О
кульминации экспириенсов с Пападжи (изкниги Д. Годмэна “NothingEverHappened”, vol 3 – пер.ВТ)
Мы только что вернулись в
гостиницу после прогулки по городу. Пападжи и я делили двухместный номер.
Поскольку мы гуляли несколько часов, я решил принять горячую ванну, чтобы смыть
грязь. Когда я лежал в ванне, я внезапно понял, что покой и тишина, которые,
как я думал, я переживал, на самом деле совсем не являлись переживанием. Это
было моей собственной истинной природой. Это было тем, чем я всегда являюсь.
Имело место мгновенное осознание и понимание, что покой не может быть потерян,
потому что он не является переживанием, которое мне нужно охранять. Это было
моей собственной Самостью.
Я выбрался из ванной, обмотал
себя полотенцем и вошел в комнату. Даже не вытираясь, все еще мокрый, я
распростерся перед Пападжи и сказал: «Теперь я знаю, о чем вы говорите. Теперь
я знаю, что то, чем я являюсь, потерять невозможно».
Это понимание преобразило меня. Я
больше ничего не ищу. Все мои желания испарились, и я живу тихой жизнью, полной
глубокого удовлетворения. Иногда, когда я выхожу прогуляться, я впадаю в
глубокий экстаз, но обычно я веду себя в этом мире совершенно нормальным
образом. Меня не тревожит вообще ничто, потому что тревоги не могут
существовать в свете знания о том, кем я в действительности являюсь. Проблемы
все еще возникают -- и в семье и на работе – но если я ощущаю, что впутываюсь в
них, я спрашиваю себя: «Кто я?» Этот вопрос напоминает мне о моей истинной
природе и предохраняет от вовлечения в дела иллюзорного мира.
Айзек вспоминает Пападжи (выдержки из аудиосатсангов)
Некто: Есть один вопрос, который я хотел бы
задать: считаете ли вы необходимым иметь гуру, чтобы достичь тишины?
Айзек: Понимаете, это ведь не вопрос
достижения чего-то. Потому что это есть то, чем вы уже являетесь. Это то, что
вы есть, поэтому не достигается ничего, да?
Некто: Да.
Айзек: Я бы не сказал, что это абсолютно
необходимо. Но для большинства людей почти невозможно без этого. Почти
невозможно… Потому что даже зная, кто вы есть, ум обусловлен процеживанием
всего подряд: думать, а потом думать о процессе мышления, продолжать пытаться
узнать и все такое. И таким образом, каждое усилие только усиливает “я”. И мы
так обусловлены тем, чтобы пытаться и продолжать и продолжать попытки. И когда
мы встречаем кого-то, кто не делает ничего, то каким-то образом что-то
происходит, я даже не знаю как это происходит, потому что они не делают ничего…
и каким-то образом происходит узнавание. И если вы мимолетно глянете на это,
один взгляд на это блаженство… И может быть вы мне поможете, память у меня не
очень хорошая… есть три пути, которые рекомендуют. Первый – это исследовать
“я”.
(из зала подсказывают “бхакти”) Второй – это
полностью влюбиться в это блаженство, то что называется “бхакти”, да? Полностью
влюбиться в это.
И третий путь… (задумался, из зала что-то
подсказывают) Я думаю, что это общество других, тех, кто испытывает такой же
интерес. Когда вы просто пребываете в таком обществе, посмотрите, ум не
функционирует таким образом, как он обычно функционирует. Если вы выйдете на
улицу, то увидите, что ум каждого человека имеет разную инерцию. И если у
каждого есть такой интерес, то когда вы попадаете в подобную компанию, это
большая удача…
И поскольку гуру – это на самом деле вы
сами… Все гуру указывают на то, что гуру, который внутри вас – это истинный
гуру… Но как правило мы не знаем этого и таким образом оно проявляется, оно
кажется нам чем-то вне нас, но на самом деле это наше истинное “я”, которое
направляет нас к себе. Потому что в определенной точке вы узнаете, что нет ничего
вне вас. Все внутри вас, все есть сознание. Но так называемый внешний гуру для
большинства людей абсолютно необходим.
И еще это очень забавная штука, потому что, понимаете,
у вас есть точки зрения на все это, мнения по этому поводу, но это такая
таинственная связь, потому что это связь, которой у нас не было прежде в жизни.
Потому что с одной стороны, при этой встрече происходит понимание, что нет
двоих, а есть только вы. Но все тенденции ума готовы продолжать игру. Строить
планы на этого человека, желать от него чего-то, ждать признания – все
тенденции станут продолжать игру. Желания и нежелания, гнев от того, что вы не
получили чего-то, ожидания, критическое отношение, суждения – все это появится,
так и должно быть. И каким-то образом эта встреча - даже не встреча, потому что
тут нет двух – позволит чему-то родиться. И эти вещи могут продолжать игру
таким образом, что ничего не нужно говорить… и просто игра продолжается и
продолжается и становится видно и опять становится видно – и это огонь. Потому
что если мы действительно сталкиваемся с кем-то, чей ум в покое, один из
симптомов этого, ну как будто солнце светит в окно и вы видите каждую
мельчайшую пылинку в воздухе. Пыль и раньше была в воздухе, но вы ее не видели.
Так что если вы столкнулись с кем-то, чей ум в покое, вы неожиданно начинаете
видеть как функционирует ваш собственный ум. И вы видите это, и вы можете
видеть это в полную силу. Когда вы сталкиваетесь с кем-то таким, через
некоторое время вам кажется что, о боже мой, я так взбудоражен, взволнован и
все такое. Но в то же самое время в определенной точке случается понимание -
это может быть раньше или позже – что происходит нечто такое, что приносит конец
всему циклу страданий. И опять же, это очень внутренне, вы познаете что-то, и
благодарность и любовь случаются и в тоже время замешательство, ну что же со
всем этим делать... И это должно происходить, все должно происходить. Это огонь
такой интенсивности.
И мое ощущение такое, что если первый такой
контакт был сделан, не так важно, продолжается ли взаимодействие на физическом
плане. Хотя обычно… и опять я говорю обычно, но тут нет никаких рецептов. То
что случается, так это тоска, желание быть снова с этим человеком, снова быть
на сатсанге, быть с этим человеком. И если вы сможете, то будете делать для
этого все возможное. Но опять-таки, это не является необходимым.
Была одна история, которую Пападжи часто
рассказывал на сатсангах. История об одном японце, который узнал о Пападжи,
прилетел из Японии и прямо из аэропорта вместе с чемоданом пришел на сатсанг,
задал Пападжи четыре или пять вопросов, взял чемодан и пошел к выходу. Пападжи
сказал: “Куда же ты уходишь?” Он ответил: “Я пол света объехал в поисках человека,
который мог бы ответить на мои вопросы так, чтобы я был удовлетворен. И сейчас
впервые я получил ответ на все вопросы. И я благодарен. Но вы – очень опасный
человек, потому что, если я останусь чуть дольше, я влюблюсь в вас. Так что я
должен вас покинуть немедленно”.
Ну Пападжи всегда рассказывал всякие
истории, и с ним никогда невозможно было понять, что было на самом деле, что
придумано, и все такое.
Но однажды я был у него дома, и ему пришло письмо от того парня – я думаю
прошло лет двадцать или что-то около того, в общем, прошло довольно долгое
время. И он писал: помните того японца, что приезжал к вам на сатсанг, а потом
я уехал, потому что вы очень опасный человек. И сейчас, двадцать лет спустя, я
хочу вам сказать, что это не сработало. Я все равно в вас влюбился…”