В давние времена жил очень богатый человек, совершивший
жертвоприношение, которое требовало, чтобы жертвовавший отдал всё, что
имеет. Но этот человек не был искренен. Он хотел приобрести
известность и славу совершившего такое жертвоприношение, пожертвовав
предметами, потерявшими для него ценность, вроде старых, бесплодных и
искалеченных коров.
У этого человека был сын, которого звали Начикетас. Мальчик видел, что
его отец поступил неправильно, что он нарушил свой обет и должен
погибнуть. В Индии отец и мать живые боги, и дети в их присутствии
не смеют без разрешения ни говорить, ни что-либо делать, но должны
просто стоять. Поэтому мальчик приблизился к отцу и, не смея
обратиться с прямым вопросом, спросил его:
Кому ты отдашь меня? Жертвоприношение требует, чтобы всё было
отдано.
Отец был очень огорчён вопросом и отвечал:
Что ты говоришь, дитя? Разве отец может отдать своего собственного
сына?
Мальчик повторил свой вопрос во второй раз и в третий раз, и отец,
рассердившись, сказал наконец:
Я отдам тебя Яме (богу Смерти).
И мальчик действительно отправился к Владыке Смерти. Но бога Ямы не
было дома, и юноше пришлось три дня ждать у дверей Владыки Смерти. На
третий день Яма вернулся.
А, учёный человек, сказал он, ты ждал меня три дня, ничего не
евши; ты гость, достойный полного уважения. Добро пожаловать! Я
очень сожалею, что не был дома. Но за это я вознагражу тебя. Проси у
меня три вещи по одной за день ожидания.
Моя первая просьба, сказал мальчик, чтобы отец перестал на меня
сердиться, был добр ко мне и узнал меня, когда ты разрешишь мне
вернуться.
Яма обещал, что это будет исполнено.
Следующая просьба касалась разъяснения относительно жертвоприношения,
которое переносило человека на небо.
Затем мальчик сказал третье желание:
Я в полном недоумении. Когда человек умирает, то одни говорят, что
он после того существует, другие что его больше нет. Я хочу получить
ваши разъяснения по этой проблеме!
Этот вопрос смутил Яму. Он был готов исполнить другие просьбы, но тут
сказал:
Сами боги в древности затруднялись ответить на этот вопрос. Этот
закон не легко понять. Проси о чём-нибудь другом, не настаивай и
освободи меня от необходимости исполнить эту просьбу.
Но Начикетас был юношей решительным и сказал:
Ты говоришь, Владыка Смерти, что даже боги сомневались относительно
этой проблемы и что нелегко понимать такие вещи. Но я не могу найти
другого, подобного тебе, наставника, и никакая иная милость не заменит
эту.
Тогда Яма сказал:
Проси сыновей, внуков, которые жили бы по сто лет; проси скота,
слонов, лошадей, золота. Проси земного царства и какой хочешь долгой
жизни. Или выбери другие милости, по-твоему, равные этим. Я могу дать
тебе способность удовлетворить все твои желания. Проси даже о таких
вещах, которые труднее всего получить в этом мире. Вот, посмотри на
этих небесных девушек, на эту музыку, на эти колесницы, подобных
которым не знают смертные; пусть они служат тебе, о Начикетас, но не
спрашивай меня о тайне смерти.
Всё это, о Владыка Смерти, вещи преходящие, сказал Начикетас.
Они истощают энергию органов чувств. Даже самая долгая жизнь коротка.
Оставь у себя твоих лошадей, танцовщиц и музыкантов. Человека не может
удовлетворить богатство. Разве мы сохраним наши богатства, когда
взглянем тебе в лицо? Нет, мы живём лишь столько, сколько ты захочешь.
Поэтому та милость, о которой я уже просил, единственная, которую я
хочу получить от тебя.
Яме понравилась смелость мальчика, и он сказал:
Действительно, дитя моё, совершенство одна вещь, а наслаждения
другая. Эти две вещи, имея различные результаты, определяют человека.
Тот, кто выбирает совершенство, становится чистым; тот же, кто
выбирает наслаждения, не достигает истинной цели. Совершенство и
наслаждение сами предлагают себя человеку, и только мудрый исследует
их и отличает одно от другого. Он выбирает совершенство как высшее по
сравнению с наслаждением; но глупый выбирает наслаждение ради своего
тела. Ты, Начикетас, обсудив природу вещей, которых так желают в этом
мире, совершенно правильно отверг их.
И затем Яма начал учить Начикетаса тайнам жизни и смерти.
Источник: Притчи человечества. (5)
Постоянная ссылка на притчу.