Итак, сегодня я бы хотел поговорить с вами об Учителях!
Так все-таки, при занятиях энергетическими практиками, нужен Учитель или нет? И что мы вообще знаем об самом понятии “Учитель”?
Что касается религиозных или духовных практик, то с точки зрения традиционной индийской йоги, путь к духовному освобождению лежит через следование наставлениям Учителя-гуру, своего рода мастера (это обычно мужчины) или адепта, что среди мусульманских мистиков, суфиев и христиан также считается необходимым. Слово “гуру” состоит из двух смысловых слогов. “Гу” значит “тьма”, а “ру” – “свет”.
Гуру – это тот, кто рассеивает духовную тьму и показывает свет ученику (именуемому чела или шишья ). Слово “гуру” может также быть связано со словом “тяжесть”. Гуру снимает бремя сомнений и невежества, ту карму, которую несет ученик. Чтобы помощь гуру была действенной, ему необходимо обладать четырьмя основными качествами: шратийа, знанием писаний; брахмаништам (он сам должен быть утвержден в Брахмане, осознает духовную цель); акамакита, отсутствием желаний; и нишкаламика – безупречностью и свободой от коварства.
Только такой человек может облегчить ищущему путь к освобождению.
А как обстоит дело с гуру в современной Индии?
С точки зрения индусов – очень даже неплохо!
Когда ищущий наконец готов стать чела (учеником), гуру приводит его к посвящению, или дикше. Обычно посвященному говорят особое слово или стих на санскрите, который он должен регулярно использовать при медитации. Стих или слово проговаривают шепотом в ухо чела, и он должен держать его в тайне; его выбирают лично для ученика, им нельзя делиться с кем-нибудь другим.
В противном случае слово или стих потеряет свою силу. Как все религиозные переживания, это сугубо частное дело. Верующие индусы не свидетельствуют лично о способе, с помощью которого Бог проник в их жизнь, как это происходит у верующих других религий. Для индуса это означало бы предательство.
Приняв посвящение, ученик берет на себя определенные обеты, связанные с различными сторонами его жизни. Это может быть обет безбрачия или воздержание от употребления наркотиков, в том числе алкоголя и табака, или же принятие строгой вегетарианской диеты. В основном гуру имеют посвященных чела двух типов. Есть ученики, которые отказываются от всего, что связано с их прежней жизнью, и постоянно проживают в ашрамах. Другие продолжают свои занятия и живут со своими семьями, но явятся к гуру в любой момент в том
случае, если он вызовет их, чтобы дать им какое-то задание. Последние не придерживаются таких строгих обетов, как те чела, которые живут в ашраме. Работодатель, у которого работает такой посвященный, знает, что первейший долг — это долг по отношению к гуру, и не будет выказывать раздражение в связи с его отсутствием на работе (!!!), как бы это ни было неудобно для него (нередко работодатель имеет того же гуру, что и его сотрудник). В таких случаях служащий и наниматель, скорее всего, придерживаются одних и тех
же правил в отношении питания и, возможно, в своих семьях воздерживаются от половых сношений, за исключением целей деторождения.
А что делать, если ваш гуру до обидного внезапно умер? Будете искать нового Учителя? Да где ж его взять-то! Это ж опять тратить время и деньги на поиски, заново учиться у нового Учителя новой методике Просветления и т.д. и т.п.!
А вот индусы решили этот вопрос чрезвычайно просто.
Когда в конце своей жизни гуру покидает наш мир, чтобы поселиться в своей небесной обители (слово «умирает» обычно не используется в таких случаях), его тело не подвергают кремации. Скорее всего, его похоронят в позе лотоса, а сверху поставят памятник, именуемый самадхи. Место, где похоронен гуру, становится местом поклонения. Если гуру знает о приближении смерти, он может назначить преемника и даже провести церемонию назначения. В иных случаях ученики должны принять того, кто займет его место. Гуру может объявить,
что преемника не будет. Довольно часто устанавливается культ гуру. Преемник должен, разумеется, знать в совершенстве учения, как интуитивно, так и размышляя над ними.
Он должен быть одним целым со своим гуру - настолько, что может даже принять его имя. Естественно, принципиальным требованием является духовная просвещенность. Невозможно взять на себя бремя других, если сам отягощен грузом кармы. Благоразумно было бы заранее заручиться уважением общины, однако это не так существенно; дарованного уходящим учителем авторитета должно быть достаточно.
Существует и другой вид гуру - это те, кто не имеет признанного учителя. Такой гуру может испытать озарение, во время которого он уверяется, что Бог призвал его стать гуру. Может быть также, что его семья или друзья угадывают в нем особые качества и просят его совета в важных делах, в том числе по поводу духовного совершенствования. В этом случае отношения «гуру-чела» возникают по взаимному согласию. А дальше все зависит от кастовой принадлежности.
Брамин, скорее всего, приобретет приверженцев всех классов - это будет зависеть только от того, разрешит ли он доступ к себе людям низкого происхождения. Гуру из низкой касты должен быть поистине замечательной личностью, чтобы завоевать признание и уважение со стороны браминов и других представителей высших каст. Еще труднее сделать это женщине. Ее могли бы поддерживать неиндусы, или же представители западного мира, или же те индусы, которым безразличен традиционный образ мыслей. Она может стать предметом необоснованных
сплетен. Новый гуру основывает ашрам или поселение из нескольких домов за изгородью, которые станут местом его проживания и деятельности, где могут поселиться ученики и те, кто приезжает на выходные дни и в любое другое удобное для них время.
Продолжение следует....
Желаю вам Удачи, Здоровья и Упорства в достижении поставленных вами Целей!