Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Просветление

  Все выпуски  

Просветление “Матрица”: Духовный подтекст в кинофильме


matrixМногие фильмы являются символическим отражением того, что происходит в реальности. Допускаю, что через них некоторые «силы» как бы транслируют нам разные факты, связанные с мироустройством и с тем, как может сложиться будущее человечества. Конечно, для нашего ума это очень спорный, фактически ничем не доказуемый факт. И в этом русле, конечно, все те смыслы, которые я вижу в кинофильме «Матрица» - субъективны, и очевидно не были заложены режиссерами - братьями Вачовски. Но я придерживаюсь такого мнения, что жизнь зачастую говорит через людей гораздо больше, чем они сами хотят сказать.


Монолог агента Смита из кинофильма «Матрица Революция»:
«Зачем, мистер Андерсон, зачем? Зачем, зачем вы это делаете? Зачем, зачем встаете? Зачем продолжаете? Неужели вы верите, что сражаетесь за что-то большее, чем ваша жизнь? Тогда скажите мне, что это, если знаете. Свобода? Или истина? Может быть, мир? А может, любовь? Иллюзии, мистер Андерсон, причуды восприятия! Подпорки, созданные примитивным человеческим интеллектом в тщетной попытке оправдать собственное существование, наделе не имеющее ни цели, ни смысла. И все это — столь же искусственно, как и сама Матрица. Лишь человеческий разум мог создать нечто настолько пошлое, как любовь. Вы должны понять это, мистер Андерсон, вам уже пора это понять! Если вы не можете победить, к чему продолжать сражаться? Зачем, мистер Андерсон, зачем, зачем эта настойчивость?»

Ответ Нео: «Потому, что это мой выбор».

По моему мнению, этот монолог Агента Смита, предшествующий концовке трилогии «Матрицы» – один из лучших моментов во всем кинематографе нашего времени. В этой краткой речи существо из искусственного мира матрицы, искренне вопрошает человека о том, почему и ради чего тот живет. Если все – искусственно и является причудами восприятия, тогда ради чего жить? Ради чего и какой выбор мы делаем? Эти, казалось бы простые вопросы, наделе - самые сложные вопросы в нашей жизни.

merovingЕще один герой “Матрицы” - Меровинг о выборе: “выбор это иллюзия, рубеж между теми, у кого есть власть и теми, у кого ее нет. За нашей успокоенностью скрывается истина: мы абсолютно не контролируем свою жизнь, не научились еще. Следствия. От них нет спасения. Мы навсегда их рабы. У нас есть лишь шанс обрести согласие с миром, научиться искать причину. “Причину”, вот в чем разница между нами и ими, вами и мной. Единственный источник власти - умение видеть “причину”. И вот вы пришли ко мне, не видя причины, не имея власти. Очередное звено цепи. Но не бойтесь, я знаю вашу исполнительность чужой воли и подскажу вам, что делать дальше.”

В первой части кинофильма «Матрица» зрителю дают понять, что привычная для нас реальность — это обман, бутафория, иллюзия; и хотя «реальный мир» в «Матрице» выглядит так же, как и сама матрица, в третьей части присутствует намек и на его иллюзорность. Вообще, фактор реальности и иллюзорности на самом деле очень условный. В социальном, обыденном смысле реально все то, что видят несколько человек. Если картинка доступна лишь одному, то это — «глюк», или «галлюцинация».

В том смысле, в каком о реальности говорит, например буддизм, иллюзорно все, что имеет начало и конец (преходящее), то есть вообще все, за исключением нирваны, как сущности нашего высшего «Я». Хотя и о самой нирване говорят как о том, что ни существует, ни не существует.

Путь Нео в «Матрице» является символическим отражением пути истинного духовного искателя. На протяжении трех частей фильма Нео переживает пробуждение, рост, борьбу, отрешение и в конечном итоге освобождение. Схожие переживания в символической форме описаны в «Махабхарате», где Кришна, в роли духовного наставника и пророка, поясняет Арджуне происходящее на поле битвы Курукшетра. Хотя, на самом деле, битва происходит лишь в сознании, это битва между силами сокрытия и силами проявления истиной природы происходящего, и на определенном этапе она воспринимается как божественная игра (Лила). Одна часть сознания играет в неведение и строит иллюзии, другая видит истину и пробуждает.

После монолога Смита в матрице отражены последние попытки бессмысленной борьбы Нео. Его возлюбленная Тринити погибла, горстка свободных людей вне матрицы - в смертельной опасности под гнетом машин. Сам Нео ослеп и находится в сердце города машин - в самой опасной точке, из которой уже нет выхода. В общем, полная… безысходность.

Не смотря ни на что, Нео продолжает бороться, иногда даже кажется, что наш мессия близок к победе над Смитом — этаким кибер-демоном. И эта победа может даровать жизнь людям. Но все потуги совершенно бессмысленны и бесполезны, ведь Смит — это все, кто есть в иллюзорном мире матрицы.

Смит — это эго Нео. Все это время он боролся сам с собой, вообще вся битва происходит в его сознании. В фильме присутствуют моменты, где Нео и Смит бьют друг друга и отлетают, словно от зеркала. Прорицательница говорила ему: «Нео, Смит — это ты, он твоя темная сторона». Смит это – отражение Нео, и его невозможно победить одной лишь силой.

matrix2

Последняя речь Смита: «Это мой мир! Мой мир! … Постойте. Я предвидел это. Это же, это конец! Да. Я видел именно это место. Вы лежите, а я, я… Я стою здесь, вот здесь и мы, и потом я что-то говорю. Ах, да! Всё то, что имеет начало, имеет и конец, Нео. Что? Что я сейчас сказал? Нет… Нет, это неправильно, невозможно. Не подходите ко мне! Это трюк!»

Ответ Нео: «Ты был прав, Смит. Ты всегда был прав. Это действительно неизбежно.»

matrix3Сам Смит начинает понимать, что это не может длиться вечно. Нет смысла в борьбе, власти, эгоизме и т.п. Когда, наконец, Нео становится близок к полному смирению с тем, что уже невозможно ничего сделать, он сдается тотально и без сожаления, позволяет Смиту слиться с собой, отдает себя без малейшего сопротивления. Победив свое эго, смирившись, отбросив все устремления, желания, попытки выбирать и действовать, Нео отдается реальности. В какой-то момент есть только Смиты, больше никого, и тогда наступает катарсис, болезнь выходит через обострение и эго растворяется.

Еще в ходе фильма Прорицательница говорила: «Разве ты выбирать ко мне пришел? Твой выбор сделан». Пока Нео считал, что у него есть выбор, он боролся, и были сомнения. Все дело в том, что с выбора и начинается человеческая часть Бытия, иллюзия свободы в том, что у нас всегда есть выбор.

Смит спрашивает Нео, почему, во имя чего он действует. Ответ Нео подчеркивает осознание им того факта, что он действует потому, что выбрал действовать. Не важно, вера или истина окрасила его выбор, важен выбор как таковой, потому что «у человека всегда есть выбор». И до тех пор, пока эта иллюзия выбора держится, вы остаетесь человеком. Далее, когда Нео видит, что его выбор ведет лишь к дальнейшей бесконечной борьбе, он признает, что Смит был прав. Он отказывается от выбора, так как бороться бесполезно. Он оставляет все, как есть, и входит в состояние свободы от выбора, отдается реальности, принимает ее такой, какой она и является.

Надпись над дверью прорицательницы Пифии гласила: «познай себя». То, что действительно существует — это и есть само чистое существование, суть нашего высшего «Я». Мы изначально ничего не имеем, и терять нам нечего, но лишь потеряв все эти мелкие частности, распознав их как иллюзии (просто мысли), мы «обретаем» свободу, которая всегда была с нами.

Игорь Саторин

Май 2009

Статья написана специально для progressman.ru
Допускается свободная публикация при сохранении целостности текста, с указанием источника и автора.

Адрес документа на сайте: http://progressman.ru/2009/05/matrix/


В избранное