Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Terra incognita

  Все выпуски  

Terra incognita Йога. часть2


продолжение статьи "Философия йоги" Андрея Сафронова, и обсуждение ролей  которые играют люди.

....Состояние учени­чества не связано с ролью. Хотя мож­но и играть роль: ученик подошел и спрашивает: «О, великий сенсей, а что мне делать, расскажи мне, что такое дзен или что такое йога?» Эта не ученичество, а игра соответству­ющих ролей.

   В чем суть ученичества? Состояние ученичества рождается тогда, когда у человека кристаллизовалось его «Я». Почему, как правило, и приходят в йогу, когда у человека возникают про­блемы, когда возникает кристаллиза­ция «Я» в силу этой проблемы.

   В этом состоянии человек может сделать выбор: хочется ли ему стать открытой системой или закрытой. Нормальный человек стремится к какой-то стабильности и закрытос­ти. Человек, который идет по пути ученичества или вообще духовного развития, стремится, наоборот, к не­стабильности и открытости до опре­деленной степени. Как раз степень этой открытости, т.е. готовность ме­няться, готовность выйти из той роли, в которую он сейчас попал (имеется в виду не только соци­альная роль, но и эмоциональная), это и есть ученичество. Если гово­рить «энергетическим» языком — то это обладание соответствующим ко­личеством энергии на это.

   Подобные вещи рассматривались и в психотерапии. В эзотерических доктринах об этом говорилось не­сколько другим языком. Например, если ученик готов, то учитель най­дется. Это упрощенный вариант по­нимания, правильнее было бы гово­рить следующим образом: если уче­ник не готов, то даже если тысяча учителей подойдет к нему и скажет: «Понимаешь, мужик, оно вот так», он этого не услышит. Нет энергии на то, чтобы услышать, потому что зна­ние, которое человек получает в рам­ках эзотерической традиции — это не знание типа физики, химии и мате­матики, которые жизнь конкретного человека никак не меняют.

   Если вы узнаете, например, что существуют сценарные формы пове­дения, то у вас есть два варианта. Первый — забыть про это немедлен­но и никогда больше не вспоминать. Второй вариант — начать их отсле­живать. И здесь с третьего раза (пер­вые две попытки вы отследите на со­седях) вы вдруг поймете, что, оказы­вается, следуете сценарной форме поведения, и то, что вы считали ва­шими лучшими чувствами, есть не что иное, как классическая двухходовка. А то, что вы считали един­ственно правильной формой поведе­ния — есть кусочек вашего сценария, который имеет строго определенное завершение в своем конце. Здесь опять есть два варианта. Первый ва­риант — попытаться с этим что-то сделать и второй вариант — вызве­риться на того, кто вам это сказал. Чаще всего реализуется второй вари­ант, особенно в том случае, если че­ловек сказал больше, чем у вас было энергии чтобы услышать.

   Есть Силы, которые заинтересо­ваны в духовном развитии человека, они дают на это энергию. Они со­здают достаточно сильное внутреннее трение человека самого о себя, они создают трение человека об окружа­ющее пространство, и на этом тре­нии огонь духа постепенно разгора­ется. Это к вопросу о том, каков ме­ханизм духовного развития.

   Когда мы говорим о ролях, то мо­жет возникнуть другая фобия — по­пытка ни с чем не идентифициро­ваться. Хотя это тоже невозможно, потому что из ничего — ничего не получается. Фактически то, что рож­дается в человеке, рождается из тех энергий, с которыми человек взаи­модействует. Для того чтобы в чем-то разочароваться, нужно вначале чем-то очароваться. Есть такая по­зиция, которую можно назвать, как страх жизни. Если я ничего не буду делать, то и не ошибусь. Забиться в угол и не дай бог куда-то влезть. При такой позиции процент развития ра­вен нулю, но рано или поздно кто-то (у кого более активная позиция) в этой щели начнет нас ковырять. Бу­дет плохо. Такая жизненная позиция является вариантом патогенной жиз­ненной позиции. Она рационализи­руется всякими религиозными и псевдорелигиозными системами — «нам все по фигу, мы отрешились, абстрагировались, созерцаем, как оно происходит все вокруг». Так не по­лучится. «Я» кристаллизуется через прохождение каких-то жизненных си­туаций, причем через прохождение ис­креннее, т.е. нужно влезть, «получить по мозгам», прожить, осознать и су­меть вылезти из ситуации. Только тогда вы вылезаете с новым опытом и ваше «Я» становится сильнее отно­сительно данной ситуации. Причем под ситуациями я понимаю не толь­ко ситуации социальные, но и ситу­ации эмоционального контакта, и си­туации интеллектуальные (а если на мир посмотреть вот таким вот обра­зом?), и многие другие.

   Посмотрим на разные практики, которые применяются открытыми эзотерическими системами, (хотя термин «открытая эзотерическая си­стема» — абсурд). Например, те же медитативные практики. В чем смысл любой медитации? В изменении сво­его состояния, т.е. вы входите в то состояние, которое для вас, как пра­вило, необычно. Вы проживаете его с максимальной интенсивностью и выходите из него в обычное состоя­ние, т.е. вы там были, вы совершили это путешествие, вы что-то поняли, вы оттуда что-то вынесли. Можно совершить путешествие только в одну сторону, т. е. закайфовать — вы вош­ли в состояние, растворились в нем, поняли, что приятно— «буду теперь жить всегда здесь». Аналогичные вещи могут быть связаны с исполь­зованием психоактивных препаратов.

   На продвинутых уровнях люди контактируют с духами, с божества­ми, еще с кем-то. Шаманы, которые впадают в транс, целители, которые тоже с богами работают. В таких со­стояниях часто теряется внутреннее «Я». А возвращаться может не хотеть­ся. Одни люди более ригидные, им труднее уйти в другое состояние, дру­гие — более рыхлые, они легко ухо­дят в другое состояние (измененное состояние сознания), но им трудно потом обратно кристаллизоваться.

   По сути, духовное развитие и предполагает прохождение разных аспектов разных ролей: эмоциональ­ных, социальных, мировоззренчес­ких. Жизненная позиция это тоже некоторая роль. Максимально интен­сивное проживание каждой из этих ролей, растворение в ней, а потом обратная кристаллизация из этого растворенного состояния.

   В средневековье была такая наука как алхимия, которую у нас ошибоч­но считают или шарлатанством, или псевдонаукой, которая занималась поисками золота. На самом деле ал­химия представляла собой эзотери­ческую систему, которая тоже опи­сывала неким образом фазы духов­ного развития человека. Химическая символика в какой-то степени явля­лась метафорой. Когда говорили, что для получения золота необходимо много раз растворять ртуть в чем-то, а потом ее обратно кристаллизовать, это не значит, что они действительно планировали таким образом золото получить. Это означает, что именно таким образом формируется челове­ческая сущность, человеческое «Я», — прохождением разных растворителей, жизненных ситуаций, из каждой из которых удается выйти собой, разотождествившись с этой ситуацией. Это к вопросу о роли очарования и разо­чарования в духовном развитии.

   Существует еще один интересный момент — момент вызова. Когда все слишком хорошо, по крайней мере, ничто не напрягает, человек имеет тенденцию потихонечку в этом хоро­шо «растворяться». Когда возникает какой-то внешний вызов, то возни­кает мысль о том, что дальше делать. Вопрос в том, а стоит ли ждать внеш­него вызова. Можно самому себе со­здавать некоторые вызовы, ставить себе сверхзадачу, как у Гурджиева. Он говорил, что если вы идете, к приме­ру, домой холодным вечером по хо­лодной улице и думаете, что дома чай, камин, вам осталось еще два километ­ра, вы напрягаетесь, — это усилие. Но если вы пришли домой, не попили этого чая и пошли обратно — это сверхусилие. В данном случае в пер­вом варианте человек играл совершен­но нормальную естественную роль, он следовал биологической программе.

   Биологическая программа — это тоже роль, это то, что в нас есть, то, что не связано с человеческим уров­нем. Если посмотреть, в какой сте­пени человек при общении мотиви­рован биологической программой, например, программа борьбы за ли­дерство среди мужчин или програм­ма борьбы за внимание мужчин сре­ди женщин, то окажется, что очень большой процент усилий направля­ется на следование данной програм­ме. Возникает вопрос: «А где ты?». В данном случае работает биологичес­кая программа, самец делает свое, самка — свое, а человек где?

   Таким образом, для развития имеет смысл искать самому этот вызов, ес­тественно по силам, но его наличие постоянно определяет по­вод для развития.

писать мне можно по адресу: olimp-i-ya@mail.ru


В избранное