Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Спроси Ангела-Хранителя

  Все выпуски  

Спроси Ангела-Хранителя [195] - О челябинском оргАне



Спрашивайте в магазинах новую книгу авторов этой рассылки "Как решить денежные проблемы и обрести успех".
Информацию о точках продажи можно найти на нашем форуме.




Книга Татьяны Мараховской "Святой Симеон Верхотурский" получила одобрение Издательского совета РПЦ.
Дополнительную информацию смотрите на нашем форуме.



Спроси Ангела-Хранителя



О челябинском оргАне

В Челябинске еще один храм возвращают церкви. Впрочем, эту новость никто бы и не заметил. Зато «Уникальный органный зал Челябинска пытаются захватить и разорить зажравшиеся церковники» - уже новость для первых полос. И это сообщение долгое время плавает по просторам Интернета. Оно очень удобно тем, что сталкивает лбами государство, Церковь и общество. Точнее не общество, а интеллигенцию советского образца, для которой ценность измеряется в признании «высокого уровня культуры и уникальности», высказанной иностранцами. Вот и сейчас вся проблема не в ценности архитектуры храма, не в совершенно естественном желании верующих убрать туалеты из святая святых своего храма, а в том, что якобы будет потеряно «звучание органа, единственного в городе».

В результате возникает ощущение, как будто находишься внутри сказки про Лису и Зайца. Была у Лисы избушка ледяная, а у Зайца лубяная. Только Зайца выселила не Лиса, а некий «коммунистический режим». И теперь Лиса орет на весь белый свет «Помогите злой и коварный заяц выселяет меня несчастную. А у меня в его избушке и ремонт капитальный сделан и пианино дорогущее импортное установленно... И все это добро теперь на свалку? И ведь это с согласия властей этого леса, которых заяц, видимо, подкупил...» Но самое страшное, что люди эту сказку, похоже, не читали в детстве. Поэтому, не разбираясь в тонкостях, просто хотят накостылять зайцу.

А дело обстоит так. Есть храм, построенный на деньги горожан и личные средства Николая II. Его архитектура уникальна. В его истории — вся нелепость двадцатого века. Всего 10 лет он использовался как храм. А потом, как водится, его рушили и уничтожали. Только в 1983 году «вспомнили» о том, какая красота стоит в руинах. И восстановили внешне, внутри же украсили на свой вкус. Но ни разу не вспомнили о том для чего это здание строилось и Кому принадлежит. Или вспомнили и совершенно естественно определили место для туалетов прямо в алтаре?

На резонный вопрос и просьбу вернуть Церкви отобранное теперь любимый ответ «А там орган стоит! У нас и письмо от иностранных знаменитостей есть, что он там хорошо стоит и трогать его не надо!». Да, стоит. А еще этот орган нуждается в ремонте. Потому, что техническое обслуживание, обязательное каждые 10 лет, не проводилось. Впрочем, нуждается в починке и протекающая крыша и треснувшие купола и кресты. Но до этого нет дела сражающимся за «органный зал». Они не собираются его восстанавливать или ремонтировать. Речь идет только о том, чтобы отстоять его от православных, которые почему-то не оставляют попыток вернуть храм Божий. И почему-то предлагают способы решить проблему с переездом органа в новое и более удобное для всех место цивилизованным путём.

Кстати о переезде... Попытка переместить орган в католический храм была отвергнута. На это отвечают резонно: «В этом случае орган будет потерян для светской культуры нашего города. Ведь костёл — место, куда люди приходят молиться». А то, что православный храм тоже место молитвыдаже в голову не приходит... Странное дело — все помнят, сколько вложено в реставрацию при Советах, уникальный звук органа и ещё какая шикарная люстра из богемского хрусталя там висит. Зато сколько денег было собрано самими жителями Челябинска на постройку этого храма никто не вспоминает. И о том, для Кого они строили это храм тоже стараются не вспоминать. Зачем? Проще обсудить сделку государства с РПЦ и то, как современную продвинутую культуру меняют на средневековье.

И ведь во многих дискуссиях последний аргумент«мы сами православные и верующие, но орган нам дороже, а если его уберутто и в храм ходить не будем и детей крестить тоже». Но помнят ли эти «православные» о том, как первые христиане защищали свою веру? Как шли на смерть за свои убеждения в благополучной и широко мыслящей Римской империи? Сейчас даже как-то позорно говорить о том, что верующий человек и христианин имеет право на место для молитвы. Что храм, построенный и спроектированный именно как храм, должен служить Богу, а не быть местом «необременительного времяпрепровождения в стильных интерьерах под красивую музыку».

А орган... Если отвлечься от эмоций — вот мнение профессионала. В нашей стране довольно узок круг людей, всерьез занимающихся оранной музыкой, и Сергей Владимирович Диденко один из них.

Органному делу я посвятил всю свою жизнь. Это - моя профессия.
Бывал и на гастролях в Челябинске, играл на этом самом инструменте.
Орган – это прекрасно! Как и вообще всякое великое, высокое, подлинное искусство.
Но даже преклоняясь перед ним, и даже служа ему, единственный достойный путь для русского человека – это уберечься от греха чужебесия.
Из православного храма орган, безусловно, следует убрать!
Возникает технический вопрос: не пострадает ли инструмент, если его демонтировать и перенести.
Нет, не пострадает - если это профессионально будут делать специально приглашенные (и оплаченные) квалифицированные органные мастера из Германии, а не наш грузчик дядя Вася. Само собой разумеется, демонтаж и установка на новом месте должны быть произведены только упомянутыми мастерами - и никак иначе.
Далее, возникает следующий вопрос: не будет ли орган на новом месте звучать хуже. Вполне возможно, что и будет. (Встречающиеся здесь голословные утверждения, что католический храм "еще больше подходит", что там "потолок выше" и т. п., - несостоятельны и некомпетентны). Дело в том, что каждый орган специально изготавливается для того помещения, в котором он будет стоять. И этот орган был рассчитан именно на это помещение. Повторяю, может быть, на новом месте он и будет звучать хуже. Казалось бы, это - аргумент против переноса. Но именно - казалось бы! Потому что если на одну чашу весов положить все эти органные соображения, профессиональные интересы господ концертирующих органистов, мнение меломанов, любителей, ценителей, публики и тому подобное, а на другую - Православие, то для НОРМАЛЬНОГО русского человека не может быть ни малейшего сомнения, которая чаша должна перевесить!
Православию - в православном храме - должно быть подчинено всё!
Да и вообще в жизни - тоже.
Христианство без Православия – то же, что играть на дырках от флейты без флейты.

 

Будете ли вы спокойно смотреть, как на могиле вашей матери будет расположен туалет? Ведь, в принципе нужное и полезное для города место... Зачем его оттуда переносить, ведь она уже умерла и ваш памятник на могилке не имеет такой же ценности для других просвещенных горожан. Но ведь храм это не просто участок земли. Аналог каждой церкви построенной на земле, есть и на Небесах. Но «думающие люди» видят в желании вернуть храм только абстрактную жажду наживы («ведь приход будет в центре города»). Хотя другие противники возвращения здания говорят о том, что и так слишком много «культовых сооружений» в городе...

Да и вообще, у противников переноса органа позиция своеобразная. Они создают шумиху в глобальной сети, собирают голоса и объединяются в сообщества. Но при этом не брезгуют и подтасовкой фактов и «исправлением гласа народа». Пытаться противоречить «борцам за свободу от церкви» практически невозможно — комментарии в защиту храма мгновенно исчезают. Остаётся максимально один из 30. С такими методами ведения дискуссии можно бороться только одним способом — показать реальное мнение людей и реальные факты без передергивания.

 И поэтому мы просим вас, уважаемый посетитель нашего сайта, высказаться, перейдя по этой ссылке.



Ведущие рассылки – Татьяна Мараховская и Екатерина Барышникова.

Задавайте ваши вопросы. Пишите письма на адрес marahovskaja@bk.ru


В избранное