← Апрель 2008 → | ||||||
1
|
2
|
4
|
5
|
6
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
10
|
11
|
12
|
13
|
|
14
|
15
|
16
|
18
|
19
|
20
|
|
21
|
22
|
23
|
25
|
26
|
27
|
|
28
|
29
|
За последние 60 дней 3 выпусков (1-2 раза в месяц)
Сайт рассылки:
http://libier.ucoz.ru/
Открыта:
16-04-2005
Статистика
+1 за неделю
Эзотерический вестник Александра Либиэра
Приветствую каждого, кто стал подписчиком нашей рассылки! А сегодня в выпуске читайте:
Новый лот №10. Живая этика - Школа Н. Рериха. Наш Интернет - магазин пополнился новым лотом - "Живая этика". Лот пока представлен одним DVD-диском, в который вошли следующие файлы: Видео: Письмена. Николай и Святослав Рерихи (38 мин.), Старший сын (53 мин.), Младший сын. Святослав Рерих (1.30 мин.).
Аудио-книги: Семь великих тайн космоса, Н Рерих. Избранное.
Картины Н. Рериха.
Текстовые архивы: Книги Н.Рериха (+ 203 картины), Pеpихи. (Сборник статей). Б.Н.Абрамов.ГРАНИ АГНИ ЙОГИ, и др. Цена диска "Живая этика". - 100 рублей. Прайс-лист всех товаров и форму заказа, можно скачать здесь. ЭЗОТЕРИКА В ЛИЦАХ: Н. К. Рерих. Николай Константинович Рерих (1874-1947) - русский художник, мыслитель и общественный деятель, посвятивший всю свою жизнь служению красоте и знанию. Сердце, Мудрость, Труд и Терпение - вот принципы, которые были для него наиглавнейшими. Во всех его движениях была уравновешенная гармония - это было постоянное поступательное движение к известной определенной цели. Его картины воплощают добро, истину и красоту в такой степени, что их духовное воздействие неизбежно. Они рассказывают о новой силе, входящей в жизнь, силе, которая должна подвинуть дух человека к новым и более благородным начинаниям. "Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он также принадлежал всему миру. Весь мир был полем его деятельности. Все человечество было для него собратьями. Каждая страна представляла особый интерес и особое значение. Каждая философия, каждое учение жизни были для него только путем к совершенствованию, и жизнь для него была великими вратами в Будущее". Так говорил о своем отце Святослав Рерих. Николай Константинович Рерих родился 9 октября (27 сентября) 1874 года в Петербурге, в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха. Закончил знаменитую гимназию Карла Мая. С ранних лет интересовался историей, археологией, участвовал в раскопках, писал рассказы, серьезно занимался живописью. Одновременно учился на юридическом отделении Петербургского университета и в Императорской Академии художеств, в студии знаменитого Архипа Ивановича Куинджи. Славившийся своими человеческими качествами и бескорыстным служением искусству, Куинджи пользовался среди студентов огромным уважением. Именно он поддержал и развил творческую индивидуальность своего воспитанника, укрепил в нем стойкость духа, целеустремленность и широту взглядов. Добрую память и признательность к этому необыкновенному человеку Рерих пронес через всю свою жизнь. Уже тогда, в студенческие годы, Рерих предпринимает первую попытку организовать культурно-просветительское общество - кружок самообразования для будущих художников. Разрабатывает устав и программу тематических занятий по философии, эстетике, археологии, истории, литературе. И хотя кружок не состоялся, молодой художник не унывал - он прекрасно понимал, что всего лишь приобретает опыт. Не знающий покоя пытливый ум и страстное влечение к искусству и наукам во многом способствовали сближению молодого Рериха со знаменитыми деятелями культуры того времени - В.В.Стасовым, И.Е.Репиным, Н.А.Римским-Корсаковым, Д.В.Григоровичем, С.П.Дягилевым, А.Н.Бенуа. Диапазон интересов Николая Константиновича поражает уже тогда: каждое лето - выезд на раскопки, курс лекций в Археологическом институте, первые труды на литературном поприще и, конечно же, живопись, а сюжетов художнику было не занимать. Далеко не все первые полотна Рериха отличались оригинальностью и присутствием особого художественного почерка, но в них было то, что предвещало будущий яркий путь, - глубокая заинтересованность темой и вера в высокое предназначение искусства. И вот в 1897 году его первая серьезная работа - дипломная картина "Гонец" выдерживает самую взыскательную критику и приобретается самим Третьяковым для своей галереи. В 1898 году 24-летний Николай Константинович получает сразу два интересных и заманчивых предложения - место помощника директора музея Императорского Общества поощрения художеств и место помощника редактора художественного журнала. Примерно в это же время начинается его сотрудничество с новым художественным обществом "Мир искусства". В 1899 году в жизни Рериха происходит еще одно значительное событие. Летом, приехав на раскопки в имение князя П.А.Путятина в Бологом, он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, происходившей из древнего дворянского рода Голенищевых-Кутузовых - человеком неординарным и близким ему по духу, глубоко интересовавшимся историей, литературой и философией. Общность устремлений и симпатия очень быстро переросли в глубокие взаимные чувства, и в ноябре 1901 года молодые люди поженились. Всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. Философ и писатель, Елена Рерих разделит все устремления и начинания Николая Константиновича. Их старший сын Юрий станет знаменитым ученым-востоковедом, а младший - Святослав изберет ту же стезю, что и отец. Уверенно и настойчиво, с поразительной работоспособностью и оптимизмом художник продвигается к вершинам своего мастерства. В 1900-1901 годах во время первого посещения Франции берет уроки у известных художников Фернана Кормона и Пюви де Шаванна. По возвращении домой с новыми силами углубляется в изучение русской старины. Страстное увлечение археологией и историей во многом предопределяет сюжеты его картин - древняя, языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природной стихии... В 1903 году Рерих вместе с женой отправляется в путешествие по древнерусским городам - Владимиро-Суздальской и Московской Руси, Псковской и Тверской землям. Результат - свыше ста архитектурных этюдов, воссоздающих прекрасные облики памятников зодчества. Примерно с 1907 года начинается период деятельности художника в области театрально-декорационной живописи. Рерих обращается к произведениям Н.А.РимскогоКорсакова ("Снегурочка"), А.П.Бородина ("Князь Игорь"), Р.Вагнера ("Валькирия"), М.Метерлинка ("Принцесса Малэн"), Г.Ибсена ("Пер Гюнт"), И.Ф.Стравинского ("Весна Священная"). В Талашкине, что под Смоленском, в 1914 году художник завершает роспись церкви Святого Духа. В 1906 году Рерих назначается директором Школы Общества поощрения художеств - самого большого российского учебного художественного заведения. Подбирает замечательных художников и педагогов - А.А.Рылова, А.В.Щусева, И.Я.Билибина, Н.С.Самокиша. Школа не стояла на месте, каждый год открывались новые классы, увеличивался преподавательский состав. Ее главную цель Николай Константинович видел в воспитании художественного вкуса и поддержке творческой самобытности учащихся. Он хотел, чтобы сознание красоты стало ведущем началом в жизни молодого художника, а искусство как можно шире входило в простую, повседневную жизнь. В 1909 году Рерих становится академиком Российской Академии художеств. Мировоззрение Рериха, как и любого другого человека, формировалось не сразу. И складывалось оно не только под влиянием русского искусства и истории. Уже с середины 1900-х годов на его литературных трудах и художественных произведениях заметно сказывается влияние Востока. Особенно же привлекает его Индия - ее древняя культура, великолепная природа, богатейшие духовные традиции. И это обращение не случайно. Исследуя традиции древней Руси и спускаясь по историческим пластам все ниже и ниже, к тем доисторическим глубинам, где еще только складывалось человеческое общество и его будущие достижения, Рерих никогда не воспринимал русскую культуру как нечто обособленное и изолированное. В статье "Радость искусства" он пишет, что Русь всегда представлялась ему как "чудесный, единственный в мире край, куда по воле судьбы текут пути многих странников мира". И многие из этих путей брали свое начало на Востоке, в Индии. К таинственной "колыбели цивилизаций" подводили не только размышления Рериха-историка и археолога, но и философа. С юных лет он серьезно интересовался вопросами нравственного совершенствования и духовного преображения человека, прославляя в своих произведениях созидание, труд, добро и красоту. Его мысли о всеединстве, общечеловеческих духовных ценностях и особой роли России как связующего звена между Востоком и Западом были созвучны идеям таких замечательных русских философов, как Н.А. Бердяев, П.А.Флоренский, Н.О.Лосский, В.С.Соловьев. Справедливо полагая, что основные этические законы были сформированы еще в глубокой древности, на заре нашей цивилизации, Рерих ищет разрешения загадок бытия в первоисточниках - мифах, легендах, древнейших философских системах, изучает труды мыслителей Востока. Несмотря на то, что художник никогда не отступает от твердых реалистических позиций, его картины приобретают более символический характер, повествуя об извечном противостоянии добра и зла, преемственности духовных традиций и ответственности человека за свою судьбу и окружающий его мир. В 1916-1918 годах по состоянию здоровья Рерих почти безвыездно живет в Карелии. После революционных событий он с семьей оказывается отрезанным от Родины. Но художник не падает духом. При помощи друзей открывается выставка в Стокгольме. Дальше - Финляндия, Норвегия, Дания, Великобритания... В 1920 году Рерихи приезжают в Америку. Работы Николая Константиновича с огромным успехом демонстрируются в десятках городов, появляются новые сподвижники и сотрудники. Продолжается культурно-просветительская деятельность. В 1921 году в Нью-Йорке открывается Институт Объединенных Искусств, главной целью которого Рерих видит сближение народов через культуру и искусство. Почти одновременно с ним в Чикаго было учреждено объединение художников "Соr Ardens" ("Пылающие сердца"), а в 1922 году возник международный культурный центр "Corona Mundi" ("Венец Мира"). В ноябре 1923 года - распахнул свои двери Нью-Йоркский Музей им. Николая Рериха, содержащий богатейшую коллекцию картин художника. Тогда же, в 1923 году, сбывается заветная мечта мастера - 2 декабря Рерих и его семья прибывают в Индию. Менее, чем за месяц, Рерихи успевают познакомиться с древнейшими памятниками Элефанты, Джайпура, Агры, Сарнатха, Бенареса, Калькутты. В конце декабря они останавливаются в небольшом княжестве Сикким в Восточных Гималаях. Первые научные исследования, проведенные в Сиккиме, посещение древних монастырей, многочисленные встречи с учеными и духовными лицами все больше и больше склоняют Николая Константиновича к мысли о проведении серьезной экспедиции в Центральную Азию. И вот, почти полтора года спустя, эта экспедиция, ставшая кульминационным моментом его жизни, состоялась. Путешествие продолжалось с марта 1925-го по май 1928 года: Кашмир - Лех - Хотан - и после двухмесячного пребывания в Москве - Алтай - Монголия - Тибет - Дарджилинг. По такому маршруту не проходил еще ни один исследователь Центральной Азии. Впервые были отмечены на картах десятки горных вершин и перевалов, открыты археологические памятники, найдены редчайшие манускрипты. Был собран огромный научный материал, написаны книги ("Сердце Азии", "Алтай-Гималаи"), создано около пятисот картин. Так, в 1925-1926 годах во время вынужденной стоянки в Хотане художник создает серию полотен "Майтрейя", посвященную грядущему Будде, с именем которого народы Востока связывают наступление новой эры - эры торжества мира и справедливости. Экспедиционный маршрут пролегал по путям великого переселения народов, когда-то сыгравшего свою великую роль в культурном взаимодействии Востока и Запада. Это взаимодействие не всегда было мирным, но даже невзирая на войны и нашествия, оно способствовало дальнейшему развитию и взаимообогащению обоих "полюсов" человеческой цивилизации. На своем маршруте Рерих изучал не только следы древних кочевников и памятники материальной культуры; более всего его интересовала именно преемственность традиций самых разных народов, сходство их преданий, ритуалов и обычаев. Знакомясь с особенностями различных национальных культур, он всегда искал то общее, что связывало бы их в одно целое, - единую общечеловеческую культуру. Проблема "Восток-Запад", веками интересовавшая ученых и мыслителей, была решена Рерихом не путем противоположения или умаления одной из сторон, а с позиции синтеза, провозглашающего единство духа в многообразии вековых накоплений и культурных традиций. В экспедиции принимали участие Елена Ивановна и старший сын Рерихов Юрий. Несмотря на молодые годы, Юрий Рерих отвечал за безопасность экспедиции, а его прекрасное знание тибетского, монгольского и хинди позволило ему без труда общаться с местным населением. Помимо "традиционного" изучения маршрута, экспедиция несла огромную эволюционную нагрузку, значение которой еще только предстоит осознать, - пройдя по местам былого расцвета древних культур, она отметила энергетические центры культуры будущего. По окончании экспедиции Рерихи основывают Институт гималайских исследований "Урусвати", что в переводе с санскрита означает "Свет утренней звезды". Там же, в долине Кулу, в Западных Гималаях, Николай Константинович и его семья находят свой дом. Здесь, в Индии, и пройдет последний период жизни художника. В 30-е годы, предчувствуя наступающую угрозу войны, Рерих разрабатывает проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц. Его начинание было поддержано в самых широких кругах мировой общественности. Идею художника приветствовали Р.Роллан, Б.Шоу, Р.Тагор, А.Эйнштейн. Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме. Впоследствии Пакт Рериха лег в основу Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, а предложенный им специальный флаг - Знамя Мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, - и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире. В 1934-1935 годах Рерих предпринимает экспедицию в Маньчжурию и Внутреннюю Монголию. Как и всегда, проводятся археологические исследования, собираются материалы по лингвистике, изучаются лекарственные и засухоустойчивые растения. Тогда же начинается работа над большой серией очерков, которые впоследствии войдут в книгу "Моя жизнь. Листы дневника". Основной темой очерков становятся размышления о современной науке и искусстве, политических событиях и общественной жизни. Написанные простым и образным языком, "Листы дневника" в доступной форме повествуют о взаимосвязи самых разнообразных сторон нашей земной жизни со сложнейшими космическими процессами. В годы войны художник снова обращается к теме родной земли. Из-под его кисти рождаются патриотические полотна - "Князь Игорь", "Александр Невский", "Партизаны", "Победа". А очерки и письма, как никогда, призывают к человеческому единению и содружеству, неустанно напоминая о том, что основа мира это не только соблюдение международных соглашений. Самое главное, утверждает Рерих, заключается в нас самих, в силе нашего духа, в нашей внутренней культуре, основой которой являются добросердечие, стремление к Знанию и почитание Красоты. Эти призывы никогда не были отвлеченными. На этих принципах строилось не только искусство и литературное творчество Рериха, но и вся его жизнь. Свидетельства современников, помимо восхищения многогранностью творческого гения, передают нам образ человека целеустремленного, поражающего своей необычайной духовной силой, внутренней гармонией, а также необычайной терпимостью к воззрениям других людей. О популярности и признании русского художника свидетельствует тот факт, что более ста институтов, академий, научных корпораций, культурных учреждений во всем мире избрали его своим почетным и действительным членом. С огромным уважением относились к художнику и в самой Индии - с Николаем Константиновичем были лично знакомы многие индийские философы, ученые, писатели, общественные деятели. Да и простые индийцы, жившие по соседству в долине Кулу, почитали его как великого мудреца, принося в праздничные дни цветы к порогу его дома. И хотя общественная деятельность отнимала у художника много времени, это отнюдь не сказалось на его искусстве. Его младший сын, Святослав Рерих, рассказывал об этом так: "Где бы он ни был, в каких бы условиях он ни находился, он всегда писал картины. И не только картины - писал свои книги и дневники. И это было возможно только благодаря строгой самодисциплине. Николай Константинович всегда верил, что труд очищает нашу жизнь, что человек должен трудиться и через труд он разрешит свои насущные проблемы и поднимется на следующую ступень эволюции. Сам Николай Константинович был как бы олицетворением этой мысли, потому что всю жизнь он трудился. День его начинался очень рано - он вставал в пять часов утра и сразу же приступал к работе над картинами и записями". Много повидал Рерих, путешествуя по Европе, Азии и Америке, но мысль о возвращении на Родину не покидала его никогда. Сразу же по окончании войны художник начинает хлопотать о переезде в Советский Союз. "Покуда есть сила, хотелось бы приложить ее на пользу родной земли, - пишет он в одном из писем к брату. - Знание, опытность, любовь к славной Родине- все это надо дать туда, где оно будет особенно полезно". И эти слова относятся не только к одному Николаю Константиновичу, но и ко всей его семье, каждый член которой внес свою лепту в сокровищницу культуры и науки. Вот что говорит об этом сам Рерих в очерке "Четверть века":"Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Не на миг мы не отклонялись от русских путей. И Юрий и Святослав умеют сказать о ценностях народных. Умеют доброжелательно направить молодое мышление к светлым путям будущего. Юрий - в науке, Святослав - в искусстве прочно укрепились. Разве для чужих? Велики нахождения Елены Ивановны. Ее записи найдут живой отклик в сердцах искателей-мыслителей. Разве для чужих? Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения". ...Но жизнь распорядилась иначе. 13 декабря 1947 года художника не стало. В 1955 году, в самый разгар приготовлений к отъезду, уходит из жизни Елена Ивановна, до последней минуты верившая в то, что ей удастся продолжить созидательную работу в России. Из всех Рерихов на Родину вернулся один только Юрий Николаевич. И все же в этих строчках Николая Константиновича звучит не только горечь, в них звучит и надежда. Надежда на то, что несмотря ни на какие запреты, никакие "железные занавесы" духовные сокровища, собранные за всю жизнь, вернутся родной земле и ее людям. И вот почти полвека спустя это возвращение состоялось.
6128 Как трудно пустоту кармана, наполнить честно, без обмана. 6129 Войны для Мира не бывает. Для доброты не убивают! 6130 Войну, где нужно оправдать, мотив стараются создать. 6131 Авторитетнейшие лица, для духа создают границы. 6132 Чужой вредит авторитет, общаться с Богом тет - а - тет. 6133 Да не на небе Ваши боги, взгляните Вы себе под ноги! 6134 Подбрасывая камни в небо, не жди, что упадут цветы. И где бы ты при этом не был, увидишь ты свои мечты. 6135 За мнением авторитетов, трудней найти дорогу к Свету. 6136 Добро, как только обозначил, для зла прибежище назначил. 6137 Покажи на чем ты спишь, я скажу, что в жизни чтишь. 6138 Все попытки лгать пусты. Грязью, грязь не смоешь ты. 6139 Борясь с течением реки, лишь разобьешься на куски. Течению полезней внять, что уготовано - принять. 6140 Доказывая правоту, уносишь силы в пустоту. 6141 Со всем согласен только тот, кто в душу смысл не берет. Различия всегда нужны, для личности они важны. 6142 Не всякий, кто читает много, находит к мудрости дорогу. 6143 Жизнь учит лучше всяких книг, того, кто чувствами проник. 6144 Мысли мудрые просты, не навязчивы, чисты. 6145 Жить совсем без зла не можно, сокращая же – возможно. 6146 Чем больше Высших слов сказали, тем меньше Веру показали. 6147 Где сила слова угасает, кулак над кем - то зависает. 6148 Давно сомненье улетело: усталость развивает тело. А жизнь подсказывает в уши: страданья развивают душу. 6149 Кто больше боли испытал, внимательнее к жизни стал. 6150 И правда может навредить, и ложь от бед огородить. Всегда все дело только в том, что совесть чувствует при том. 6151 Проклятия пусты для тех, кто видит в равном свете всех. 6152 Назваться выше хочет тот, кто больше пустотой живет. 6153 Живет источник откровений, пока не видишь в нем сомнений. Обман, как только ты допустишь, нить откровения упустишь. 6154 Где вопрос не прозвучит, мудрый вежливо молчит. 6155 Заумно легче говорить, пенять и глупости творить. 6156 Как тело воздуха желает, Душе так Вера помогает. 6157 Чередуя свои ноги, вверх взойдете по дороге. Чередуя Дух и Тело, ты поймешь, что Жизнь хотела. 6158 Прося чего-нибудь у Бога, теряете к Нему дорогу. 6159 У Истины ученья нет, Она не ведает побед. 6160 Кто громче к Богу призывает, тот мало, что о Боге знает. 6161 Посмотри, чем я шучу, и поймешь, о чем молчу. 6162 Нежелание ведет к неумению, неумение мешает движению. 6163 Мнимый праведник не выше, тех, кто перегаром дышит. 6164 Зло с добром, как день и ночь, рады каждому помочь. Между ними нет войны, они Богом рождены. 6165 Пост не пост для тех, кто ждет, что застолье к ним придет. Пост такой не дарит Свет, пользы в нем нисколько нет. 6166 Горем заткнутые уши, Вас не сумеют послушать. 6167 Кто жаждет холода- не грей , свои же силы пожалей. 6168 Лучше пусть смеются с Вас, чем завидуют сейчас. 6169 Прощения, кто часто просит, не искренен в своем вопросе. 6170 Кому не веришь, не полюбишь. Кого не знаешь, не забудешь. __________________ Эзотерический магазин А. Либиэра. Диски по почте. Низкие цены. Гибкая система скидок. Скачайте прайс-лист по следующей ссылке - http://www.libier.narod.ru/shop.rar - и сделайте свой заказ. __________________ Книги А. Либиэра. "По ту и эту стороны существования". Скачать. "История эзотерики". Скачать. "Искусство любить". Скачать. __________________
Пишите мне на libier@narod.ru и высказывайте Ваши мнения и пожелания относительно тем нашей рассылки. Удачи Вам на пути
духовного восхождения и до встречи в следующем номере
рассылки!
|
В избранное | ||