— Говорят, что высший человек идёт под водой — и не захлёбывается;
ступает по огню — и не обжигается; воспаряет над всем миром — и не
пугается. Как этого добиться?
— Этого добиваются не знаниями и ловкостью, а, сохраняя чистоту
жизненной силы, — ответил Гуань-инь. — Присядь, я расскажу тебе.
Всё, что обладает формой и образом, звучанием и цветом, — это
вещи. Чем же отличаются друг от друга вещи, и чем они превосходят
друг друга? Формой и цветом — только и всего! Ведь вещи рождаются в
Бесформенном и возвращаются в Неизменное. Какие могут преграды тому,
кто это постиг? Такой человек пребывает в Неисчерпаемом и хоронит
себя в Беспредельном, странствует у конца и начала всех вещей. Он
бережёт цельность своей природы, пестует свой дух и приводит к
согласию свои жизненные силы, дабы быть заодно с творением всего
сущего. Небесное в нём сберегается в целости, духовное в нём не
терпит ущерба. Как же могут задеть его внешние вещи?
Вот так же и пьяный, упавший с повозки, может удариться сильно, а
до смерти не убьётся. Тело у него такое же, как у других, а ушибётся
он по-особому — ведь дух его целостен. Он не знал, что едет в
повозке, и не знал, что свалился с неё, мечты о жизни и страх смерти
не гнездились в его груди, и вот он, столкнувшись с каким-либо
предметом, не ведает страха. Если человек может стать таким целостным
от вина, то насколько же целостнее может он стать благодаря Небу?
Мудрый хоронит себя в небесном, и потому ничто не может ему
повредить. Разве может что-то повредить Небу?
Источник: Форстейтер М. Даосские притчи (21)
Постоянная ссылка на притчу.