Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Человек познай себя" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Terra incognita Йога
Здравствуйте, читатели! Сегодня предоставляю вам возможность прочитать статью Андрея Сафронова, известного эзотерика, целителя, психолога, президента Украинской ассоциации йогов. В последнее время йогой занимаются достаточно много людей, это стало модно. Но в первую очередь йога - это не комплекс упражнений, а философское учение. "Философия йоги" Когда мы слышим о йоге, то первые слова, которые всплывают в уме, это «духовное развитие». Здесь возникает очень важный вопрос: «А что, собственно, духовно развивается?» Тут же, даже не задумываясь (что вызывает настороженность — почему мы при этом не задумываемся?), мы даем ответ (сколь очевидный, столь и абсолютно бесполезный), что «развивается душа». Почему бесполезный? А кто ее видел, чувствовал, знает, что она существует? Духовное развитие — развитие Духа, а кто такой Дух? Если проанализировать разные учения и вообще этимологию этого слова, то исходно слово «дух» идет от слова «дыхание» («русским духом пахнет», «человек сильный духом» и т.п.). Однако это ничего не проясняет. Вспомним кадры из очень хорошего фильма — «Управление гневом». В нем есть интересный момент, когда психотерапевт, который был, скорее, Учителем для пациента, спрашивает: «Кто ты?». Пациент отвечает: «Я рекламщик». — Я не спрашиваю, кем ты работаешь. Кто ты? — Я специалист по тому-то, тому-то. — Я не спрашиваю, какое у тебя образование. Кто ты? — Я классный парень. — Я не спрашиваю, какой ты парень. Кто ты? Этот вопрос — «Кто ты?» — только кажется какой-то шуткой или схоластикой. Однако это не совсем так. Ответить на этот вопрос, разумеется, невозможно, но попытка, усилие, совершаемое при этом, дает много. Попытки человека ответить на этот вопрос постоянно связаны с идентификацией себя с какой-то из играемых им ролей. Наиболее примитивные идентификации связаны с социальными ролями. Человек говорит: «Я столяр; я жена; я мать двоих детей». Человек идентифицирует себя с этой ролью. Эта роль имеет строго определенный набор каких-то функций, эмоциональных состояний, энергетик, внутренних прав. Если человек идентифицирует себя со столяром, то он уже понимает, что туда, где «крутые» отдыхают, ему нельзя. В социологии существуют так называемые «ролевые теории». Социум рассматривается как набор ролей. Социализация рассматривается через призму этих теорий как процесс обучения играть роли. Ребенок посмотрел на какую-то форму поведения, раз — «слизнул», тоже попробовал — работает, теперь у него эта роль есть. Постепенно эти формы поведения кристаллизуются, обобщаются в некоторые группы, принимают более-менее законченную форму. По большому счету, взрослый человек обладает достаточно ограниченным набором ролей, границы которых четко определены. Разумеется, набор ролей не определяется только социальными ролями или профессиями. «Я хороший парень». Хороший парень — это тоже роль. Это означает, что человек допускает для себя некоторый набор эмоциональных реагирований, который он считает положительным. С другой стороны, можно сказать, что есть роли, которые менее очевидны. Если посмотреть на них с позиции Берновской теории игр, то можно выделить формы поведения, которыми живет человек. У одного человека есть некоторый набор ходов, и у другого тоже набор ходов. Люди разные, но поступают они абсолютно одинаково. В этом случае они на каком-то уровне своего сознания идентифицированы с какой-то сценарной ролью, соответствующим сценарием. Сценарная роль более сложна, чем просто профессиональная идентификация. Эта роль включает в себя, например, последовательность эмоциональных реагирований, т.е. однотипные стимулы всегда вызывают однотипные для данного человека реакции. В данном случае, если цитировать известный детский фильм — «Ури, ну где же у него кнопка?», то у человека таких «кнопок» достаточно много, и эти «кнопки» действительно работают примерно однотипно. Некоторое эмоциональное нажатие на «кнопку» вызывает совершенно стереотипный однозначный ответ. Стимул — реакция, вход — выход. Система черного ящика. В этом смысле возникает вопрос: «А где ТЫ?». Если эту же роль может сыграть какой-то другой человек, и, более того, поскольку количество сценарных игр ограничено несколькими десятками, а на Земле — шесть миллиардов человек, то можно примерно сказать, что еще несколько миллионов людей играет тот же сценарий, то где ТЫ? Наконец, можно искать какие-то роли, связанные с жизненной позицией. Человек является активным деятелем или пассивным, наблюдателем или действующим. С этим интересно сталкиваться, когда люди начинают заниматься боевыми искусствами. Человек начинает тренироваться, а на вопрос — «Зачем ты это делаешь?» — отвечает — «Если на меня нападут, то я знаю, как защититься». По сути, он находится в сценарии жертвы, потому что знает, что на него нападут. Прозанимавшись много лет, он по-прежнему может находиться в сценарии жертвы, только теперь — он жертва подготовленная. Это — пример более глубинной ролевой идентификация. Или, например, аналогичная ролевая идентификация — «я что-то делаю или со мной что-то происходит». Если послушать человека и посмотреть, как часто он употребляет действительный или страдательный залог, то, как правило, одни люди преимущественно употребляют действительный залог, а другие — преимущественно страдательный. Со мной произошло, меня подвели, мне дали, у меня взяли, мне пришло, т.е. события происходят с ним, но не он их делает. Можно, наверное, построить даже своего рода иерархию этих ролей, но смысл сводится к тому, что всё это роли... Очень интересная тема — построение такой иерархии, но в действительности — все это не имеет отношения к вопросу «Где я?». Наверное, ответ на этот вопрос лежит на уровне внутреннего ощущения, потому что понятие души безусловно, правильно, но бесполезно, так как душу мы не ощущаем, но некоторое ощущение своего «Я» почувствовать можем. Самое интересное, что это ощущение возникает в тех ситуациях, где в максимальной степени разрушается ролевая идентификация человека. Пока все идет хорошо, человек постоянно отождествляется со своей ролью. Жизнь понятна, определена и здесь нет места для «Я». Если социальная структура достаточно жестка, то каждая роль играется человеком, практически не задумываясь. Задумываться должен только ребенок, пока он эту роль освоит. Более того, изменение социальных ролей не приветствуется никем, в т.ч. социумом. В советское время, если человек хотел получить второе высшее образование, он должен был долго объяснять, зачем ему это нужно. «Ты же уже готов, шестеренка, вот мы тебя поставили, ты уже крутишься, а ты хочешь быть волчком. Непорядок». То же самое и в других аспектах социальной «жизни. Если вы пытаетесь вести себя не так, как требует ваша роль, вокруг вас возникают некоторые проблемы. Перемещение из роли в роль никем из социального эгрегора не приветствуется. Потому что любое подобного рода перемещение приводит, с одной стороны, к тому, что человек стягивает значительное количество энергии на себя с тех ролей, которые он играет, может быть даже, и с окружающих людей, а с другой стороны, оно нарушает единый ритм. Если шестеренка отказывается быть шестеренкой, а хочет быть кем-нибудь другим, то весь остальной механизм начинает где-то заклиниваться. Поэтому тут есть некоторое сопротивление. Но, с другой стороны, природа всегда содержит в себе три элемента: Отца, Сына, Духа. Природа не могла не предусмотреть какого-то момента, который позволит человеку кристаллизовать его «Я». Потому что именно наличие «Я» и делает человека человеком. Животное не осознано, а человек осознан. Человек чувствует в себе это «Я», которое независимо от всех тех ролей, которые он играет. Человек пытается вырваться из этих ролей, по крайней мере, осознанно выбирать ту роль, которую он сам хочет. Как правило, человек начинает чувствовать ощущение «Я» тогда, когда какая-то из ролей приходит в противоречие с другой ролью, или «разрушается вообще сцена». Человек думал, что можно жить так, а оно не получается. Возникает момент, когда кто-то должен принять решение или об отмене роли, или об ее совершенствовании, или о переходе на другой уровень игры. Кто принимает это решение? В этот момент, когда что-то рушится, можно почувствовать «Я». Это уже невозможно завуалировать от самого себя. Бывает так, что эти роли вступают в противоречие друг с другом. С одной стороны, я хороший человек, а с другой стороны, нужно сделать гадость. Кто принимает решение, по какому пути пойти — сохранить в себе ощущение, что я хороший, человек, или сделать гадость, которая вытекает из этой роли? Решение все равно нужно принять, и когда две роли противоречат друг другу, должен прийти кто-то третий, кто их рассудит. Этот третий находится немножко на более высоком уровне. Здесь возможна кристаллизация «Я». Кристаллизация «Я» не является процессом единоразовым, как в сказке про просветление: человек сидел под деревом Бодхи, достиг просветления, а потом жил долго и счастливо. Это все детский лепет на лужайке, потому что кристаллизация «Я» — это некоторое локальное сиюминутное состояние, которое можно почувствовать. Большинство людей его так никогда и не чувствует. Тем не менее, оно иногда проскальзывает. Если человек по каким-то причинам не может жить как раньше, например, по физическим (серьезно заболел), то создавшиеся условия могут подвести человека к духовному развитию каким-то образом, т.е. есть вещи, которые можно проигнорировать, а есть вещи, которые проигнорировать нельзя. Пока человек находит в себе силы игнорировать, он пытается удержаться в рамках этой роли. Это может быть физическая проблема, а может быть эмоциональная проблема — вас «колбасит» уже так сильно, что невозможно прикинуться, что не «колбасит». Надо это признать и что-то начинать с этим делать. В этот момент тоже может произойти кристаллизация «Я». Но, когда кристаллизация «Я» произошла, в дальнейшем поддержание этого состояния является задачей самого человека. Можно двигаться по пути духовного развития в широком смысле этого слова — как студенты, которые «от сессии до сессии живут весело». Другой вариант, способ ученика — это попытка постоянно поддерживать в себе некоторое напряжение, грубо говоря, на пустом месте, Я называю это так: если Мир не создает вам проблемы, создайте их себе сами, тогда, может быть, и Мир вам их не создаст. Человек работает, напряг какой-то есть, пытается что-то сделать, непонятно что, но тем не менее. Это состояние постоянного поддерживания некоего внутреннего горения можно назвать осознанным движением по Пути. Человек ищет сам себе какие-то проблемы, пытается их как-то решать, даже тогда, когда эти проблемы не назрели в явном виде. Еще не «колбасит», но уже возникает желание удержать состояние кристаллизованности. Если посмотреть разные старые эзотерические учения, то многие крупные деятели по этому поводу, так или иначе, говорили. Например, буддийские воззрения об иллюзорности бытия. Не следует думать, что Будда был странным человеком, когда говорил, что мир — иллюзорен. Он, таким образом, показывал людям, что их «Я» зачастую идентифицируется с какими-то ролями. Тогда понимание этого факта приводит к разочарованию, но не в смысле депрессии. Этимология слова «чары» — колдовство. Разочарование — это расколдовывание самого себя. Вы попали, к примеру, в классную социальную среду, вы сейчас начальник. Классно, у вас столько людей в подчинении, вы им поручите, они пойдут делать. Когда человек полностью с этой ролью отождествился, Мир говорит: «Ага, а давайте-ка теперь возьмут его и уволят!» И что? У человека получается крушение всего, потому что он-то искренне верил, что он начальник, он не понимал, что просто состоит на должности начальника, сейчас играет эту роль, и на самом деле к нему это не имеет никакого отношения. Ему дали подергать за эти веревочки, но это не он. Эта роль в любой момент может исчезнуть. Если человек полностью растворил свое «Я» в этой роли, то вместе с ролью исчезнет и он. Почему часто люди, уходя с каких-то крупных постов, быстро умирают, спиваются, у них возникают всякие проблемы? Потому что человек растворился в этом месте. Чем лучше роль, тем легче в ней раствориться. Момент искусственного поддержания напряжения, искусственного разочарования в том, что происходит вокруг нас, именно это и является залогом духовного развития. Именно это «Я», которое выделено таким образом из тех ролей, которые вы играете, является той субстанцией, тем объектом, который развивается в процессе духовного развития. Потому что если человек пришел в йогу или эзотерику и чем-то занимается, сидит в лотосе или поет мантры, это еще не означает, что он духовно двигается. Есть эзотерическая система И. Калинаускаса. Интересная мысль об убежище из школ, — он говорит, что зачастую, когда люди приходят в духовное развитие или в школу эзотерическую, они приходят не для того, чтобы там духовно двигаться, а просто потому, что это кайфовое место, где довольно приятные люди, с которыми можно пообщаться. Этакий клуб по интересам. Или есть возможность сбагрить ответственность — здесь есть парень, который знает, как жить, можно теперь не напрягаться, если что — подойду спрошу. Это тоже своего рода игра. Или человек уходит от решения социальных проблем типа: «Не могу я деньги зарабатывать, ну и ладно, я же духовный». Тоже своего рода игра. Калинаускас ввел такую категорию как «убежище», т.е. человек просто уходит... Это может касаться не только эзотерических школ, а и многого другого. Человек может уйти в хобби, в алкогольно-развлекательную группу и т.д. Хорошо, время структурировано, энергия спущена. В социуме таких вариантов очень много, — своего рода ячейки, которые обеспечивают стравливание энергии. Чем развитей общество, тем больше в этом обществе такого рода убежищ, куда человек может упасть и больше ни о чем не думать. Это путь не эзотерический, даже если человек пытается реализовать данный путь в рамках эзотерической школы. Суть эзотерической доктрины состоит в том, чтобы поддерживать в себе некоторое напряжение даже в рамках тех ролей, которые предлагаются, постоянно искать что-то новое, выходить из них. ... окончание в следующем выпуске my mail: olimp-i-ya@mail.ru |
В избранное | ||