Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Спроси Ангела-Хранителя

  Все выпуски  

Спроси Ангела-Хранителя [137] - Позитивная психология и фанатизм


Сайт рассылки - AngelHranitel.RU

Приходите к нам на форум!!!
Чтобы найти друзей, посоветоваться со священником, научиться любить и верить в Бога, обсудить теорию и практику православной жизни и просто пофлеймить обо всём на свете.
Добро пожаловать!


Спроси Ангела-Хранителя



Письмо:

Добрый день!

Всегда с удовольствием читаю материалы Вашей рассылки, но на то, что Вы написали сегодня, не могу не среагировать. Вы старательно ответили не на то, о чем человек честно и от души Вам написал. Почему Вы считаете своим долгом всегда ВОЗРАЗИТЬ? Я человек верующий, сознательно и самостоятельно пришел к Вере, крестился в 39 лет и до и после этого события я был свидетелем того, о чем говорит Ваш корреспондент.

Я видел, как у стен монастыря остановился автобус с паломниками и монах с иронией сказал: "а вот и православненькие приехали". Из автобуса высыпала группа женщин разного возраста и с одним выражением лица "как в последний бой" - губы плотно сжаты, глаза горят сурово, платочки подвязаны так, что ни одна буря не нарушит складочки. Непримиримо глядя прямо перед собой, они двинулись в храм, а потом, часа через два шумно хвалились друг перед другом, кто сколько поклонов отбил и на кого как настоятель по-особому посмотрел.

Я разговаривал с православной целительницей, которую переехала машина и она после этого получила Дар. В ней не было ничего от экстрасенсов, все по канону, именем Господа и ничего от себя. Но я о другом. Это было до моего крещения и я всеми доступными способами учился или, если хотите, собирал информацию, которая помогла бы мне войти в Храм. Я задавал вопросы и этой правильной христианке и на каждый из них получал один из двух вариантов ответа: "это гордыня" (то, что я хочу что-то узнать) или "так велел Господь".

Вы никогда не задумывались, скольких людей отвратили от Веры такие "истинно православные", больше похожие на упертых фанатиков?

"Отожмите досуха" Ваш ответ и Вы увидите, что умному, тонкому собеседнику, пришедшему к Вам со своими непростыми, но искренними мыслями, Вы фактически сказали "не твое дело, поступай, как велят".

Олег.



Ответ:

Здравствуйте, Олег.

Вот уж действительно, самые резкие отповеди мы получаем от верующих и воцерковленных православных. Уже доставалось и от тех, кто считал нас "недостаточно православными", но вот "упертыми фанатиками" назвали в первый раз. Да уж, своеобразное достижение. Со стороны, оно конечно, наверное, виднее. Поэтому спасибо, что пытаетесь помочь нам стать лучше. Мы учтем и постараемся исправиться, добавив больше доброты и понимания к людям. Но уж, как водится, возразим, потому что... Ну, как бы, есть что сказать...

Для начала, давайте вернемся к тому, что мы сказали в той самой прошлой рассылке. Неужели действительно необходимо православному христианину изучать позитивную психологию, чтобы стать лучше? Уж простите, но мы не можем в это поверить и согласиться. Мы искренне верим и будем об этом говорить, что человеку, для преодоления депрессии, уныния и для получения дополнительных стимулов к активной и насыщенной жизни, нужно ВЕРИТЬ В БОГА. Нужно глубже и серьезнее относиться к тому, что собой представляет Православие. Нужно очищать свое сердце. Нужно преодолевая боль, отчаянье и уныние стремиться к Богу. Тренировать душу и разум любовью, милосердием и добротой.

Чтобы не быть голословными, давайте просто внимательно посмотрим на то, как уживутся две фразы. Одна - современная аффирмация, довольно "положительная" по смыслу. А вторая - начало молитвы. Итак, как говорится, найдите 10 отличий.


Я с пониманием отношусь ко всем людям и благодарю их за то, что они дали мне.


И


Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.


Может разница и не различима, на первый взгляд. Но, в первом случае - человек один, сам по себе и противопоставлен всему миру. Это сделано вполне литературно - просто местоимение "Я", как первое встреченное слово, центр фразы и смысловой "якорь". Человек, произносящий эти слова, становится, как бы изолирован своим противопоставлением от людей, которые не такие, как хотелось бы (дают всякую ерунду и их еще и благодарить приходиться). И в результате, фактически, противопоставлен Богу, который не сделал мир удобной средой обитания. Творец просто "выкинут" из рассмотрения, как деталь даже не стоящая внимания в контексте взаимоотношений с другими людьми.

А во втором отрывке - человек вместе с Богом. В со-трудничестве. В ожидании помощи, касающейся не "сделай все за меня", а "помоги выстоять, и преодолеть то, что дано для моего взросления". И основное внимание не внутрь себя, не на свои эмоции и ощущения, а на Господина и Творца этого мира. Самим построением фразы подчеркивается, что человек изначально ближе и теснее связан с Богом и обращает больше внимания на Бога, чем ДАЖЕ (как это не странно) на себя любимого. А происходящее вокруг - это просто мир. Несовершенный, пугающий, иногда злой и отвратительный, иногда удивительный и прекрасный. Но уже нечто внешнее по отношению к союзу человека и Бога.

Видите? В итоге весь вопрос в том, какую позицию к миру и Богу занимает человек. С кем он в союзниках, а с кем хрупкое и временное перемирие. Позитивная психология говорит: убеди (уговори, затверди и запрограммируй) себя и мир изменится. Мир будет тебя любить, помогать и меняться согласно твоим мечтам. Но это же в корне противоречит Православию. Это противоречит основной "формуле веры": этот мир настолько отравлен, что отверг Бога, воплотившегося в человека и предал Его на крестную смерть. Заметьте горькую иронию - Сам Бог не смог заставить иудеев измениться и возлюбить своего Творца, зато любой, прочитавший книгу о "правильной психологии" сможет легко сделать почти то же самое со своими современниками. Вопрос: это мир стал таким послушно-пластилиновым за 2000 лет, Бог был не таким сильным, как это сказано в Писании, или все-таки позитивная психология - очередной бред сивой лошади, продаваемый наивным лохам? Вы уж выберите вариант, который вам ближе. Только не надо рассказывать, что их легко и просто совместить.

А ведь это ещё не все вопросы. Взять даже так рекламируемую любовь к ближним, которую можно "вызубрить"... Зачем уговаривать себя при помощи позитивных фраз, что "на самом деле я всех люблю", если это не так? Разве можно научиться сознательно и искренне любить кого-то, если не пытаться измениться, а просто программировать себя на автоматическую приязнь? Ведь эта "любовь", фактически - просто лицемерие. Человек не учится прощать обиды, отвечать добром на зло, не выносит свой горький смиренный опыт из ошибок и падений. Он просто убеждает свое подсознание, что он уже это умеет. Этакое, согласованное с разумом, раздвоение личности. А в итоге все сводится к вопросу "станет ли человек праведником, если убедит себя и окружающих в том, что он праведник?". Исторические параллели с фарисеями нужно расшифровывать? Они-то всех убедили (начиная с себя), что знают Закон и Пророков, осечка только с Сыном Божьим вышла...

Вот, собственно о чем мы сказали, подразумевая несовместимость позитивизма с православием, и будем говорить снова, если такой вопрос возникнет повторно. За что заранее просим прощения, но вот как-то так: "что выросло, то выросло"...


А вот не заданный, но повисший в воздухе, вопрос про "православненький фанатизм". Это опять проблема двойная. С одной стороны - люди, для которых Православие это ритуал, измеряемый в количестве поклонов и взглядов настоятеля. А с другой - те продвинутые и сознательные, для кого понять и пожалеть этих "фанатиков" - подвиг за пределами их вседоброты и всепонимания. Можно просчитать какие "ошибки в богообщении" были совершены "православненькими" паломницами. Но на каждую их проблему можно найти бревно в глазах смотрящего. Осуждать тех, кто стремиться к Богу, хоть и делает это по-своему - не самое лучшее занятие, как ни крути. И уж точно не самое спасительное. Ведь вы точно так же делаете ошибку, ставя знак равенства между внутренним и внешним. Вы ставите себя на место Бога, который может заглянуть в человеческое сердце и сказать: "эти слезы были свидетельством искреннего раскаянья, а эти просто сентиментальная и умилительная привычка крокодила, оплакивающего очередную жертву".

Чем смотреть на то, кто, как и зачем приезжает в монастырь, не лучше ли было бы задуматься о себе и о собственной душе? Ведь самое грустное в этой ситуации то, что вы приняли спокойно предложение "возлюбить бомжа", потому что это правильно и нужно. А вот чем объяснить такую реакцию на сестер во Христе? Тем, что они не похожи на вас? Тем, что их вера не такая осознанная, как ваша?.. Но ведь, кому больше дано - с того и спросится больше. Им, возможно, Бог сделает скидку на Страшном Суде, и зачеркнет непримиримость и упование на ритуал, зная их молитвенный подвиг и самоотречение. А вот вы? Чем оправдаетесь за осуждение и гордыню?

Это вопрос не только к автору письма, а ко всем нам, считающим, что мы-то знаем больше и лучше. Ко всем, полагающим, что знание, методики и настрой что-то стоят для Бога. Но, на самом деле, ничего нет важнее Любви. Помните, слова апостола Павла? "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая, или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто" (1 Кор. 13:1-3).


А теперь очередная практика. Попробуйте найти эту самую любовь в том, как описаны паломницы. Или в том, как приходится "выбивать" из верующих обоснование их мировоззрения. И дальше вопрос на засыпку. Кому после этого надо работать над собой? Тем, кто рвется к Богу, преодолевая стену равнодушия и самоуспокоения "истинных верующих"? Или тем, кто, вскарабкавшись на первую ступень лестницы к Богу, решил, что теперь уже все сделано, и дальше нужно только охранять свой персональный кусочек церкви от вторжения чужаков с глупыми вопросами. Правильный ответ - всем надо работать. Вера без дел - мертва. А труп веры не поможет приблизиться к Богу. Но, при этом, всегда есть надежда. Человек не может дотянуться до Бога, попросить и получить прощение за свои ошибки, только в одном случае - если он умер. Только в этом случае он не может измениться и спастись.

А во всем остальном мы только люди. И святых Церковь признает только после их смерти. Когда подведен итог земного пути. Так что, Бога ради, будьте осторожны, говоря о православных целителях. Такого понятия не существует. Как не существует канонов, дающих право работать "православным целителем", в рамках Православной Церкви. Уж поверьте нашему личному опыту. Есть только один канон. Канон отречения. И только одно "исключение", которое так же не дает никаких гарантий на то, что этот дар можно будет использовать по благословению Церкви. Это путь отказа от своей личной жизни ради служения Богу, через уход в монастырь и иноческое послушание. Но тема чудес и исцелений в Православии - она очень глубокая и сложная. Если захотите поговорить о ней - пишите.


А мы и так что-то затянули свой ответ. Хоть, по сути, он прост. Давайте тезисно, чтобы опять не пришлось "выжимать" текст с потерей смысла.

Да, мы против позитивной психологии. Мы за искренность и честность веры в Бога, пусть даже она (вера) и будет несовершенной. Уж лучше так, чем совершенная каша в голове из противоречивых, по сути, теорий.

Нет, мы не всегда считаем долгом возразить. Только тогда, когда наша точка зрения не совпадает с тем, о чем говорится в письме.

Да, мы задумывались о том, как многих наша точка зрения может отвратить от Православия. Но мы полагаемся на милость Божью, Его человеколюбие и Его обещание помочь всем тем, кто действительно будет искать Его.

Нет, мы не являемся "упертыми фанатиками" Православия (хоть это и звучит почти похвалой, но... увы...). Мы просто откровенно говорим о том, во что верим. Чего и вам желаем.


Простите, если что не так.

Храни вас Бог.



Анонсы:

На нашем форуме открылся раздел православных знакомств.

Он создан для того, чтобы люди, которые сейчас одиноки - лучше увидели себя. И если они не считают себя достойными лучшей жизни - то поверили в себя, и с Божьей помощью стремились открыть в себе и для себя то лучшее, что видят в вас другие люди.

Для того, чтобы те, кто заглянул к нам - смогли увидеть наших близких и дорогих нам людей - нашими, уже любящими их глазами.

Для кого-то достоинства наших друзей - это как раз недостатки. А для кого-то, наоборот - найдётся человек, который по-настоящему сможет оценить умение верить и доброту, душевную щедрость и желание прийти на помощь ближним.

Адрес форума - Форум "Ангел-Хранитель"

Для того, чтобы получить доступ в раздел знакомств, нужно зарегистрироваться на форуме.


И ещё, хотим обратить ваше внимание на недавно вышедший выпуск нашей рассылки "Православный Пост". В ней обсуждается тема Дмитриевской родительской субботы и древнего обычая держать пост за усопших друзей и родственников, для облегчения их посмертой участи.

Прочесть выпуск можно здесь - Архив рассылки




Ведущие рассылки – Татьяна Мараховская и Екатерина Барышникова.

Задавайте ваши вопросы. Пишите письма на адрес marahovskaja@bk.ru



Если вам интересно читать то, что мы пишем, попробуйте подписаться и на другие наши рассылки:


77 причин почему вы до сих пор не замужем

Хотите ли вы замуж? И как вы думаете, сколько времени вам нужно для того, чтобы быть готовой выйти замуж? Подумайте об этом серьёзно. Определитесь для себя. Только попробуйте честно и непредвзято посмотреть на себя со стороны.

Что даст вам замужество?

Оно может дать вам любовь или страдание из-за неё, обеспеченность или финансовые проблемы, духовное развитие или деградацию, решение бытовых вопросов или полную загруженность ими, радость от каждого дня или сплошные переживания, полное взаимопонимание с любимым человеком или ежедневные разборки, нежность в отношениях или хамство.

Что нужно, чтобы ваш брак состоял из лучших его проявлений? Для этого вам нужно быть к нему готовой. Правда, если вы уже вышли замуж, но оказались не готовы - это тоже дело поправимое.

Подписаться можно на странице рассылки.


Православный Пост

Россия всегда была православной страной. И даже 70 лет воинствующего атеизма не смогли стереть этот факт из памяти людей. Но смогли стереть очень многие вещи, касающиеся повседневности и традиционного уклада жизни православного человека. Одной из таких черт всегда был Пост.

О чём мы хотим с Вами поговорить в этой рассылке? Обо всём, что связано с Постом. Вся информация, начиная с традиций и экскурсов в историю, и заканчивая словами Святых, которые очень хорошо понимали, что является основой Поста. Вся практическая помощь, от советов, как начинать поститься, и календаря Постов, до рецептов постных блюд, которые порадуют вашу семью.

Подписаться можно на странице рассылки.


Бисер Духовный

Мудрые мысли православия - это не просто афоризмы. За каждой из них - духовный опыт и труд того, кто произнес эти слова. В них глубина чувства, глубина осознания Бога, любви, истины, себя в мире и мира в себе. Одни пришли к нам из глубины веков, другие написаны нашими современниками. В них советы, размышления и откровения. Они непременно помогут внимательному и вдумчивому читателю открыть для себя мир духовности, живой мир православия.

Подписаться можно на странице рассылки.


В избранное