Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Просветление

  Все выпуски  

Просветление Вера и знание


Может ли быть счастливым тот, кто живет для себя? Что значит жить для других? Почему истинная удовлетворенность и счастье заключается в том, чтобы перестать жить для себя? Что такое святость? Что подразумевает истинная вера? Эти и другие вопросы постараюсь осветить в текущей статье. В качестве примера я решил взять для рассмотрения двух персонажей из кинофильмов «Остров» и «Двухсотлетний человек».

В рамках этой статьи, святость – это когда твои мысли посвящены работе и помощи другим. Для тела ты делаешь необходимый минимум – здоровая пища и здоровый образ жизни, не создавая из этого культа, и не думая об этом. Святой счастлив, т.к. он не заботится о себе. Смерть тела подстерегает каждого, и он готов принять ее, опять же не создавая из этого культа, и не думая об этом. Святой не носит транспарантов с надписями «Я не парюсь и поэтому счастлив». Он не создает такой двойственности.

В фильме «Остров» главный персонаж был истинно святым человеком, он обладал даром предвидеть будущее, исцелять других и давать мудрые советы, когда люди обращались к нему. Отец Анатолий спал на углях. У него почти не было личных вещей, разве что кружка, самовар, иконка на алтаре и все. Он не боялся бедности, т.к. был истинно богат духом. Когда пришло время уходить из тела, для него это было почти рядовое событие. Отец Анатолий говорил об этом спокойно и по-своему практично. Он сделал себе простой гроб, и оделся в необходимую белую одежду перед смертью, чтобы не утруждать братьев монахов. Он никогда не стремился быть святым, видеть и чувствовать то, чего не видят другие, и не думал о своем чудесном даре целителя, как о чем-то, чем можно бахвалиться. Он вообще не думал об этом. Он просто помогал другим. Зачем говорить что-то о себе? Утверждения своего «я» в чем-либо – это страдание.

200Еще один весьма интересный и более современный персонаж – главный герой фильма «Двухсотлетний человек» робот Эндрю. В фильме Эндрю начинает свой путь, как робот-помощник, призванный выполнять приказания семейства, которое его приобрело. Постепенно в нем просыпаются чувства, и Эндрю начинает понимать, что он живой. Неважно, насколько это реалистично, суть в том, что поведение робота, если соотнести его с поведением человека сводится к тому, то он жил ради других. Эндрю делал все для других, и те, кто были рядом, любили его за преданность, творчество, за его мудрость и понимание. Вообще, сам образ Эндрю – это образ человека, который проявляет себя на уровне сердечного центра. Такой человек любит жизнь, не тратит времени на бесконечные обдумывания и саморефлексию, которая затрачивает 90% энергии человека. Можно сказать, что смысл его жизни – в созидании, в действии, которое оборачивается благом для тех, кто рядом.

Если подумать, компьютеры и техника – не живут для себя, т.к. у них просто нет самосознания, они живут для человека. Но неужели наличие самосознания – единственная причина, по которой человек должен думать лишь о себе? Кто мы? Для чего мы живем? Если мы живем лишь для себя, зачем мы нужны? Очевидно, что истинный смысл жизни в том, что быть полезным самой жизни, чтобы помогать ей развиваться и познавать саму себя.

И пожалуй, невозможно избежать страданий и пустоты, когда эго отстаивает свои позиции и не происходит никакой самоотдачи. Большая часть ныне доступной развивающей и эзотерической литературы переполнена различными «знаниями», но страдает от недостатка душевности, доброты, веры. Мы словно перепрыгиваем этот этап и страдаем от своего эгоизма, желания быть правыми в любой ситуации.

Духовные книги и книги по саморазвитию зачастую читают интеллектуалы, и даже если автор «делится» теплом, то это могут расценить как его слабость («слезу пустил»), при этом читатель может отгораживаться от искренних слов, вследствие того, что стыд и раздражение заслоняют переживания души.

Если Вы искренне намерены двигаться на пути развития личности и самопознания, стоит остановить свое внимание на стыде и чувстве вины, не доводя до раздражения и созерцать их, как просто переживания в теле. Постепенно стыд отойдет в сторону и заменит себя переживанием блаженства, которое хочется разделять с окружающими.

Читая книги авторов, которые пишут от сердца, можно подключиться к их святости, при условии доверия автору, информации, которую он излагает. Вера очень важна, и здесь важно разобраться, что это за вера.

Разделю это понятие на два вида. Первая – это слепая вера слепого человека в существование некоего света, о котором он ничего не знает. Вторая – это вера зрячего, которая сама по себе является светом и знанием.

Первый вид веры – это вера догматиков и ортодоксальных материалистов, когда человек слепо верит, что Бога нет, либо он слепо верит в каноны, постулаты, ритуалы и следует им механически, ради ощущения причастности к обособленной от социума группе.

Второй вид веры – это истинная вера святого, которая становится возможной, когда человек просит Бога (любую силу свыше) не о материальных благах, а о том, чтобы стать лучше. Просит искренне мудрости и пробуждения. Такой вид веры почти невозможно обрести сразу, но постепенно, шаг за шагом искренность приходит, ее вполне можно развивать, отдаваясь этому влиянию, попутно устраняя скепсис, сарказм, цинизм, язвительность и др. Если человек желает перестать страдать от раздражения, ему следует перевести внимание на противоположные переживания – доброту, любовь, дружелюбие.

Чистое холодное знание – это очень непростой путь, как с интеллектуальной, так и с моральной точки зрения, наполненный страданиями, от осознания бессмысленности, бренности и суеты всего мирского. Настоящие джняна-йоги, следующие пути знания, действительно могут рассматривать реальность как безличностный, безжалостный, холодный абсолют, а бытие как механическую силу природы (пракрити). Но большинству читателей на идеи джняна-йоги сразу подсаживаться не стоит, а стоит, не запрыгивая вперед, подумать о том, что действительно важным показателем развития является наличие любви, доброты и приятия ко всему окружению.

По этой теме рекомендую книги Свами Парамамахансы Йогананды, от которых веет неподдельной святостью. Также хороши некоторые христианские источники, например, текст «Добротолюбие», и практика молитвы. Молитвой можно пользоваться точно так же, как и мантрой (см. статью «Медитация на мантру ОМ»).

Для интеллектуала молитва может показаться чем-то слишком простым, неудобоваримым в нашей мирской, материальной жизни, наполненной планированием и деятельностью. Однако духовный мир – это вообще не сфера ума, и умом никогда его не понять. Понять умом можно только на уровне логических, двойственных построений.

Вы можете использовать любую христианскую молитву, с которой Вам будет теплей. Мне нравится “Отче наш”. Здесь же приведу молитву, данную Свами Вивеканандой. Необходимо произнести четыре раза, на четыре стороны света:

Да будут все существа мирны!
Да будут все существа счастливы!
Да будут все существа блаженны!

Если молитва произнесена искренне, ответ приходит незамедлительно.

Игорь Саторин

2009

Специально для progressman.ru
Допускается свободная публикация при сохранении целостности текста, с указанием источника и авторов.

Адрес документа на сайте: http://progressman.ru/2009/05/vera-i-znanie/


В избранное