Пространство
– это незримый экран, на который проецируется кинофильм жизни. Как
сущностью времени является движение, так в свою очередь, сущностью
пространства является сознание. Благодаря сознанию мы констатируем
существование пространства. Здесь речь идет не о воображаемом нами
пространстве, в котором, как мы считаем, находятся страны, материки и
т.п., но о сущностном, реальном пространстве, которое открывается
благодаря отвлечению внимания от мыслей на реальность настоящего
момента.
Конечно, в этом пространстве находится
все, оно – это своего рода фон, основа для других более грубых явлений.
Здесь же, я намеренно подчеркиваю разницу между идеей пространства и
его реальным проявленным фактом, по той причине, что как концепция
времени, так и концепция пространства (сознания) принадлежат более
грубой ментальной плоскости, по отношению к которой сущностные время и
пространство носят коренной, причинный характер. Глобальное
пространство (космическое сознание) порождает формы, одной из которых
является человек, который в свою очередь «порождает» концепции.
В глубоком созерцании жизни мы отвлекаемся от грубых объектов, и возвращаемся к источнику. Сознание (пространство)
первично, это коренной фактор, по своей тонкости наиболее приближенный
к запредельности чистого бытия нашего высшего «Я». Бесконечное
пространство за пределами мира форм - самое тонкое состояние из
«фиксируемых» высшим «Я». После него следует нирвана, наша исконная
сущность чистого бытия.
Как пространство относится к сознанию, а время к энергии, так и материя является фактором любой проявленной формы. Если вспомнить теорию трех гун из
йоги (закон трех по Гурджиеву), тогда пространство выступает как саттва
- гуна сознания, гармонии и порядка, уравновешивающая сила. Время как
раджас – гуна энергии, движения, активная сила. Материя как тамас –
гуна инертности, устойчивости, фиксированной формы, пассивная сила.
Чтобы преодолеть пассивную силу, инертность (тамас), необходима
энергия, активная сила (раджас). Энергия, в свою очередь растворяется в
пространстве сознания, уравновешивающей силе (саттва), через которую
осуществляется выход на просветление. И так, материя растворяется во
времени, время в пространстве и пространство в исконном состоянии
чистого бытия.
Это не какая-то космическая катастрофа, это индивидуальная эволюция
и рост сознания каждого существа во вселенной. В ходе практики это
переживается, как устранение при помощи направленного тока энергии
блоков засоряющих тонкие каналы тела и пространства сознания. Вообще,
любое движение, трансформация, становление и т.п. относится ко времени.
По достижению в медитации глубоких
уровней сознания, ощущение энергии и какого-либо движения также
постепенно уходит. Когда сознание выходит на постижение времени как
непрерывного момента сейчас, свойством объекта, формы, или познания как
такового, становится неподвижность, и тогда осуществляется переход к
уровню пространства.
Реальность как таковая состоит из сочетания трех сил: пространства, времени и материи. Пространство содержит
энергию, проявленную как время, которое приводит в движение материю,
мир объектов. Высшее «Я» - бесформенный зритель, свидетель проявленной
реальности, которая состоит из трех сил первозданной природы (пракрити).
Действие трех исконных сил, также можно проследить в уровнях
реальности. Физический мир – это тамас, мир материи. Астральный план –
это раджас, мир энергии. Каузальный план – это саттва, мир пространства
и сознания. В человеческой реальности проявлены все три плана, и в
зависимости от преобладания одной из трех сил в пространстве сознания
человека, будет преобладать действие определенного плана реальности.
Обыватель, погруженный в сон разума, с преобладающей силой инерции
(тамас), не будет видеть ничего кроме физической реальности. На уровне
раджаса (гуны движения), человек ощущает энергию, как первичный принцип
реальности, астральный план просачивается в его жизнь, появляются
осознанные сны, интуиция и др. На уровне саттвы (гуны сознания),
человек ощущает пространство сознания как причину и сущность всей
проявленной реальности. Сама жизнь в этом случае воспринимается как
пространство без центра и края, наполненное вибрирующей энергией.
Можно сказать, что высшее «Я» – за пределами действия трех исконных
сил пространства, времени и материи. Пробужденный человек способен с
ними взаимодействовать, он осознает, что его тела, мысли и все
наблюдаемые им формы, являются следствием взаимодействия исключительно
этих трех сил. Однако его самоощущение за пределами времени и
пространства - на уровне чистого бытия.
В нашей реальности все три силы проявлены одновременно, однако у
современного человека большая часть внимания прикована к материальной
вселенной. В его жизни материя (тамас) проявляется как сон, лень,
вялость и апатия. Энергия (раджас) проявляется как подвижность, мотивация,
деятельность. Пространство (саттва) проявляется как ясность, радость и
успокоение. Прямое переживание времени, энергии, пространства сознания
и самого существования от современного человека ускользает, либо он
косвенно ощущает их, как вторичные проявления материи, когда в реале же
все обстоит наоборот – материя является следствием более тонких причин.
В наше время, к сожалению, многие люди, увлеченные духовными и
эзотерическими учениями, находят в этом прибежище подобное тому, что
находят другие люди в художественной литературе и кино, забываясь от
мирских забот в воображаемых мирах. Без практики - учения стоят
немного. Если Вас постигла неудача в социальном мире, убегать лишь по
этой причине в духовное – это явный самообман. Если же Вы познали
уровень времени, активной деятельности,
работоспособности, целеустремленности, то переход к уровню пространства
будет закономерным продолжением Вашей индивидуальной эволюции.
Пространство и время, как Шива и Шакти в индуизме. Пространство
сознания без времени и энергии, как голова без тела. Активность,
созидание и осознанность должны дополнять друг друга.
Игорь Саторин
26 мая 2009
Статья написана специально для progressman.ru
Допускается свободная публикация при сохранении целостности текста, с указанием источника и автора.