← Ноябрь 2007 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
9
|
10
|
11
|
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
24
|
25
|
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://ecc-kyivdar.narod.ru/index.html
Открыта:
22-07-2005
Адрес
автора: rest.esoteric.perasperadastra-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Школа Разума: Путь к Себе На Пути
"ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Cебе." 56 На Пути 2007-11-08 11:46
Добрый день, друзья - со-путники! Новым подписчикам рекомендую заглянуть в архив рассылки http://subscribe.ru/archive/rest.esoteric.perasperadastra/. Приветствую Вас на страницах данной рассылки!
В выпуске помещено окончание повести Андрея Пузикова «На Алтай, к Хейдоку» к 115-той годовщине со дня рождения А. П. Хейдока, известного писателя, деятеля, ученика Н.К.Рериха; интервью А.П.Хейдока видео-журналу «Беловодье»; Краткая биографическая справка. А также читайте и смотрите подборку новостей и ссылок, включая объявление о международной конференции, посвященной 132-й годовщине Международного теософского общества, которая состоится 17-18 ноября 2007 г. в Киеве, проведении 11–13 декабря 2007 года в г. Ярославле Всероссийской научной конференции «Философия или новое интегративное знание» и другое. Альфред Петрович Хейдок давал такой совет вопрошающим: «Поэтому скажу как совет: если есть искреннее устремление, образуйте объединение. Я хочу добавить, что успех будет, если только в вашем объединении удастся затронуть сердца объединяющихся. Но если объединятся только под импульсами рассудка, то это объединение не прочно и разлетится. Нужно, чтобы это было объединение, в котором основное место отводилось сердечным чувствам, т.е. чтобы вы полностью
доверяли друг другу и хотя сколько-нибудь любили друг друга, и такое объединение очень благотворно для участников. Члены объединения знают, что если они попадут в беду, то другие придут на помощь, выручат. Потом совместное изучение нужной литературы, то, что один не может достать, другой достанет. Совместное обсуждение развивает ум. Ну, в общем, стройте общество на сердце.» © Все права принадлежат автору. Андрей ПУЗИКОВ На Алтай, к Хейдоку автобиографическая повесть /Окончание./ От автора: в данной повести описываются реальные события так, как их сохранила моя память по прошествии 22 лет. Все имена и фамилии не изменены. Оглавление: Глава 5......................К Белухе Гл. 5 К Белухе Утром мы направились пешком в Тюнгур, до которого оставалось километров двенадцать. Пошел дождь. Слегка промокнув, мы добрались до поселка. На окраине мы увидели небольшой недостроенный деревянный дом. Поскольку он был открыт и ничем не огорожен, мы забрались в него и решили переждать непогоду. Было довольно сыро и холодно. К обеду распогодилось, и мы пошли дальше. Пройдя через поселок, мы перешли через
Катунь по такому же деревянному висячему мосту, как и в Мульте. Дальше мы знали, что нужно подниматься вверх по реке Кучерле. Но наша карта была столь мала, что по ней мы так и не смогли понять, с какой стороны от нас впадает в Катунь Кучерла. Сориентировавшись по ущелью, мы решили, что Кучерла впадает справа, и уверенно зашагали по тропе ведущей в эту сторону. Через пару километров тропа подошла к реке, которую мы и приняли за Кучерлу. Река была очень большая, но нам и в голову не пришло, что это, на самом
деле, поворот Катуни. Таким образом, мы уверенным шагом двигались вдоль Катуни в противоположную сторону по узкой проселочной дороге. По рассказам мы знали, что нам должна была встретиться деревня Кучерла. У одного из изломов дороги было ответвление к берегу реки, и мы решили искупаться. Гл. 6 Интересная встреча Для меня это не было поражением, а просто трезвым взглядом на реальность. Я отложил мечту подняться на вершину до следующего года, когда я собирался придти сюда снова, но уже более подготовленным к условиям гор. Потом я приходил сюда не раз, изготавливал снаряжение собственного изобретения, совершенствовал его раз за разом. Водил я по этим тропам, скалам, ледникам и перевалам и свою будущую жену, привыкшую
до встречи со мной отдыхать на теплых благоустроенных черноморских курортах. Ходил и в одиночку, пытаясь подняться на вершину Белухи. Но все это будет потом, а сейчас, мы с Олегом двинулись вниз по Кучерле, обратно в Тюнгур, Усть-Коксу и Усть-Кан, чтобы оттуда попытаться пройти напрямик, мимо Тегерецкого хребта, в Змеиногорск. Гл. 7 Усть-Ионыш Утром, позавтракав в столовой, мы втиснулись в набитый автобус. В автобусе было душно и жарко, и поездка в нем была далеко не столь романтичной, как на попутках. Мы могли доехать на нем до Горно-Алтайска к позднему вечеру, а там нам бы пришлось ехать на автобусе вокруг всего Горного Алтая, его северной и западной стороны, чтобы попасть в Змеиногорск – основную цель нашего путешествия. Но ведь это круг более тысячи
километров! В душных автобусах, и ни какой романтики! Гл. 8 Трумэн Рано утром холод достал нас даже в сене, и мы вынуждены были проснуться. Выбравшись из стога, мы пошли через крохотный, еще спящий поселок геологов. Пересекли маленькую речку Ионыш, и, наконец, встретили первого человека. Гл. 9 Хейдок Администратор местной гостиницы сухо объяснила, что двухместных свободных номеров нет, и предложила места в четырехместном. Нас это не очень устраивало, и Олег «пошел в атаку». * "карма" - судьба Вопрос корреспондента: Альфред Петрович, Вы бы не могли рассказать самые первые встречи и самые первые воспоминания о встрече с Николаем Константиновичем Рерихом? В какой обстановке это было? Ответ: Первый раз я встретился с Николаем Константиновичем на вечере, устроенном литературным объединением «Чураевка». Это было объединение молодых поэтов, которые собирались, читали свои стихи и по случаю приезда Николая Константиновича устроили публичный вечер. Во главе этой «Чураевки» стоял хороший поэт А.Ачаир. Это его псевдоним. Настоящая фамилия Грызлов.[2] Между прочим, стихи А.Ачаира вы можете прочитать в одном из ближайших номеров журнала «Сибирские огни». Там собрано часть его стихов, не знаю сколько. Возможно, что кое-что будет напечатано из первых и моих очерков. Это был замечательный человек, и великий поэт. Когда я узнал, что А.Ачаир устраивает вечер в честь приезда Николая Константиновича, я помчался к нему с просьбой, чтоб он познакомил меня с Николаем
Константиновичем, и А.Ачаир обещал. Зал, в котором происходило это собрание, был не велик, но он был полон народу. Появился Николай Константинович, я впервые увидел его, и произнес краткую речь о сотрудничестве. О сотрудничестве, как о принципе, на котором должны строиться человеческие межгосударственные отношения в будущем. Он призывал также всех вносить принцип сотрудничества в нашу жизнь. После этой речи наступил краткий антракт, и тут А.Ачаир подвел меня к Николаю Константиновичу и представил. Николай Константинович был в сопровождении своего брата. Его брат давно жил в Харбине и заведовал там отделом земледельческих орудий в фирме Чурина. Фирма Чурина была очень богатая фирма, имеющая свои отделения и универмаги по всему Дальнему Востоку. Когда А.Ачаир меня представил, я попросил Николая Константиновича назначить мне аудиенцию, принять меня для более, так сказать, длительного разговора.
Но оказалось, что желающих попасть к Николаю Константиновичу так много, что Николай Константинович должен был открыть запись на прием и нанять специального швейцара у дверей, который пускал посетителей строго по записи, по очереди, и эту запись как раз вел его брат. Когда я попросил о приеме Николая Константиновича, он обратился к брату и спросил: «Как там у тебя, когда мы сможем принять молодого писателя?» Брат прикинул и сказал: «Через три дня. Очередь такая большая, что через три, четыре дня» Ну, вот я дождался назначенного времени для приема и пришел к Николаю Константиновичу. Для Николая Константиновича его брат снял квартиру на Садовой улице в Харбине, в двухэтажном доме, на втором этаже. Квартира была большая довольно, и когда я пришел к Николаю Константиновичу, то он кончил чай пить и со столовой шел к себе в кабинет. Поздоровались мы на ходу, он вошел в кабинет, я вслед за ним. Войдя в кабинет, он встал за письменным столом. Причем письменный стол его стоял напротив входной двери, в которую
я входил. И вот в этот момент, когда он стоял за письменным столом во весь рост, когда я близко устремил на него взгляд, я понял, что я давно знаю его, и что совсем не первый раз вижу его, и еще я понял, что он мне роднее родного отца. У меня вылетели все заготовленные фразы, с которых я хотел начать разговор с Николаем Константиновичем. Я решил задать ему вопрос, который меня очень волновал в Томске, и я задал его. Я сказал: «Николай Константинович, я читал ваши книги: «Пути благословения», «Сердце Азии», читал о Шамбале и о Великих Учителях, скажите мне, действительно ли существуют такие Великие Учителя и такая Шамбала?» И он мне ответил: «Да, существуют, и я у них был». После этого у нас пошла беседа о Великих Учителях, о теософии, о Шамбале, Николай Константинович сказал, что Великие Учителя Шамбалы дали Новое Учение, которое называется «Агни Йога», более того, он мне обещал книги Агни Йоги, как только придет его багаж. Я слушал преисполненный огромной радости, я был счастлив, Николай Константинович излучал из себя духовный магнетизм, на фоне которого люди чувствовали себя счастливыми, радовались. Присутствие Николая Константиновича было до того благостно, до того приятно, что не хотелось уходить, но я понимал, что уходить-то надо. Но, прощаясь, я так сказать, высказал мысли, что я прощаюсь, ухожу совсем и больше не приду, а он меня перебил и сказал: «Зачем, вы будете приходить, мы с вами будем встречаться», – и называет новый день для прихода. Вот так началось мое сотрудничество с Николаем Константиновичем. Сотрудничество и встреча, которую я считаю самым важным событием в своей жизни. Почему? Потому что до сих пор, пока я его не встретил, моя жизнь не была осмысленна. У неё были разные цели, не было единой, одной, общей, объединенной цели, а встреча с Николаем Константиновичем дала эту цель, дала правильное направление моей жизни, и она пошла совсем другим ходом, и я бы сказал, осветилась Новым Светом. Вопрос кор.: Альфред Петрович, Ваша встреча с Николаем Константиновичем дала начало обществу Рерихов в Харбине? Ответ: Нельзя это назвать обществом. Это было содружество, это будет правильное слово. Общество подразумевает что-то большее, во всяком случае, хотя бы членов десять, несколько десятков. Он (Н.К. Рерих) образовал содружество. Я это содружество назвал обществом в своей статье, но это было содружество, которое просуществовало все время, пока я был в Харбине. После моего отъезда в Шанхай содружество продолжало существовать и распалось оно только по случаю того, что члены содружества в различное
время уезжали в Советский Союз, кто раньше, кто позже. И сейчас я даже не знаю, у кого хранится архив этого содружества, архив в котором хранятся письма Елены Ивановны Рерих и многое другое. Я уехал из Харбина в 40-ом году, и таким образом между нами находилась граница японско-китайская. Япония в то время захватила Маньчжурию целиком, часть Китая; переписка была очень затруднена, вся она контролировалась. Вопрос кор.: Альфред Петрович, у Вас, видимо, была переписка с Николаем Константиновичем и последняя встреча? У Вас на руке перстень – это подарок Николая Константиновича? Ответ: Да, встреча состоялась. Да, перстень – это подарок Николая Константиновича, вы его видите. Это не просто подарок кольца. Это традиция Востока. Учитель дает ученику кольцо. Конечно, не все Учителя этому следуют, и не все Учителя имеют кольца, да не всякое кольцо стоит драгоценного, чтобы его дарить… Когда я уже, будучи в Харбине, решил возвратиться в Советский Союз, то из Маньчжурии, захваченной японцами, это было не возможно. Невозможно, потому что японцы не допускали, чтобы эмигранты оттуда возвращались в Советский Союз, поэтому я из Харбина поехал в Шанхай, чтобы, живя в Шанхае, выхлопотать советский паспорт, потом, чтобы с полным правом возвратиться в Советский Союз. Все это я делал с благословения Николая Константиновича. И когда в 1947 году Советское Посольство объявило, что желающие могут записаться на то, чтобы возвратиться в Советский Союз, я записался и поставил в известность Николая Константиновича. Письма шли долго. Но все-таки накануне отъезда я успел получить от Николая Константиновича из Индии радиограмму, в которой он благословил меня на возвращение в Советский Союз. Я знал, что это последняя радиограмма, которую я получаю от Николая Константиновича, что в Советском Союзе уже не будет возможности сноситься с Николаем
Константиновичем. Эту радиограмму я, как святыню, носил при себе, в бумажнике. Так я носил ее три года, которые я прожил в Советском Союзе до моего ареста. Но следователь, когда арестовали, у меня отобрал эту радиограмму и, боюсь, что он уничтожил ее, и физическая связь прервалась. Вопрос кор.: Альфред Петрович, работа содружества в Харбине и Шанхае в какой форме происходила, как это было? Ответ: Главным образом мы изучали Агни Йогу. В книгах Агни Йоги дано много затуманенного, много неполного, требующего дополнения и обсуждение таких мест, кстати, это были очень хорошие упражнения для рассудка и полезные для расширения сознания. Кроме того, на наших собраниях мы обсуждали отдельные случаи из нашей жизни: если кто-нибудь из наших членов попадал в затруднение, то все старались ему помочь, чем могли. Таким образом, содружество имело практические последствия, оно облегчало жизнь.
Это не только имело материальное значение, но еще моральное значение. Члены содружества не чувствовали себя одинокими, а знали, что за ними стоят их собратья, которые готовы прийти к нему в любой момент, и такое сознание человека дает уверенность. Мало того, это сознание, что мы состоим в одном содружестве, как бы окружала какой-то нас защитною чертою, которая ограждала от внешней опасности. Кроме того, в жизни изучающих Агни Йогу бывают отдельные интересные моменты, которые требуют обсуждения. Например: В нашем обществе состояла молодая супружеская пара, муж и жена, жена беременная. И вдруг она видит в воздухе: как бы появилось пламя свечи, оно опускается на живот, уходит в живот и растворяется. Мы написали об этом явлении в Индию и получили пояснение Елены Ивановны Рерих, что воплощение духа в материю, или опускание в место, где зарождается ребенок, происходит поэтапно. При зачатии, когда еще не сформировался плод, но уже существует субстанция, образующая плод, в неё входит часть воплощающего
духа, которая образует связь между духом и развивающимся плодом в утробе матери. Но по истечении 4-х месяцев приходит вторая часть духа, и именно тогда можно видеть в воздухе пламя. Это пламя представляет собой ту часть духа, который должен воплотиться в чреве матери. Третье вхождение духа происходит в момент рождения. Воплотится большая часть духа, но еще не весь. Полностью дух входит в тело только в семилетнем возрасте. Вопрос кор.: Как часто Вы собирались? Ответ: Каждую неделю в воскресение. Причем в Харбине, где была баснословная дешевизна продуктов, хозяйка, у которой собирались, (а в Харбине собирались поочередно то у одного члена, то у другого) ставила угощенье для всех, чай с пирожками, печеньем и другие яства. В Шанхае мы этого не делали, никакого такого угощенья, только голая беседа. Надо сказать, что успех такого содружества зависит от того, насколько члены его полюбили друг друга. Если члены не любят друг друга, если относятся холодно, то успех такого содружества невелик, и оно легко может распасться. Если члены любят друг друга, хотя бы не очень в значительной степени, то это содружество очень крепко, и в нем члены черпают силы, черпают тонкие энергии. Они, например, собираются в воскресение, а черпают силу, энергию на всю неделю. Всю неделю ходят в каком-то возвышенном хорошем настроении. Вопрос кор.: В повседневной жизни встречаются случаи, когда стоит появиться чему-то светлому, как тут же появляется фактор внутри светлого, или снаружи, пытающийся погасить светлое. У Вас такие факторы появлялись? Ответ: Безусловно. От таких факторов никуда не уйдешь, они лежат в самой основе нашей физической проявленной Вселенной. В проявленной Вселенной все существующее двухполюсное, как говорят биполярное: Свет и тьма, холод и тепло, зло и добро, счастье и радость и печаль. В полюсе эти противоположности сами по себе не могут существовать, если нет тьмы, и света не может быть, потому что на чем же он будет проявляться, на чем будет виден, если не будет тьмы. Также добро и зло. Существование одного непременно вызывает существование другого. Это пары противоположностей, на которых построен наш проявленный мир. Все это нужно знать. Наша жизнь есть проведение равнодействующей линии между парами противоположностей, срединной линией мы должны пройти с небольшим преимуществом со стороны добра… Творческое воображение и фантазия не одно и то же. Фантазия – это, так сказать, порхающий мотылек, поверхностный, легкий. А творческое воображение – в нем участвует сердце, сердечные энергии, и поэтому в процессе творчества, при участии творческого воображения, возможны взлеты и откровения, которые недоступны простому рассудку. Давно говорят, что поэты открывают великие философские истины. Это признание, например, за английским поэтом Эдвином, который написал поэму о жизни Будды. Там он высказал такие философские истины, которые доступны только глубоко посвященным буддистам. Этого поэта никто не посвящал. Но в процессе воображения ему это стало доступно. Так же и мне. Я писал эту вещь («Грешницу»), именно руководствуясь творческим воображением в лучшем его, так сказать, смысле. Один из моих друзей, проживающий в Новосибирске, кстати, он бывший главный редактор Новосибирского телевидения и радиовещания, высказал такую мысль, что я списал «Грешницу» с пространственной хроники Акаши. Вы знаете, что такое хроника Акаши? Это те отпечатки в пространстве, которые остаются от всех человеческих деяний, от мыслей и слов. Это космическая галерея, которую видят ясновидящие, где записывается все. Так он, этот мой Новосибирский друг, сказал, что я сам, не сознавая этого, списал с хроники Акаши. Я совсем не уверен, что так было, я просто считаю, что творческому воображению присущи такие взлеты. В своё время я во время службы переводил «Тайную Доктрину» и «Разоблаченную Изиду», старался урвать для себя больше свободного времени, тем более, что надо мной четкого контроля не было, и всякое свободное время я использовал для работы над переводами. Конечно, скажем, перевод двух томов «Разоблаченной Изиды» потребовал несколько лет. Третий том «Тайной Доктрины» тоже потребовал немало времени. Все переводы времени требуют. Но, тем не менее, этот труд был радостным. Сознание, что ты приносишь пользу людям, что люди, благодаря твоему труду, смогут познакомиться с новыми истинами, которых раньше не знали, что можно будет содействовать делу прогресса человеческого, эволюции, все это воодушевляло, все радовало, и работа была не в тягость, а в радость. Я ведь перевел еще и другие книги: Дэвид Ниил «У мистиков и магов Тибета» и «Письма Махатм Синнетту», огромный том. Вот над чем я долго работал, и до сих пор он стоит как-то без движения. Правда, книгу эту, «Письма Махатм», я отдал рижанам. Я знал, что рижане обработали ее, наверно, перевели и, наверное, распространяют. Книгу «Мысли Формы» я тоже перевел и еще. Вообще много было радостного труда. А это самое главное. Самое лучшее, что человек может делать, – это трудиться. И когда труд приносит радость, это уже и счастье. С радостью вспоминаю, как я трудился. Вопрос кор.: Альфред Петрович, в своё время в журнале «Наука и жизнь» была большая статья Дэвид Ниил, в которой цитировались некоторые идеи из ее работ. Ее идеи очень близки с Агни Йогой. Она знакома была с Учением или шла своим путем? Ответ: Про Агни Йогу я не берусь сказать, была ли она знакома или нет, но она была теософка. Когда она была в Адьяре, останавливалась в главной квартире теософов, чувствовала там себя как дома, и в этом нет ничего удивительного. Она изучала буддизм, изучала тибетские разные учения, но все они в основе имеют одну и ту же истину, только одетую в разные одежды. Я только сегодня узнал, что она написала еще одну книгу «Посвященный». Этой книги мне не попадалось, было бы очень интересно с ней познакомиться. Я читал еще книгу ее «Мое путешествие в Лхасу». Там никаких чудес нет, но интересен ее путь в
Лхасу. Она ведь пошла пешком, переодетая тибетской нищенкой в сопровождении приемного сына Йонгдена, но он имел тогда степень ламы, да и сама она тоже получила степень ламы и даже выше. Но она шла, играя роль нищенки, так было лучше идти, и вот описание ее пути, ее переживаний очень интересно. Причем, один раз их ограбили разбойники в Тибете, отняли все. И знаете, что она тогда сделала? Она стала разыгрывать тибетскую старушку, начала их грозно проклинать, призывать на головы проклятия, и разбойники испугались, отдали обратно все. А потом мне очень понравилась Дэвид Ниил своим заявлением, когда она была самой счастливой в жизни. Она говорит, что самой счастливой в жизни она была в Тибете, когда одетая нищенкой пешком ходила по дорогам и ночевала у дорожных канав. Именно сознание, что она свободна от всяких общественных пут, как нищенке ей все позволено, и что она может повернуть куда угодно, пешком, не связанная никакими удобствами, ничем. Вот это ощущение свободы доставляло ей самые счастливые часы в ее жизни… Следует рассказать о случае, который произошел во время кремации Е.И.Рерих. У Елены Ивановны была секретарем Раиса Михайловна Богданова. Она присоединилась к Рерихам в период их экспедиции, когда ей было 12 лет. С экспедицией она прошла всю Монголию и весь Тибет. Всю жизнь прожила с ними, но я, когда жил в Москве у неё, был занят своими делами, упустил возможность разузнать больше. Стоит засвидетельствовать, что после кремации тела Елены Ивановны, Раиса Богданова похоронила урну с прахом, и когда был насыпан
могильный холмик, она сфотографировала этот могильный холмик, а когда проявила фотографии, то оказалось, что над этим холмиком была радуга, самая настоящая радуга. Эта радуга – одна из эмблем, знаков Шамбалы, Иерархии Света. Вопрос кор.: Альфред Петрович, что говорил Н.К.Рерих о Шамбале? Ответ: Он говорил мне, что в Шамбале имеются огромные подземные пустоты, пещеры. В такой пещере существует музей эволюции Земли. Там представлено все с момента образования Земли в экспонатах. Экспонаты эти не физические, а из тонких энергий образованные. Про пустоты в Гималаях много говорят, есть такой слух, что в пещерах Гималаев сохранились летательные аппараты Атлантов, но я за правдивость этих сведений не ручаюсь. И мое мнение, что НЛО – это сохраненные аппараты Атлантов, но еще раз подчеркиваю, что за правдивость этих сведений не ручаюсь. Что летательные аппараты в Шамбале имеются, в этом сомнения нет. Николай Константинович описывал в своем дневнике экспедиции, как над экспедицией появился громадный шар. Как все члены экспедиции высыпали смотреть, как этот шар двигался, и все пришли к заключению, что это из Шамбалы. Вопрос кор.: Согласно легендам, в своё время на Урале жил какой-то чудской народ, который тоже ушел под землю, как только появились переселенцы с запада. Как Вы думаете, существует ли чудской народ и есть ли тут какая-то связь? Ответ: Я думаю, что кое-что есть. Но я скажу, что в «Малахитовой шкатулке», которую я читал очень много лет назад, есть рассказ о каком-то казаке, который в Уральских горах попал в племя великанов. Он даже женился на великанше, но чем это закончилось, я не помню. Племя великанов могло жить и жило на Сибирских просторах. В «Малахитовой шкатулке» Бажова можно уловить еще кое-что оккультное, например, как девочку в горах спасали два пламени с обеих сторон. Эти два пламени как бы уши идущего под землей какого-то зверя. Мое мнение, это проявление пространственного огня. Уральские горы очень древние. Они когда-то были высокие и понизились, ведь все высокое снижается, все выпуклое стремится выровняться. Вопрос кор.: Возвращаясь к последним дням жизни Елены Ивановны Рерих, интересно узнать год ухода ее из жизни. Ведь в разных книгах дается разный год ее ухода. Так у Беликовой-Князевой указан 1955 года, а у Поляковой в книге «Н.Н. Рерих» дается 1952 или 1951 год. Ответ: У Поляковой, я считаю, самая пустяковая книга. Она ведь писала мне тоже. Мне почему-то не понравилась. У неё не хватило мужества говорить правду о Николае Константиновиче, подтвердить его пребывание в Шамбале. Она обходила это место на цыпочках, вроде, был, как признает, и нет. «Ходил, – говорит, – Николай Константинович в Шамбалу» – это в одном абзаце воспоминаний как бы вскользь, вроде бы как в насмешку. Это ерунда. Вопрос кор.: Беликов тоже писал об опыте духовной биографии Н.К.Рериха, но был 1972 год, и он не мог всего отразить в своих книгах? Ответ: Но Полякова совсем обошла и не пыталась это отражать. Вопрос кор.: А какие книги, на Ваш взгляд, наиболее интересно написаны о Н.К.Рерихе, у нас или за рубежом? Ответ: Хорошие книги написал Иванов Всеволод Никанорович.[3] Он жил в Харбине, я с ним встречался. Это мой приятель, мой друг, но он не был членом содружества и отдельно существовал. В то время он был даже редактором харбинской газеты Гулпау. В.Н.Иванов – очень талантливый писатель, и о Н.К. Рерихе он написал, пожалуй, изумительно, так, как никто. Он дает не столько жизненные подробности, сколько оценку и роль его. Рига издала монографию о Н.К.Рерихе, и вот текст к монографии написал В.Н.Иванов. Эта монография есть у меня дома, и там есть одна глава «Россия и Рерих, Рерих и Россия». Главу я даю почитать всем посетителям, чтобы они могли восхититься необыкновенной красотой слога этого писателя, изумительностью его образов. Если вы будете у меня, я вам дам прочесть. Мало того, Николай Константинович сам в одном из писем цитирует эту главу, восторгаясь ее красотой. Всеволод Никанорович потом из Харбина возвратился в
Советский Союз, поселился в Хабаровске, где работал в библиотеке и там долгие годы жил и работал. Там же умер. В Советском Союзе он написал роман «Черные люди», который был издан, который мне до сих пор не удалось прочитать. Написал о Пушкине и еще что-то, и все это значительно и хорошо. Он вызвал большое уважение своих современников в Советском Союзе, и особенно среди художников. К удивлению, его КГБ не преследовало, конечно, ходу не давали, но давали спокойно жить и работать в библиотеке. Ему долгие годы пришлось
ждать, пока удалось напечатать книгу «Черные люди», чуть ли не семь лет. Вопрос кор.: О чем эта книга? Ответ: Я ее не читал. Мне ее обещал прислать Линнник, надо ему написать. В.Иванов – очень талантливый, если что описывает – это красиво. Вопрос кор.: Альфред Петрович, как Ваша жена отнеслась к Учению Агни Йоги? Ответ: Она сама пошла по пути Агни Йоги полным ходом. Жена у меня была удивительно хорошим человеком. Когда я шел, то и она. Обычно жены не любят переездов, переселений, она наоборот любила переезжать, менять квартиры, путешествие ее влекло и движение влекло. Отважная была женщина. В опаснейшие моменты она старалась быть около меня, чем даже ставила меня в затруднительное положение. Вопрос кор.: Я успел прочитать Вашу биографию и отметить такой момент: в тот день, когда Вы отправились на Восток из оккупации, убили первого мужа Вашей жены. Это факт или придумано? Ответ: Это было 3 марта 1918 года. Я с рюкзаком за плечами вышел из города, не спеша, пошел пешком в сторону станции Столбцы, чтобы выбраться с оккупированной немцами территории и уйти домой. Да, в тот день, когда я вышел, матрос, один нехороший человек, убил выстрелом из трехлинейки первого мужа моей жены. А в конце апреля я приехал по железной дороге в г. Благовещенск-на-Амуре. И когда слез с поезда, вышел из вокзала, передо мною открылись крыши г. Благовещенска. Внутренний голос мне
подсказал: под одной из этих крыш живет твоя будущая жена. И действительно, я пошел пешком в город и первая женщина, с которой я познакомился и начал разговаривать, была моя будущая жена. Она стояла с похоронкой, убитая горем. Вопрос кор.: В Ваших книгах часто встречаются цитаты Уранова, Вы не могли бы о нем рассказать? Ответ: Это человек, который всегда вызывал у меня восхищение. Во-первых, высокая нравственность, я не знаю людей, которые могли его в чем-нибудь обвинить; Во-вторых, необычайная талантливость, он хороший поэт, у меня есть сборник его стихов, машинописный, конечно, он писал красивые картины, он композитор, сочинил, правда, немного, несколько очень красивых музыкальных пьес. Писал очень хорошие статьи, очерки, глубокие философские сочинения. Познакомились в Харбине, он состоял в кружке Агни Йоги. Вопрос кор.: Вы говорили, что в Вашем кружке было всего двое мужчин, а Уранов третий? Ответ: Это в основном кружке было двое мужчин, а каждый член этого кружка создавал еще кружок вокруг себя. Другой человек Абрамов Борис Николаевич имел свой кружок, в котором состоял Уранов – молодой человек. Ну и потом Уранов слышал голос Безмолвия, голос Незримого Учителя. Вопрос кор.: Какова судьба Уранова? Ответ: Когда пришла Советская власть в Харбин, арестовали его и, как многих других, отправили в лагеря. В лагерях он одно время бедствовал, но вскоре там выяснили, что он обладает большим талантом. Да, я забыл сказать, что он был чудесный врач, из него там сделали фельдшера, чтобы он лечил заключенных, а потом дали должность врача, и он добился своего освобождения, и когда пришел день освобождения, он остался там, в лагере, продолжая служить врачом. Туда же приехала его жена, работала вольнонаемным
врачом. Они оба были рентгенологами. Они хорошо зарабатывали и долгие годы проработали врачами. Заработали там пенсию, уволились. Они купили кооперативную квартиру в Усть-Каменогорске, у них была большая пенсия, так что они жили прекрасно. Вопрос кор.: Про него Вы говорили, что он обладал степенью меченосца? Ответ: Да, о нем. Вопрос кор.: А когда он ушел из жизни? Ответ: 6 июня 1981 года он ушел из жизни. Это мой сердечный друг, не только друг, а брат. После него осталось большое литературное наследие, которым теперь владеет его вдова, и как она им распорядится, я не знаю. Вопрос кор.: Как сложилась судьба Б.Н.Абрамова? Ответ: Я подробностей больших не знаю, но он вернулся тоже добровольно в Советский Союз и, кажется, первый раз попал в г. Новосибирск. Потом из Новосибирска он перебрался на некоторое время в Москву… Потом на короткое время уехал на Украину, но вскоре вернулся, выхлопотал квартиру в Веневе, в 100 км от Москвы. И вот там он жил долгие годы и, наконец, ушел на тот Свет. Вопрос кор.: Какое впечатление произвели на Вас посетители г. Челябинска, и можно ли из их числа создать в Челябинске общество? Ответ: В числе моих посетителей были весьма разнообразные люди. Безусловно, нужно отметить, что интерес к духовным вопросам имеется, иногда даже сильно выраженный. Но постольку, поскольку этот интерес устойчив, это может показать только будущее. Во всяком случае, конечно, основать, заложить начало какому-то объединению, ставившему перед собой развитие духовности в людях, можно. Великие дела всегда начинаются с малого. Например, Игнатий Олойола, основатель Ордена иезуитов, начал всего с
пяти человек, а потом создал громадную организацию, которая одно время сильно влияла на мировую жизнь. Конечно, этим я не хочу сказать, что иезуиты дали миру что-то хорошее, я просто привожу пример, как с малого можно создать великое. Создавать в хорошем духовном смысле могут уже два человека, но только при одном условии, что эти два человека будут доверять друг другу и хотя бы немножко любить друг друга. Для привлечения новых членов к такому ядру нужно применять именно такое правило. Привлекать людей не по интеллектуальным соображениям, а привлекать людей, к которым можно питать какую-то степень духовной привязанности и, во всяком случае, питать полное доверие. Конечно, следует привлекать только людей высоко нравственных, ни в коем случае не наркоманов, но ангелов тоже, нет, у всех людей имеются какие-то недостатки, с этим приходится мириться, тем более, что, если они пойдут по духовному пути, они избавятся от своих недостатков. Поэтому я скажу: заложить основание объединению, ставившему перед собой цель самоусовершенствование, совершенствование и служение человечеству в Челябинске можно и должно. Пусть не смущаются основатели, если их будет только двое. Я всю жизнь пытался создать объединение, состоящее хотя бы из 7 человек. Да, это удалось в Шанхае, но потом мне не удалось собрать больше 2 – 3 человек, но и это было хорошо, при воздействии на окружающее их мысли имеют очень благотворное влияние. Поэтому скажу как совет: если есть искреннее устремление, образуйте объединение. Я хочу добавить, что успех будет, если только в вашем объединении удастся затронуть сердца объединяющихся. Но если объединятся только под импульсами рассудка, то это объединение не
прочно и разлетится. Нужно, чтобы это было объединение, в котором основное место отводилось сердечным чувствам, т.е. чтобы вы полностью доверяли друг другу и хотя сколько-нибудь любили друг друга, и такое объединение очень благотворно для участников. Члены объединения знают, что если они попадут в беду, то другие придут на помощь, выручат. Потом совместное изучение нужной литературы, то, что один не может достать, другой достанет. Совместное обсуждение развивает ум. Ну, в общем, стройте общество на сердце. Я хочу сказать про огромное значение такого объединения. Если вы создаете объединение из нескольких человек, если даже двое объединятся, то уже мысли усиливаются в семь раз, но если у вас несколько человек объединятся, то в зависимости от полноты вашего мнения, ваше воздействие на окружающий мир будет огромно. В Агни Йоге сказано, что двенадцатигранник – двенадцать человек, объединенных общим устремлением с общим сердечным горением, могут влиять на мировые события. Я хочу пояснить, в чем тут трудность, трудность, что не просто 12 человек должны собраться, а эти 12 человек должны каждый отвечать знаку зодиака по своему гороскопу. Эти 12 человек должны представлять весь круг Зодиака. Притом, они должны быть родственными душами… единомышленниками, и тогда они могут влиять на Мировые события. Хочу рассказать один эпизод из своей жизни, который иллюстрирует силу человеческой мысли. Я женился в г. Благовещенске. Гражданскую войну пробыл в Благовещенске. А потом, когда Белая власть пала, я должен был из Благовещенска бежать на китайскую территорию в Харбин. А жена осталась в Благовещенске. И, конечно, перебежав в Харбин, я тосковал по своей жене невероятно. Я любил свою жену и разлука с ней, тем более в таких обстоятельствах, была для меня жестоким ударом. И вот что я один раз придумал: я решил посетить свою жену мысленно. Как это делать, в какой-то книге я прочитал. И вот я поступил так: в Харбине у меня была маленькая комната, жили там несколько человек, другие ушли, я остался воскресным вечером один в комнате. Тогда я сел на стул или на кресло, скорее всего на стул, и ярко мысленно представил, что я сейчас встаю со стула, выхожу из дома, спускаюсь по ступенькам во двор, иду под гору, перехожу улицу и иду на берег реки Сунгари (Сунгари впадает в Амур).
По Сунгари я уже на крыльях мысленно лечу до Амура. Амур поворачивает, я лечу вверх по течению, представляю себе знакомые казачьи станицы, которые я пролетаю и прилетаю в г. Благовещенск. По знакомой улице иду на свою покинутую квартиру. Прохожу в спальню и нахожу, что жена моя спит. Все это происходит мысленно. Я нагибаюсь и целую ее. Потом я выпрямляюсь и лечу обратно в Харбин. Это было зимой. Прошло больше полгода и моей жене удалось вырваться оттуда и приехать ко мне в Харбин. Жена рассказала, что она в тот день, когда я ее посетил и поцеловал, проснулась от моего поцелуя… Опубликовано: «Неоконченная симфония», Рубцовск, 2004 [1] Интервью было дано А.П.Хедоком в период его пребывания в г.Челябинске Краткая биографическая справка Альфред Петрович Хейдок родился в Латвии в 1892 году в семье владельца мастерской по ремонту машин и сельскохозяйственных орудий. Трудовую карьеру А.П.Хейдок начал на лесопильных заводах своего дяди, с низшей должности и дослужился до управляющего заводом. Будучи мобилизован на первую мировую войну, сперва служил на фронте в военно-санитарной организации великой княгини Марии Павловны, а потом его перевели в Красный Крест Западного фронта, где он занимал административные должности. Пребывание на Западном фронте и последующие события превращают жизнь А.П.Хейдока в калейдоскоп быстро меняющихся драматических, а порою опасных эпизодов, описание которых заняло бы целую книгу. В 1920 году он пересек Китайскую границу и поселился на жительство в г. Харбине. Там занимался преподаванием русского языка китайцам, в чем значительно преуспел, приобрел известность и был приглашен преподавать русский язык в два китайских учебных заведения: в Харбинский медицинский колледж и Гиринский университет. В этот же период занялся писательской деятельностью. В 1929 году, в декабре месяце, был опубликован в журнале «Рубеж» его первый рассказ «Человек с собакой», который сразу привлек внимание читательской публики. А.П.Хейдок становится постоянным сотрудником этого журнала. Кроме того, печатается также в местных газетах. В 1934 году произошла встреча А.П.Хейдока с Николаем Константиновичем Рерихом. Эту встречу Альфред Хейдок считает самым важным событием, поворотным пунктом своей жизни, так как идеи Николая Константиновича нашли живейший отклик и понимание в душе молодого писателя, который стал пламенным последователем и сотрудником его на всю жизнь. Осенью 1940 года вместе с женой Евгенией Сергеевной он переселился в г. Шанхай. Там участвовал в создании общества советских журналистов и беллетристов при обществе советских граждан. Возглавлял секцию беллетристов, и, когда новообразованное общество получило лицензию от ТАСС на издание журнала «Сегодня», поместил в нем свой рассказ «Сан-Рафаэль». В Шанхае А.П.Хейдок прожил семь лет. Получив паспорт советского гражданина, вместе с семьёй в 1947 году добровольно вернулся в Советский Союз. После возвращения на родину, жил и работал в г. Североуральске. Вначале два месяца работал в качестве пожарника, потом некоторое время преподавателем английского языка в Рудоуправлении. Более двух лет проработал в Бокситовой экспедиции в качестве юрисконсульта: не имея юридического образования, тем не менее, выиграл все дела в суде и в государственном арбитраже. В тот период в Советском Союзе запрещалась свободная философия русских мыслителей серебряного века: Флоренского, Бердяева, Соловьева, Ильина, Гумилева и др. Считалось, что их произведения вредоносны для советских читателей. Также запрещались произведения написанные белыми эмигрантами, и каралась связь с ними. Н.К.Рерих никакого отношения не имел к белой эмиграции, но поскольку с семьёй жил в Индии, т.е. за пределами СССР, то был признан белым эмигрантом, и его философия считалась вредной. А.П.Хейдок находился в переписке с Н.К.Рерихом, поэтому его семья попала под репрессии. Вначале арестовали младшего сына Валентина. Не выдержав тяжелого удара, слабая здоровьем, умерла его верная подруга, жена Евгения Сергеевна. Спустя полгода в октябре 1950 года арестовали А.П.Хейдока. Его отправили в свердловскую тюрьму, где он находился в течение зимы. По приговору особого совещания, произнесенному заочно, А.П.Хейдок был осужден на 10 лет заключения с полной конфискацией имущества. В 1951 году его перевели в лагерь на станцию Абезь,* где без малого он провел почти шесть лет заключения. А.П.Хейдок был досрочно освобожден по смягчающим обстоятельствам: за малозначительностью совершенного преступления и преклонный возраст. Освободился он в начале мая 1956 года и провел лето в Латвии у вдовы своего старшего брата. Осенью того же года переехал в Казахстан, в г. Балхаш, к своему младшему сыну. После освобождения Свердловский окружной суд пересмотрел уголовное дело в отношении А.П.Хейдока, по которому он отбывал меру наказания, и прекратил данное дело за отсутствием состава преступления, т.е. А.П.Хейдок был полностью реабилитирован, и ему даже заплатили за конфискованное имущество. К сожалению, конфискованный архив не вернули, пояснив, что он был сразу же уничтожен после ареста владельца. Таким образом, были утрачены все копии рассказов, очерков, статей… Из всего архива ему были возвращены только свидетельство о рождении и удостоверение Шанхайского Общества советских граждан о том, что он состоял в Обществе советских журналистов и беллетристов в качестве председателя секции беллетристов. В г. Балхаше он одно время работал библиотекарем, а последние шесть лет жизни там проработал в КазНИИРХе (Казахский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства) в качестве переводчика английского языка научной литературы. В этот же период им были переведены такие капитальные труды как «Письма Махатм Синнету», третий том «Тайной доктрины» Е.П.Блаватской и два тома ее же «Разоблаченной Изиды», а также «У мистиков и магов Тибета» Дэвид Ниил и ряд других работ. В июле 1981 года, будучи уже пенсионером, А.П.Хейдок переселился в Алтайский край, г. Змеиногорск. Полностью потеряв зрение, он продолжал диктовать повести, рассказы и эссе. Несмотря на свою слепоту и преклонный возраст, в 1989 году он совершил поездку в Новосибирск, чтобы принять участие в конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Е.И.Рерих, где был зачитан его доклад «Подвиг Матери Агни Йоги». А.П.Хейдок ушел из жизни 20 июня 1990 года, оставив после себя богатое литературное наследие. Абезь – посёлок городского типа в Коми АСР на правом берегу р. Уса (приток Печеры), у Северного полярного круга. Является железнодорожной станцией, в 1968 г имел 1,4 тыс. жителей. Возник в 1942 г. в связи со строительством ж-дороги. ( Б.С.Э. т. 3. Издание 1969г.) * К ВЫПУСКУ ПРИСОЕДИНЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ФАЙЛЫ: Фото Альфреда Петровича Хейдока, картина «Непобедимый дух» Виктора Тихоновича Черноволенко (первая в России группа художников-космистов «Амаравелла»). * НОВОСТИ И ССЫЛКИ: АЛЬФРЕД ПЕТРОВИЧ ХЕЙДОК / сайт, посвященный жизни и творчеству :: Биография / В этом разделе помещены автобиографические очерки
писателя, его воспоминания о некоторых эпизодах своей жизни, а также статьи современников о нём самом и его творчестве. Труды / Здесь собраны произведения А.П.Хейдока художественного и философского содержания, написанные им в различные периоды жизни. Письма / В разделе представлены некоторые фрагменты писем, адресованных А.П.Хейдоку различными корреспондентами. Галерея / В разделе можно познакомиться с некоторыми фотографиями писателя, сделанными в различные жизненные периоды, а также со снимками памятных для почитателей творчества А.П.Хейдока мест
и некоторыми другими архивными материалами. События / В разделе публикуется информация о готовящихся и прошедших мероприятиях, посвященных памяти А.П.Хейдока. Гостевая книга / Желающие могут оставить запись в гостевой книге и поделиться своими впечатлениями от знакомства с творчеством и вехами жизненного пути этого выдающегося человека. Киевская теософская группа приглашает Вас на Конференцию, посвященную 132-й годовщине Международного теософского общества. Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д.Ушинского и Ярославское областное философское общество проводят 11–13 декабря 2007 года в г. Ярославле Всероссийскую научную конференцию «Философия или новое интегративное знание». В четверг, 15 ноября 2007 года, состоится лекция на тему: "Загадки антропологии. Переломный период в развитии человеческой культуры". Лектор: Белов Александр Иванович, палеоантрополог, автор книг о происхождении человека и животных: "Антропологический детектив", "Фантомы грядущего", "Кризис мира", "Тайна многоруких Богов" и др. Руководитель научного междисциплинарного семинара при ВООПИиК. В лекции будут рассмотрены следующие вопросы: Москва, ул. Рождественка, дом 12. Институт Востоковедения РАН (ст. Метро "Кузнецкий мост"). Комната 222. Третий четверг каждого месяца. Начало в 17:30. Вход свободный. Мероприятия на ноябрь Одесского Дома-Музея им. Н. К. Рериха http://forum.roerich.info/showthread.php?threadid=5050 Журнал Новая Эпоха (Мир Огненный) обрел новое место в Сети: http://www.newepoch.ru/ http://www.roerich-museum.ru/rus/pub.../nov/index.php На этом заканчивается текущий выпуск рассылки "ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Себе". Через одну-две недели мы снова встретимся, высказывайте свои пожелания, задавайте свои вопросы по адресу rest.esoteric.perasperadastra-owner@subscribe.ru Всего Вам самого светлого и Удачи! С уважением, ведущий рассылки Алексей Сеев. |
В избранное | ||