Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эзотерический вестник Александра Либиэра


Эзотерический вестник Александра Либиэра.

Выпуск 34.

Приветствую каждого, кто стал подписчиком нашей рассылки!   Сегодня в выпуске:

  • новости сайта;

  • публикация: А. Либиэр. История эзотерики (продолжение).

НОВОСТИ САЙТА

В нашем интернет-магазине вниманию покупателей представлен новый лот:

Лот №5. Электронная библиотека А.Либиэра (диск №3). Цена 80 рублей.

ПУБЛИКАЦИЯ:

После выхода в свет предыдущего выпуска Вестника, на мой электронный ящик пришло несколько писем, с вопросами, которые я оставил без ответа. Я прошу простить меня каждого читателя, который прислал мне письмо, но не получил от меня ответа. Это вызвано, как правило тремя причинами. Я не успеваю ответить на каждое письмо или не отвечаю на него, т.к. уже давал ответ на него в нашей рассылке ранее (или ответ содержался в публикации, но читатель его не увидел. Наконец, я могу быть просто некомпетентен в том или ином вопросе, который представлен читателем моему вниманию. Это конечно не оправдание, но все равно еще раз прошу прощения у каждого, кому не ответил.

А. Либиэр. История эзотерики (продолжение).

Основные теологические концепции.

Каждого верующего человека, в зависимости от того, как он смотрит на природу мира и Бога, можно отнести к той или иной группе людей. Таких групп всего четыре - деисты, теисты, пантеисты и панентеисты. Деисты и теисты принадлежат к экзотерической линии познания, пантеисты и панентеисты - к эзотерической линии познания. Причем в эзотерической линии познания проявляется следующая закономерность: для эзотерических традиций, развивающихся по пути Будды (дзен и дао), более характерен пантеистический подход к познанию окружающей действительности; для эзотерических традиций, развивающихся по пути Каббалы (Каббала, йога, гнозис и суфизм), более характерен панентеистический подход. Краткие характеристики всех этих теологических концепций приводятся ниже. Если же кого-то интересует позиция автора относительно рассматриваемых ниже концепций, то сразу хочу сказать, что для меня наиболее близким по духу является панентеизм.

 

ДЕИЗМ (от лат. deus — бог), религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. «промысел божий», чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума. Получил распространение среди мыслителей Просвещения, сыграл значительную роль в развитии свободомыслия в 17-18 вв. Одним из главных основоположников деистической концепции считается Рене Декарт (1596-1650) – великий французский философ и ученый.

 

ТЕИЗМ (от греч. theos — бог), религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем. Признание потусторонности Бога отличает теизм от пантеизма, признание непрерывной активности Бога — от деизма. Наиболее характерен для генетически связанных между собой религий — иудаизма, христианства и ислама. Термин впервые употреблен Р. Кедвортом.

 

ПАНТЕИЗМ (от греч. раn - все и theos – бог) – религиозно-философская концепция, рассматривающая Бога как мировое целое. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков. Характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системы Б. Спинозы, отождествившего понятия «Бог» и «природа». И. Г. Гердер, И. В. Гете  и классический немецкий идеализм опирались на пантеизм в полемике как с ортодоксальным теизмом, так и с механицизмом французских материалистов.

 

ПАНЕНТЕИЗМ ( от греч. раn – все, en — в, theos — бог), религиозно-философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге; синтез теизма и некоторых идей пантеизма. От пантеизма эта концепция отличается тем, что Бог в ней рассматривается как сущность, которая существует как в мире, так и вне его. От теизма эта концепция отличается тем, что мир творится Бог не вне Его сущности, внутри этой сущности.

     Термин панентеизм введен К. Краузе  в 1828 году, который пытался объединить идеи теизма и пантеизма. Концепция панентеизма не противоречит ни теизму, ни пантеизму: она объединяет их сильные стороны в единое мировоззренческое русло, делая картину мироздания наиболее глубокой и способной удовлетворить самые сложные запросы человеческого разума. Несмотря на то что сам термин «панентеизм» появился лишь в 19 веке, эта концепция наиболее древняя, т.к. своими корнями уходит в Каббалу.   

 

Том 1. Эзотерические традиции.

Что такое эзотерическая традиция?

Эзотерическая традиция – огромный пласт сакральной культуры человечества, переданной человечеству от высшего мира. Согласно преданию, сакральное знание было передано человеку самим Творцом как необходимое средство для выживания в нашем мире. Во многих эзотерических традициях сохранилось предание о том, что после того, как в небесном мире произошел раскол, и часть небожителей отказалась жить по закону Творца. Чтобы уберечь человечество от «опеки» падших ангелов, Творец дал людям Закон, по которому они должны жить. Исполнение этого закона ведет к всеобщему благу человечества и утверждению гармонии в земном мире.

     Каждая эзотерическая традиция имеет статус эзотерической школы, но не всякая эзотерическая школа является эзотерической традицией. В этой связи необходимо правильно понимать отличительные особенности традиции от школы. Здесь существует три основных критерия.

1. На основе эзотерических традиций развились наиболее известные религии нашего мира. Из Каббалы вырос иудаизм, из йоги - брахманизм, из дзэна - буддизм, из дао - даосизм, из гнозиса - христианство, из суфизма – ислам. Все эти эзотерические традиции когда-то имели лишь статус школы. Сегодня они являются и школой, и традицией в одном лице. Но это совсем не означает, что каждая эзотерическая школа когда-нибудь станет эзотерической традицией.

2. Традицию от школы отличают также и более длительные временные рамки существования. Так, к примеру, самая молодая эзотерическая традиция - суфизм - существует на земле вот уже более чем 13 веков. С ней может посоперничать только исихазм - наиболее древняя эзотерическая школа, возникшая в 4-7 вв. Большинство же эзотерических школ было организовано в 19-20 вв.

3. Все эзотерические школы возникали в русле той или иной эзотерической традиции, но ни одна традиция не возникла из какой-либо эзотерической школы.

Два пути эзотерической традиции.

Как в традициях, так и в школах необходимо различать два основных пути развития - путь Каббалы (Торы) и путь Будды (Дхармы). Путь Каббалы (или путь Торы) - это направление эзотерики, происхождение которого непосредственно связано с волеизъявлением самого Творца нашего мира. Это нисходящая линия эзотерики, которая идет от Неба к земле. Основы этого направления методично передавались Богом на землю через Его истинных пророков (начиная от Авраама и заканчивая Мухаммедом) – что касается арийского этапа истории человечества, и от самого Адама – что касается истории человечества вообще. И в этой связи необходимо сказать, что данная линия эзотерики представляет собой абсолютно завершенный вид. Т.е. можно смело утверждать, что в этом крыле эзотерики уже не стоит ожидать никаких новшеств для арийского этапа развития человеческой цивилизации, т.к. последние слова, которые Бог хотел донести до людей через Своих пророков, были высказаны еще Мухаммеду.

Путь Будды (или путь дхармы) - это направление в эзотерике, которым идут люди, достигшие пробуждения самостоятельным путем (т.е. не придерживаясь буквы закона, изложенной в Торе). Это – восходящая линия эзотерики, которая идет от земли к Небу. Этот путь представляет собой определенную опасность, если по нему идти без Учителя. Поэтому мы видим, какую огромную роль играет авторитет Учителя в таких традициях, как дзэн и дао. Причем не следует приходить к мнению, что роль Учителя в других традициях совсем незначительна.

Несмотря на то, что в истории эзотерической традиции имеются два пути, имеющих различные источники происхождения (путь Будды - опыт самостоятельного пробуждения, путь Каббалы - волеизъявление Бога), всю истинную эзотерическую традицию объединяет одно свойство - на их основании выросла та или иная религия. Иными словами, на почве той или иной эзотерической традиции произросла та или иная ветвь экзотерического знания, хранителем которого является социальный институт под названием Церковь. Выявление основных причин, связанных с этим явлением - тема отдельного разговора. Сейчас же нам необходимо четко уяснить, что на почве эзотерической школы не произошло ни одной религии и этот факт является главным критерием, отличающим эзотерическую традицию от школы.

Путь Торы – это путь нисходящей эзотерики. Иными словами, Творец сам посылает человеку свет Истины, который нам остается либо принять, либо отринуть.

Путь дхармы – это путь восходящей эзотерики. Иными словами, адепт данного пути в эзотерической традиции усилием воли, методом проб и ошибок постигает свет Истины и обретает просветление.

Часть 1. Каббала.

Глава 1.Что такое Каббала?

Каббала – древнеиудейская эзотерическая традиция, основоположником которой на гиперборейском этапе развития человечества являлся Адам, а на арийском этапе - Авраам. Эта традиция была передана непосредственно от Творца к творению.

     «Термин Каббала означает на древнееврейском не что иное, как «традиция» в самом общем смысле; и хотя чаще всего он обозначает эзотерическую традицию или традицию, связанную с посвящением, когда его используют без специальных уточнений, но иногда также бывает, что его применяют к самой экзотерической традиции. Сам по себе этот термин способен, таким образом, обозначать любую традицию; но раз он принадлежит к древнееврейскому языку, то нормально, при его использовании в других языках, относить его только к древнееврейской традиции, или (если предпочитают иной, возможно, более точный способ выражения) к специальной древнееврейской форме традиции» (Р.Генон).

       Необходимо различать Каббалу как историческое явление, как традицию и каббалу как науку, как теоретическую область знаний. Первая неотъемлемым образом связана со второй. Для того чтобы не путаться с этими двумя аспектами каббалы, условимся писать Каббалу как традицию с заглавной буквы, а каббалу как науку – с прописной.

    Цель науки каббала – развить в человеке шестой орган чувства, благодаря которому человек в полной мере сможет ощутить живого Бога. Цель самой каббалистической традиции – установить связь между земным миром и миром небесным. Эта связь должна способствовать организации общества людей согласно всевышней воле Творца, а не так, как это угодно людям.

     Изучение каббалы позволяет постичь Смысл всех смыслов, так как в ней излагается происхождение и сущность нашего мира, а также структура высшего мира. Именно Каббала является родоначальницей той ветви эзотерики, происхождение которой было вызвано волеизъявлением самого Творца. Ведь пробуждение Авраама было вызвано тем, что сам Творец вышел на контакт с ним и поведал ему тайны Каббалы. Сам термин «каббала» иногда переводится и как «воспринятое предание». И необходимо всегда помнить, что первоначально восприятие это происходило не от человека к человеку, а от Бога к человеку. Достойными наследницами Каббалы впоследствии стали такие традиции, как йога, гнозис и суфизм. Но никогда не следует делать вывода, что с рождением гнозиса завершилась традиция Каббалы, а с рождением суфизма завершилась традиция гнозиса. Все эти традиции мирно сосуществуют в настоящее время, так как в основе своей они нисколько не противоречат друг другу. Но если гнозис и суфизм стали преемственниками Каббалы на Западе, то йога – на Востоке.

     В Талмуде каббалой называются части Торы не входящие в Пятикнижие. Непосредственно в постталмудическую эпоху так обозначается вся Устная Тора. По мере кодификации и канонизации Учения, область применения термина «каббала» сужается, сдвигаясь при этом в его некодифицированную область.
     Что же представляет собой каббала как учение, как тайная наука? На этот и другие вопросы, связанные с каббалой, попытаемся ответить с точки зрения самих каббалистов.
     По их мнению - Каббала это методика постижения духовных миров и нашего мира, как их следствия. С одной стороны, изучение каббалы дает нам знание о духовных мирах, с другой стороны сам процесс постижения каббалы развивает в нас дополнительный орган ощущения, позволяющий нам войти в контакт с духовными мирами.

Предмет изучения каббалы.

Что дает человеку Каббала? Согласно Каббале есть четыре вида знания, которые может и должен постичь человек. Эти четыре вида знания и составляют канон сакральной науки каббалы – канон, который соблюдается во всякой эзотерической традиции, а не только в Каббале.
     Первый вид Знания – знание о творении (учение о Десяти Сфирот). Это знание заключает в себя изучение создания и развития миров в объеме постижимом человеком, а именно: каким образом Творец путем последовательных сокращений создал миры и существа, их населяющие. Учение о творении, которое излагается в каббале в философии принято именовать панентеистической концепцией, которая представляет собой теоретический синтез теизма и пантеизма.

     Второй вид Знания – знание о функционировании (учение о карме). Изучение сущности человека, его взаимосвязи и взаимодействия с духовным миром. Законы взаимодействия духовного и материального миров и их следствия.
     Третий вид знания - кругооборот душ (теория реинкарнации). Изучение сущности каждой души и ее кругообращения. Связь души с общим управлением системы миров, ее кругообороты, циклы жизни и смерти - от чего зависят все наши пути в этом мире.
     Четвертый вид знания – знание об управлении. Изучение нашего мира - неживой, растительной, животной и человеческой природы, их сущность, роль и управление ими из духовного мира. Управление свыше и наше восприятие Природы, Времени, Пространства.

Основные разделы каббалы.

В каббале принято различать теоретическую и практическую стороны.

Теоретическая Каббала:

·       Масора.

·       Мишна.

·       Гемара.

Практическая Каббала:

·       Нотарикон.

·       Темура.

·       Гематрия.

·       Пневматика.

 

Почему Каббала является самой древней эзотерической традицией?

На каком основании необходимо считать Каббалу самой древней эзотерической традицией? Необходимо сказать, что для подобного рода вывода имеются несколько оснований:

·       исторический ракурс возникновения традиций;

·       содержательный аспект той или иной традиции (метафизическое знание, которое передано человечеству в той или иной традиции);

·        преемственность самих традиций с указанием в их священных книгах на свои истоки;

·       лингвистический аспект.

Обоснованием этого вопроса в свое время занимался великий Генон, авторитету которого мы склонны доверять и к трудам которого призываем обратить внимание наших читателей.

 

Основные отличия каббалы от религии.

Религия считает, что Творец меняет свое отношение к человеку в зависимости от действий человека, а наука каббала считает, что высшая сила неизменна, и действия человека ее не меняют, но действия человека меняют его самого, и поэтому он уже по-иному воспринимает высшее управление: если изменяется к большему подобию Творцу - ощущает Его как более благостного к себе, а, изменяясь к большему отличию своих свойств (получения) относительно свойств Творца (отдачи), ощущает, будто Творец стал относиться к нему более негативно.
      На неизменность отношения Творца к своим созданиям указывают множество выражений из каббалистических текстов: "Я своего имени не меняю", "Добр и творит добро плохим и хорошим", "Высший свет пребывает в полном покое" и пр..
      Поэтому молитвой называется самосуд, самоанализ - когда человек не обращается к Творцу, а судит себя, анализирует себя относительно высшего неизменного Универсума, размышляет о пути к цели творения, об изменениях-исправлениях человека относительно неизменного Абсолюта Творца.
      В этом отношении к себе и к Творцу заключается все отличие каббалы от религии. Хотя религия и призывает к некоему изменению человека, но вся построена на умолении Творца. И в этом мировые религии подобны древнейшим верованиям - практикам задабривания высших сил природы.
      Причина неприятия каббалы религиями состоит в убежденности массовой религии в том, что человеку нужно только просить Творца, и все изменится свыше в его пользу, потому что Творец обратится к нему своим лицом. То есть верующий убежден, что надо верить в то, что Творец существует и всем управляет, а чтобы все изменилось к лучшему, надо просить Творца, а не меняться самому. Под изменениями в себе имеется в виду внешнее совершение благовидных поступков, в основном помощи из сострадания, но никак не изменение природы на подобие Творцу. Каббала же учит человека быть подобным Творцу и не омрачать этого образа непристойными поступками.
      При убежденности в изменении отношения Бога к человеку возникает зависть к кому Творец относится с большей любовью, кто более "избран" им. Возникает антагонизм не только между людьми, но и между религиями:  членам какой конфессии Творец больше "расположен" отвечать на молитвы.
  Каббала же считает, что Творец неизменен, и только человек, по мере своего исправления, удостаивается видеть в том же неизменном отношении Творца, все более лучшее, и поэтому человек более исправленный будет больше оправдывать действия Творца. Поскольку каббала утверждает, что надо не молиться, а меняться, она вызывает к себе ненависть религиозных людей, ведь косвенно обвиняет их в ханжестве.

     Для понимания истинного отношения каббалистов к Творцу, можно рассмотреть каббалистический молитвенник, где нет обычных слов, выражающих чувства человека, а есть обозначения духовных действий, которые, исправляя себя, должен произвести человек, и тогда он получает высший свет. В этом и отличие понятий религиозного Бога и каббалистического Творца.
      Изучение в каббале строения мироздания создает у человека четкое представление о Творце, находящемся своими свойствами на вершине лестницы духовных свойств, и о самом человеке, находящемся внизу этой лестницы. Ступенями лестницы являются ступени миров. Цель сотворения - в самостоятельном подъеме: своим желанием слиться с Творцом.
      Подъем представляет собой внутреннее изменение свойств человека с эгоистического намерения во всех его мыслях и желаниях на альтруистическое. Изменение осуществляется по ступеням лестницы, каждая из которых характеризует меру подобия Творцу.
      Естественно, что изучение в таких деталях строения мироздания отдаляет человека от представления отношений с Творцом как с готовым меняться по отношению к нему в зависимости от просьб. Даже в нашем мире, если мы представим себе абсолютного родителя, станет понятно, что никаким изменением ребенок не сможет вызвать к себе большей любви - она всегда вечна и совершенна, а внешнее ее проявление, то есть ощущение низшим, зависит только от тех состояний, которые человек должен пройти, чтобы познать все мироздание, набраться опыта, стать разумом и чувствами равным Творцу.
      Из вышесказанного следует, что даже исправления, о которых говорилось выше, как о желательных, которые мы можем произвести в себе, и, таким образом, ощутить неизменное отношение Творца к нам как более благосклонное - это не непосредственное изменение, исправление себя, ведь все ступени, крайние состояния, изменения, полярные ощущения мы должны пройти, чтобы обрести опыт и возможность ощутить все мироздание от края его и до края.
      А под исправлением человека подразумевается только изменение отношения к происходящему с ним, когда человек оценивает и потому ощущает происходящее с ним как абсолютно положительное, что вызывает в нем ощущение сладости наслаждения. Вплоть до того, что человек обнаруживает, что не меняется вообще ничего, кроме его отношения к постоянному, неизменному его состоянию, в котором он создан и находится изначально и всегда.
      Безусловно, изучение науки каббала, которое приводит к такому пониманию мироздания и своего места в нем, поневоле отклоняет человека от молитвы, а ведь во всех религиозных практиках молитва - это самое важное, главное, центральное действие, вокруг которого, уже как придаток, организуется все остальное.
      Естественно, что, в таком случае, наука каббала, как ориентирующая человека только на внутреннее созерцание и изменение, отдаляет его от всех внешних отправлений и предписаний любых конфессий, и поэтому все они против науки каббала.

 

Основные отличия каббалы от философии.

Основной принцип в науке каббала гласит: «Непостигаемое не можем назвать по имени», где под именем имеется в виду начало какого-то постижения. Это железное правило строго запрещено преступать. Поэтому каббала не занимается изучением Творца, а изучает постигаемый внутри сосуда души высший свет, ощущение высшей управляющей силы (Творца), ее действий. Иными словами, каббала изучает взаимосвязь проявленного и непроявленного миров, взаимоотношения между Творцом и его творением.

    

          Подход науки каббала противоположен тому подходу, который применяется в философии, занимающейся абстрактными формами, поскольку наука каббала никогда не занимается абстрактной, отвлеченной от материала формой. Знание, которое излагается в каббале можно подтвердить экспериментальным путем. Знание, которое излагается в философии далеко не всегда можно подтвердить экспериментальным путем из-за абстрактности ее материала.

Если начать проводить сравнительный анализ каббалы и философии, то можно сказать, что обе эти науки занимаются изучением существующей реальности. Однако наука каббала судит о той реальности, которая явно открывается, о той действительности, которую человек раскрывает в своих органах чувств – либо в уже существующих, физических органах ощущения, либо в дополнительном органе, который развивается в человеке при занятиях каббалой. То есть раскрытие происходит либо в пяти органах чувств (как у большинства людей), либо в шести (как у некоторых людей, которые смогли в себе развить этот шестой орган чувств).

Уникальность науки каббала заключается в том, что она желает привести человека и приводит его к интегральному, неразрывно связанному и цельному восприятию всей действительности, когда не существует разделения мироздания на высший и низший мир, на скрытую и раскрытую части.

Если до изучения каббалы мироздание представляется человеку в виде двух миров – проявленного и непроявленного, то после занятий каббалой и развития в душе шестого органа чувств мироздание представляется человеку как единое целое, в котором все части Сущего взаимосвязаны друг с другом.

(Продолжение следует).

 

___________________

Архив Вестника:

Выпуски №№ 1-20 http://libier.narod.ru/vestnik1-20.rar

___________________

Пишите мне на libier@narod.ru и высказывайте Ваши мнения и пожелания относительно тем нашей рассылки.

Удачи Вам на пути духовного восхождения и до встречи в следующем номере рассылки!

 

LIBIER.ru Блог Форум Чат Эзотерика Магазин libier@narod.ru

 

 


В избранное