Это очень старая история о том, как двое учёных, весьма уважаемых в
своих кругах, однажды на прогулке, беседуя о делах, и о людях
затронули одного видного Суфия.
Первый учёный, чьим любимым предметом была литература и биография,
сказал о нём:
— Он настоящий мудрец и святой; он никогда не требовал ничего для
себя.
Второй, чьей специальностью была религия и закон, сказал:
— Ему не нужно ничего требовать, ибо люди сами дают ему всё. Я уверен
всё же, что он взял бы, если смог...
Споря таким образом, предлагая историю за историей о Суфии в защиту
своей позиции, они пришли в караван-сарай. Они вошли туда,
привлечённые звуками оживленной дискуссии. Внутри была женщина,
сидевшая в кругу купцов и просто зевак и твердившая:
— Мой муж развёлся со мной, а я потеряла свой брачный контракт, по
которому я должна была получить половину его имущества. Теперь он
отрицает, что подписал его, и суд не станет слушать меня. У меня за
душой всего одна медная монетка.
Слушатели предлагали разные пути решения: от молитвы до убийства.
Второй учёный тут же решил, что следует пригласить Суфия на помощь.
— Таким образом, — сказал он компаньону, — мы сразу выясним, станет
ли он делать что-нибудь бесплатно.
Так как Суфий был столь уважаем в тех местах, все присутствовавшие
встали и пошли к мудрецу, сидевшему в созерцании в час перед обедом,
что он делал каждую неделю.
Толпа окружила его, и он поднял глаза на расстроенную женщину:
— Чего ты хочешь? — спросил он.
— Господин мой, эти два мудрых и добрых джентльмена сказали, что ты
можешь мне помочь. Можешь ли ты пойти со мной в суд и
свидетельствовать, что ты видишь в моём сердце, что я говорю правду о
том, что я утеряла брачный контракт, по которому ко мне должна отойти
половина имущества моего мужа в случае развода. Суд поверит только
свидетельству или слову того, кто пребывает в истине.
Суфий прервал ее.
— Прежде чем мы сделаем что-нибудь такое, тебе придётся проделать ещё
кое-что. Ступай на базар и принеси мне турецких сладостей.
Толпа заохала, и первый учёный почувствовал себя опозоренным
жадностью и поверхностностью Суфия, а второй победно улыбался,
настолько ловко ему удалось продемонстрировать истинную природу
мистика. Женщина нахмурилась на секунду, затем развернулась и пошла
на базар за сладостями.
Все ждали в молчании, пока женщина не вернулась и не бросила к ногам
Суфия свёрток, купленный на её последнюю монету.
— Так ли ведут себя, когда ищут расположения? — спросил Суфий. —
Разверни свёрток.
И как только она развернула свёрток, она увидела, что сладости
завёрнуты в бумагу, на которой был написан брачный контракт.
Толпа, естественно, поразилась чуду, и первый учёный наполнился
радостью, а второй был поражён и смущён.
Когда люди разбрелись разнести весть о чуде, а женщина и двое учёных
остались перед Суфием, он сказал ей:
— Знай, что твою нужду часто можно удовлетворить, но редко таким
способом как указывать, что делать тому, кто знает лучше. Теперь иди
и заяви о своих правах.
Первому учёному он сказал:
— Судить о человеке, что он «хорош» по поверхностным вещам немногим
лучше, чем судить что он «плох» по внешности. Попробуй изучить то,
что действительно правильно, а не следовать тому, что тебе нравится.
Второму учёному он сказал:
— От горечи разочарования, которая являет собой истинно поверхностный
образ мышления, есть средство — принять что-то такое же пустячное, но
послаще. Поэтому я жалую тебя этими сладостями, — пустяки да
излечатся пустяками. Что до зрителей — они насыщены, ибо жаждали
чуда.
И хотя это случилось столетия назад, Мудрые настаивают, что подобное
можно увидеть даже сейчас, и притом каждый день.
Источник: прислано читателями
Постоянная ссылка на притчу.