Однажды ребе Нафтали из Ропшиц поймал своего сына Элиэзера на
какой-то шалости.
— Я не виноват, — заявил мальчишка. — Виноват Бог. Он дал мне йецер
ха-ра (одна из двух природных сил — склонность ко злу), который
только и делает, что толкает меня на всякие проказы. Так что ругай не
меня, а Бога!
Ребе Нафтали нахмурился, затем улыбнулся и ответил сыну:
— Бог дал тебе йецер ха-ра в качестве наставника.
— Наставника? И чему же я могу научиться у этого злодея?
— Стойкости и упорству, — сказал ребе Нафтали. — Посмотри, как
прилежно делает своё дело йецер ха-ра. Не зная ни скуки, ни
усталости, исполняет миссию, возложенную на него Богом, — соблазнять
людей на эгоистические действия. Ты тоже должен неустанно делать то,
для чего тебя создал Бог, — преодолевать йецер ха-ра.
Элиэзер внимательно выслушал отца и, когда тот закончил, возразил:
— Но ты забыл одну очень важную вещь, папа.
— Что именно?
— Иецер ха-ра выполняет свою задачу безупречно, поскольку у него нет
своего йецер ха-ра, который мешал бы ему делать порученное Богом. А у
людей всё совсем иначе, ибо «грех у дверей лежит». Всякий, раз, когда
мы открываем дверь нового опыта, нас за порогом ждёт йецер ха-ра и
подбивает на сомнительные проделки.
Источник: Шапиро Рами. Хасидские притчи. (42)
Постоянная ссылка на притчу.