продолжение статьи "Философия йоги" Андрея Сафронова, и обсуждение ролей которые играют люди.
....Состояние ученичества не связано с ролью. Хотя можно и играть роль: ученик подошел и спрашивает: «О, великий сенсей, а что мне делать, расскажи мне, что такое дзен или что такое йога?» Эта не ученичество, а игра соответствующих ролей.
В чем суть ученичества? Состояние ученичества рождается тогда, когда у человека кристаллизовалось его «Я». Почему, как правило, и приходят в йогу, когда у человека возникают проблемы, когда возникает кристаллизация «Я» в силу этой проблемы.
В этом состоянии человек может сделать выбор: хочется ли ему стать открытой системой или закрытой. Нормальный человек стремится к какой-то стабильности и закрытости. Человек, который идет по пути ученичества или вообще духовного развития, стремится, наоборот, к нестабильности и открытости до определенной степени. Как раз степень этой открытости, т.е. готовность меняться, готовность выйти из той роли, в которую он сейчас попал (имеется в виду
не только социальная роль, но и эмоциональная), это и есть ученичество. Если говорить «энергетическим» языком — то это обладание соответствующим количеством энергии на это.
Подобные вещи рассматривались и в психотерапии. В эзотерических доктринах об этом говорилось несколько другим языком. Например, если ученик готов, то учитель найдется. Это упрощенный вариант понимания, правильнее было бы говорить следующим образом: если ученик не готов, то даже если тысяча учителей подойдет к нему и скажет: «Понимаешь, мужик, оно вот так», он этого не услышит. Нет энергии на то, чтобы услышать, потому что знание,
которое человек получает в рамках эзотерической традиции — это не знание типа физики, химии и математики, которые жизнь конкретного человека никак не меняют.
Если вы узнаете, например, что существуют сценарные формы поведения, то у вас есть два варианта. Первый — забыть про это немедленно и никогда больше не вспоминать. Второй вариант — начать их отслеживать. И здесь с третьего раза (первые две попытки вы отследите на соседях) вы вдруг поймете, что, оказывается, следуете сценарной форме поведения, и то, что вы считали вашими лучшими чувствами, есть не что иное, как классическая
двухходовка. А то, что вы считали единственно правильной формой поведения — есть кусочек вашего сценария, который имеет строго определенное завершение в своем конце. Здесь опять есть два варианта. Первый вариант — попытаться с этим что-то сделать и второй вариант — вызвериться на того, кто вам это сказал. Чаще всего реализуется второй вариант, особенно в том случае, если человек сказал больше, чем у вас было энергии чтобы услышать.
Есть Силы, которые заинтересованы в духовном развитии человека, они дают на это энергию. Они создают достаточно сильное внутреннее трение человека самого о себя, они создают трение человека об окружающее пространство, и на этом трении огонь духа постепенно разгорается. Это к вопросу о том, каков механизм духовного развития.
Когда мы говорим о ролях, то может возникнуть другая фобия — попытка ни с чем не идентифицироваться. Хотя это тоже невозможно, потому что из ничего — ничего не получается. Фактически то, что рождается в человеке, рождается из тех энергий, с которыми человек взаимодействует. Для того чтобы в чем-то разочароваться, нужно вначале чем-то очароваться. Есть такая позиция, которую можно назвать, как страх жизни. Если я
ничего не буду делать, то и не ошибусь. Забиться в угол и не дай бог куда-то влезть. При такой позиции процент развития равен нулю, но рано или поздно кто-то (у кого более активная позиция) в этой щели начнет нас ковырять. Будет плохо. Такая жизненная позиция является вариантом патогенной жизненной позиции. Она рационализируется всякими религиозными и псевдорелигиозными системами — «нам все по фигу, мы отрешились, абстрагировались, созерцаем, как оно происходит все вокруг». Так не получится.
«Я» кристаллизуется через прохождение каких-то жизненных ситуаций, причем через прохождение искреннее, т.е. нужно влезть, «получить по мозгам», прожить, осознать и суметь вылезти из ситуации. Только тогда вы вылезаете с новым опытом и ваше «Я» становится сильнее относительно данной ситуации. Причем под ситуациями я понимаю не только ситуации социальные, но и ситуации эмоционального контакта, и ситуации интеллектуальные (а если на мир посмотреть вот таким вот образом?),
и многие другие.
Посмотрим на разные практики, которые применяются открытымиэзотерическими системами, (хотя термин «открытая эзотерическая система» — абсурд). Например, те же медитативные практики. В чем смысл любой медитации? В изменении своего состояния, т.е. вы входите в то состояние, которое для вас, как правило, необычно. Вы проживаете его с максимальной интенсивностью и выходите из него в обычное состояние, т.е. вы там были, вы совершили
это путешествие, вы что-то поняли, вы оттуда что-то вынесли. Можно совершить путешествие только в одну сторону, т. е. закайфовать — вы вошли в состояние, растворились в нем, поняли, что приятно— «буду теперь жить всегда здесь». Аналогичные вещи могут быть связаны с использованием психоактивных препаратов.
На продвинутых уровнях люди контактируют с духами, с божествами, еще с кем-то. Шаманы, которые впадают в транс, целители, которые тоже с богами работают. В таких состояниях часто теряется внутреннее «Я». А возвращаться может не хотеться. Одни люди более ригидные, им труднее уйти в другое состояние, другие — более рыхлые, они легко уходят в другое состояние (измененное состояние сознания), но им трудно потом обратно кристаллизоваться.
По сути, духовное развитие и предполагает прохождение разных аспектов разных ролей: эмоциональных, социальных, мировоззренческих. Жизненная позиция это тоже некоторая роль. Максимально интенсивное проживание каждой из этих ролей, растворение в ней, а потом обратная кристаллизация из этого растворенного состояния.
В средневековье была такая наука как алхимия, которую у нас ошибочно считают или шарлатанством, или псевдонаукой, которая занималась поисками золота. На самом деле алхимия представляла собой эзотерическую систему, которая тоже описывала неким образом фазы духовного развития человека. Химическая символика в какой-то степени являлась метафорой. Когда говорили, что для получения золота необходимо много раз растворять ртуть в чем-то,
а потом ее обратно кристаллизовать, это не значит, что они действительно планировали таким образом золото получить. Это означает, что именно таким образом формируется человеческая сущность, человеческое «Я», — прохождением разных растворителей, жизненных ситуаций, из каждой из которых удается выйти собой, разотождествившись с этой ситуацией. Это к вопросу о роли очарования и разочарования в духовном развитии.
Существует еще один интересный момент — момент вызова. Когда все слишком хорошо, по крайней мере, ничто не напрягает, человек имеет тенденцию потихонечку в этом хорошо «растворяться». Когда возникает какой-то внешний вызов, то возникает мысль о том, что дальше делать. Вопрос в том, а стоит ли ждать внешнего вызова. Можно самому себе создавать некоторые вызовы, ставить себе сверхзадачу, как у Гурджиева. Он говорил, что если вы идете,
к примеру, домой холодным вечером по холодной улице и думаете, что дома чай, камин, вам осталось еще два километра, вы напрягаетесь, — это усилие. Но если вы пришли домой, не попили этого чая и пошли обратно — это сверхусилие. В данном случае в первом варианте человек играл совершенно нормальную естественную роль, он следовал биологической программе.
Биологическая программа — это тоже роль, это то, что в нас есть, то, что не связано с человеческим уровнем. Если посмотреть, в какой степени человек при общении мотивирован биологической программой, например, программа борьбы за лидерство среди мужчин или программа борьбы за внимание мужчин среди женщин, то окажется, что очень большой процент усилий направляется на следование данной программе. Возникает вопрос: «А где
ты?». В данном случае работает биологическая программа, самец делает свое, самка — свое, а человек где?
Таким образом, для развития имеет смысл искать самому этот вызов, естественно по силам, но его наличие постоянно определяет повод для развития.