Спроси Ангела-Хранителя [195] - О челябинском оргАне
Спрашивайте в магазинах новую книгу авторов этой рассылки "Как решить денежные проблемы и обрести успех". Информацию о точках продажи можно найти на нашем форуме.
В Челябинске
еще один храм возвращают церкви. Впрочем, эту
новость никто бы и не заметил. Зато
«Уникальный органный зал Челябинска
пытаются захватить и разорить зажравшиеся
церковники» - уже новость для первых
полос. И это сообщение долгое время плавает
по просторам Интернета. Оно очень удобно
тем, что сталкивает лбами государство,
Церковь и общество. Точнее не общество,
а интеллигенцию советского образца,
для которой ценность измеряется в
признании «высокого уровня культуры и
уникальности», высказанной иностранцами.
Вот и сейчас вся проблема не в ценности
архитектуры храма, не в совершенно
естественном желании верующих убрать
туалеты из святая святых своего храма, а в том, что якобы будет потеряно
«звучание органа, единственного в
городе».
В результате
возникает ощущение, как будто находишься
внутри сказки про Лису и Зайца. Была у
Лисы избушка ледяная, а у Зайца лубяная.
Только Зайца выселила не Лиса, а некий
«коммунистический режим». И теперь Лиса
орет на весь белый свет «Помогите злой
и коварный заяц выселяет меня несчастную.
А у меня в его избушке и ремонт капитальный
сделан и пианино дорогущее импортное
установленно... И все это добро теперь на
свалку? И ведь это с согласия властей
этого леса, которых заяц, видимо,
подкупил...» Но самое страшное, что люди
эту сказку, похоже, не читали в детстве.
Поэтому, не разбираясь в тонкостях, просто
хотят накостылять зайцу.
А дело обстоит так. Есть
храм, построенный на деньги горожан и
личные средства Николая II.
Его архитектура уникальна.
В его истории — вся нелепость двадцатого
века. Всего 10 лет он использовался как
храм. А потом, как водится, его рушили и
уничтожали. Только в 1983 году «вспомнили»
о том, какая красота стоит в руинах. И
восстановили внешне, внутри же украсили
на свой вкус. Но ни разу не вспомнили о
том для чего это здание строилось и Кому
принадлежит. Или вспомнили и совершенно
естественно определили место для туалетов прямо в алтаре?
На резонный
вопрос и просьбу вернуть Церкви отобранное
теперь любимый ответ «А там орган стоит!
У нас и письмо от иностранных знаменитостей
есть, что он там хорошо стоит и трогать
его не надо!». Да, стоит. А еще этот орган
нуждается в ремонте. Потому, что
техническое обслуживание, обязательное
каждые 10 лет, не проводилось. Впрочем,
нуждается в починке и протекающая крыша
и треснувшие купола и кресты. Но до этого
нет дела сражающимся за «органный зал».
Они не собираются его восстанавливать
или ремонтировать. Речь идет только о
том, чтобы отстоять его от православных,
которые почему-то не оставляют попыток
вернуть храм Божий. И почему-то предлагают
способы решить проблему с переездом
органа в новое и более удобное для всех
место цивилизованным путём.
Кстати о
переезде... Попытка переместить орган
в католический храм была отвергнута.
На это отвечают резонно: «В этом случае
орган будет потерян для светской культуры
нашего города. Ведь костёл — место, куда
люди приходят молиться». А то, что
православный храм тоже место молитвы — даже в голову не приходит... Странное
дело — все помнят, сколько вложено в
реставрацию при Советах, уникальный звук органа и ещё какая шикарная
люстра из богемского хрусталя там висит. Зато сколько
денег было собрано самими жителями
Челябинска на постройку этого храма
никто не вспоминает. И о том, для Кого
они строили это храм тоже стараются не вспоминать. Зачем? Проще обсудить сделку
государства с РПЦ и то, как современную
продвинутую культуру меняют на
средневековье.
И ведь во
многих дискуссиях последний аргумент — «мы сами православные и верующие, но
орган нам дороже, а если его уберут — то
и в храм ходить не будем и детей крестить
тоже». Но помнят ли эти
«православные» о том, как первые христиане
защищали свою веру? Как шли на смерть
за свои убеждения в благополучной и
широко мыслящей Римской империи? Сейчас
даже как-то позорно говорить о том, что
верующий человек и христианин имеет
право на место для молитвы. Что храм,
построенный и спроектированный именно как
храм, должен служить Богу, а не быть
местом «необременительного
времяпрепровождения в стильных интерьерах
под красивую музыку».
А орган...
Если отвлечься от эмоций — вот мнение
профессионала. В нашей стране довольно
узок круг людей, всерьез занимающихся
оранной музыкой, иСергей Владимирович
Диденко один из них.
Органному
делу я посвятил всю свою жизнь. Это -
моя профессия. Бывал и на гастролях в
Челябинске, играл на этом самом
инструменте. Орган – это прекрасно!
Как и вообще всякое великое, высокое,
подлинное искусство. Но даже преклоняясь
перед ним, и даже служа ему, единственный
достойный путь для русского человека
– это уберечься от греха чужебесия. Из
православного храма орган, безусловно,
следует убрать! Возникает технический
вопрос: не пострадает ли инструмент,
если его демонтировать и перенести. Нет,
не пострадает - если это профессионально
будут делать специально приглашенные
(и оплаченные) квалифицированные органные
мастера из Германии, а не наш грузчик
дядя Вася. Само собой разумеется, демонтаж
и установка на новом месте должны быть
произведены только упомянутыми мастерами
- и никак иначе. Далее, возникает
следующий вопрос: не будет ли орган на
новом месте звучать хуже. Вполне возможно,
что и будет. (Встречающиеся здесь
голословные утверждения, что католический
храм "еще больше подходит", что там
"потолок выше" и т. п., - несостоятельны
и некомпетентны). Дело в том, что каждый
орган специально изготавливается для
того помещения, в котором он будет
стоять. И этот орган был рассчитан именно
на это помещение. Повторяю, может быть,
на новом месте он и будет звучать хуже.
Казалось бы, это - аргумент против
переноса. Но именно - казалось бы! Потому
что если на одну чашу весов положить
все эти органные соображения,
профессиональные интересы господ
концертирующих органистов, мнение
меломанов, любителей, ценителей, публики
и тому подобное, а на другую - Православие,
то для НОРМАЛЬНОГО русского человека
не может быть ни малейшего сомнения,
которая чаша должна перевесить! Православию
- в православном храме - должно быть
подчинено всё! Да и вообще в жизни -
тоже. Христианство без Православия –
то же, что играть на дырках от флейты
без флейты.
Будете ли вы спокойно смотреть,
как на могиле вашей матери будет
расположен туалет? Ведь, в принципе — нужное и
полезное для города место... Зачем его
оттуда переносить, ведь она уже умерла
и ваш памятник на могилке не имеет такой
же ценности для других просвещенных
горожан. Но ведь храм это не просто
участок земли. Аналог каждой церкви
построенной на земле, есть и на Небесах.
Но «думающие люди» видят в желании
вернуть храм только абстрактную жажду
наживы («ведь приход будет в центре
города»). Хотя другие противники
возвращения здания говорят о том, что
и так слишком много «культовых сооружений»
в городе...
Да и вообще,
у противников переноса органа позиция
своеобразная. Они создают шумиху в
глобальной сети, собирают голоса и
объединяются в сообщества. Но при этом
не брезгуют и подтасовкой фактов и
«исправлением гласа народа». Пытаться
противоречить «борцам за свободу от
церкви» практически невозможно —
комментарии в защиту храма мгновенно
исчезают. Остаётся максимально один из
30. С такими методами ведения дискуссии
можно бороться только одним способом
— показать реальное мнение людей и
реальные факты без передергивания.
И поэтому мы
просим вас, уважаемый посетитель нашего
сайта, высказаться, перейдя по этой ссылке.
Ведущие рассылки – Татьяна Мараховская и Екатерина Барышникова.