Здесь нет прислуги
Дзэнская притча
Монах Тяньхуан Даоу как-то пришёл к наставнику Шитоу Сицяню и спросил:
— Если отбросить в сторону методы обучения через медитацию и через мудрые рассуждения, то как вы, наставник, передаёте последователям суть Чань?
Шитоу ответил:
— Здесь нет прислуги, кого же я должен отбросить в сторону?
— Ну а что такое просветление? — продолжал вопрошать Даоу.
Но Шитоу задал встречный вопрос:
— А можешь ли ты постичь «пустоту»?
— Такого постижения сегодня ещё нет во мне, — сказал Даоу.
Шитоу покачал головой:
— О, я даже и не заметил, как ты стал человеком, что перешёл на другой берег!
Даоу поспешно ответил:
— О, нет, я не человек с другого берега! Ведь если есть «другой берег», то есть и «этот берег». Но если вы так говорите, может быть вы видите какие-то следы, оставленные мною. Неужели, вы видите то место, куда я пришёл?
— Да я и раньше знал то место, куда ты забредёшь, — заметил Шитоу.
— Да как же можете, вы, монах, возводить на меня напраслину? — ответил Даоу.
— Так ты ещё сохраняешь свой взгляд на это тело, — сказал Шитоу, указав пальцем на Даоу.
Даоу, опустив голову, призадумался на некоторое время и произнёс:
— Хоть и знаю, что это так, но всё-таки скажите, как вы наставляете людей, следующих за вами?
— Да кто тут вообще следует за мной?! — прокричал Шитоу.
После этих слов Даоу сразу же испытал просветление, а душа его очистилась от мирской скверны.
Что за речи: «Обучение через медитацию», «Обучение через философские рассуждения», «Предшественники», «Последователи»! Чаньское сердце монаха Даоу покрыто ещё таким толстым слоем мирской пыли! Живя в этом мире, карабкаясь вверх и падая вниз, нелегко избежать загрязнения вульгарными рассуждениями. Не лучше ли вдохнуть полной грудью наполненный смыслами ветер Чань, вслушаться в чарующие мелодии своего сердца, смахнуть с себя всю пыль, отбросить все тревожащие мысли — вот вам «тайное предписание», как упорядочить свою жизнь!
Чань рассматривает три классических типа обучения (сань сюэ): «Обучение через медитацию» (дин сюэ), «Обучение через философские рассуждения» (чжэ сюэ) и «Обучение через дисциплину». Первый тип предусматривает долгие сеансы сидячей медитации (дхиана или самадхи), второй — соблюдение базовых правил и запретов, которые должны уберечь человека от ошибок, вызываемых неправедными речами, поступками и мыслями. Третий тип обучения через «мудрые рассуждения» предусматривает постижение самого учения и разрешение сомнений.