклора) находим: "Вампиром называется покойник, который выходит, обычно ночью, из своей могилы, чтобы мучить живых. Часто он высасывает кровь из них, а иногда сдавливает горло и душит чуть ли не до смерти..."
Здесь же находим варианты возникновения вампиров, а также некоторые детали из их "быта": "...Кто погибает жертвой вампира, сам становится после смерти вампиром...Думают, что еретики и отлученные от церкви, которых похоронили в освященной земле, не могут найти в ней покоя и мстят живым за свою муку...
Говорят также, что вампиры лежат в могиле с раскрытыми глазами, что ногти и волосы растут у них, как у живых..."
Здесь же приведена "технология" того, как избавиться от вампира: "...Призраки эти перестают появляться, если, открыв их могилы, отрубить им голову, а затем сжечь тело".

продолжение через неделю...
Использование материалов возможно только с согласия автора. Copyright Раокриом&Рати 2000-2002 Киев

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное