Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Спроси Ангела-Хранителя

  Все выпуски  

Спроси Ангела-Хранителя [135] - Позитивность против православия


Сайт рассылки - AngelHranitel.RU

Приходите к нам на форум!!!
Чтобы найти друзей, посоветоваться со священником, научиться любить и верить в Бога, обсудить теорию и практику православной жизни и просто пофлеймить обо всём на свете.
Добро пожаловать!


Спроси Ангела-Хранителя




Сегодняшняя наша рассылка продолжает тему эзотерики. Но обещаем вам, что уже в следующем выпуске вы вновь вернёмся к детям.



Письмо:

Добрый день.

После прочтения последних рассылок, решил Вам написать, но, конечно же, не о тех учителях эзотерики, которые обещают научить исполнять любое желание мгновенно, только правильно пожелай, не тех, которые возомнили себя богами и где вообще невооруженным глазом видно, что учитель явно болен, и уж совсем не тех, от которых веет откровенной распущенностью и тьмой вообще.

Но хотел бы сказать о позитивной психологии, которую часто также относят к эзотерике, хотя, например, если сравнивать авторов таких книг с авторами учений, которых я привел выше, это будет небо и земля.

Ну правда, объясните, что плохого в том, что автор в своей книге учит людей позитивно мыслить, говорит о недопустимости негативного мышления, приводя примеры к которым оно приводит. Т.е. автор пытается изменить ментальные установки людей, которые живут в нескончаемой депрессии, не понимая, что ее причиной является бесконечный поток негативных мыслей.

Вы мне в ответ скажите про грехи.

Я соглашусь, но лишь отчасти. Потому что хожу в Храм, вижу людей после таинств Исповеди и Причастия, и не скажу, что они парят над облаками от счастья. Да и общаюсь с православными и вживую, и на форумах. Ну нет там любви даже к своим братьям и сестрам во Христе. Зато перебранок и соревнований кто лучше, больше и, главное, правильнее верует - очень много.

Прожив уже не мало лет, я абсолютно согласен с мнением, а точнее с фактом, что все беды от головы, что все события, происходящие в нашей жизни, мы притягиваем образом своего мышления, что мы есть то, что мы о себе думаем, что наш внешний мир мы создаем своим внутренним миром, который, в свою очередь, создаем мыслями.

Так что же плохого в чтении книг, которые помогут научиться мыслить позитивно?

Православие - это вера Воскресения Христа, оптимизма, позитива, почему же большинство православных живут так, как будто Христос и не воскрес вовсе, не пострадал за нас, чтобы мы жили, и жили не с постоянным самоуничижением, которое порой доводит людей до проблем с психикой, а жили в радости и счастье. "Радуйтесь" - не это ли слова Христа?

Покаяние важно, безусловно важно и нет человека без греха. Но к чему же приведет людей жизнь с бесконечным самоуничижением? И как такие люди будут любить Бога, других людей, если они не то, что себя не любят, они себя гнобят большую часть жизни?

И потом, возьмите и проведите эксперимент. Не знаю в виде чего, опроса, теста, Вам виднее, Вы психолог, но даже без них видно и понятно, что у каждого прихожанина разная ментальная установка. Да, мы все разные люди, все смотрим на одну и ту же ситуацию по-разному. Но даже если обобщать и грубо, можно увидеть, что мыслим мы, православные, каждый по-разному.

Так почему же не научиться мыслить позитивно, оптимистично, настраивать себя всегда на успех в любом начинании, думать "я могу.." "у меня получится..." "я достоин...", а не наоборот, думать о хорошем, а не циклиться на своих неудачах и т.д.

И если не хватает слов Господа "Радуйтесь" и "любите друг друга", чтобы радоваться и любить, не хватает по факту Воскресения Господа осознать каждой клеткой своего организма и, главное, мозга, что наша религия учит быть позитивным и оптимистичным, почему нельзя этому научиться из книг? Пусть и написанных не Святыми Отцами и которые нельзя отнести к духовной литературе?

Ведь то, что написано неправославным, совсем не означает, что оно губительно для православного. Кроме того все мы взрослые люди и можем видеть и понимать, что полезно, а что нет.

Наше внешнее, есть отражение нашего внутреннего. Так почему же, если не устраивает внешнее, не изменить внутреннее? Своим образом мышления, отношением к себе, другим, событиям к своей жизни, а не еще более частыми походами в Храм, т.е. внешним.

Ведь смысл Христианства заключен в работе над собой, своим сознанием, внутренним миром, изменением своего отношения к другим людям и любым житейским событиям, а не показушными внешними действиями.

Какая польза человеку, если он ходит каждое воскресенье в Храм на службу, поститься, вычитывает правила, читает Библию, акафисты, а в голове, мыслях бардак и мрак?

Ведь не просто же так самая тяжелая для исполнения заповедь 10-ая, которая запрещает грешить в мыслях.

Но если внешние атрибуты, обряды и Таинства вероисповедания не позволяют и не помогают человеку измениться внутренне, почему бы не почитать книги, которые этому учат?



Ответ:

Трудно отвечать на такие письма. Вот почему. С одной стороны автор письма человек эрудированный. Он знает, что такое Православие. Понимает, что оно требует от человека. Осознает основные задачи и трудности, преследующие верующего христианина. Но при этом возникает какое-то двойственное ощущение, что он как-то дистанцируется. Чуть-чуть отодвигается от православных, со словами - я не такой. Потому что знает лучше, что и зачем нужно для правильной жизни во Христе. Но может это и так, ведь известно, что со стороны все видится четче и ярче. А с другой стороны... Для понимания некоторых вещей не хватает именно вовлеченности. Личностного пережитого восприятия некоторых основ православной веры.

Давайте еще раз поговорим об аксиомах. Православие - это дорога к Богу. А Бог и есть сам по себе Свет, Радость и Любовь. Настоящие. Без подделок и недомолвок. При этом основная интрига отношений с Богом (и пути к нему) заключается в том, что Его образ есть в каждом из нас. А значит все эти чувства, вот так же, с большой буквы и интонацией, как свойства Творца, есть и в нас. Где-то глубоко, под грузом переживаний, тревог, суеты и собственных (не)разумных поступков. Сияющий и бессмертный, Прекрасный лик Господа. Только человеку-то всё неймется, то грехом пытается заляпать, то прелестью подкоптить.

И что дальше? Ведь человек - верующий или нет, сейчас это не важно - живет в мире. Современном. Быстром и ярком. И то, что в глубине пыльной кладовки его души, на самом дне, под ворохом "нужных вещей", лежит бесценное сокровище - образ Божий, об этом окружающие не то, чтобы не знают... Знают на самом деле. Но только вот практически этот факт не имеет значения. Когда сокровище есть у всех - им не похвастаешься и не сможешь ощутить себя более значимым, чем все остальные. Зато мир вокруг ценит внешний эффект. То, как человек выглядит, то, что на нем надето, то какие эмоции он излучает на окружающих.

И тут есть некоторая взаимосвязь. Если человек исправляет только внешние признаки, то окружающие видят ложь, как истинное лицо, проступающее сквозь все слои грима. И воспринимается подобный лицемер соответственно. Но есть и другой путь. Путь внутренней работы. Если человек работает над собой изнутри. Освобождает душу от куч мусора, которые там накопились: обид, злости, зависти и т.п. То внешне эти перемены тоже, как правило, заметны. Светлеет взор, улыбка становится более теплой и располагающей, а окружающие говорят - он стал добрее и мудрее. Но при этом, заметьте, нет разговора о том, что творится с образом Божиим, во время этой "уборки".

А по сути, есть два варианта. Если работал над собой человек православный, то он разбирал все завалы именно для того, чтобы найти тот Свет Невечерний, который плачет и зовет заблудшие души, говоря о Боге и Царствии Небесном. Но ведь это не обязательно. Вполне возможно (хотя и трудно) учиться прощать обиды и справляться с гневом просто для того, чтобы, например, достичь большего в карьере. Без веры в Бога. Без желания прийти к Нему. Просто потому, что внутренние проблемы стали мешать внешнему развитию. А тот слой грязи, покрывающий то самое сокровище человеческой души - он при этом не то, чтобы не уменьшается, а становится даже толще из-за непрестанных сделок с совестью, также заключенных во имя Великой Карьеры.

Картина ясна и вполне понятна. Но каково в этом сюжете место "позитивной психологии", спросите вы. Так это как раз один из инструментов "наведения чистоты" в душе, для употребления которого не нужно веры. Не нужно Бога. Нужно только желание понравиться окружающему миру. И еще стремление к успеху внешнему. Но в том-то и противоречие, что православный человек не должен ставить себе таких целей. Точнее, он может ставить себе любые цели (на то нам и дана свобода), но при этом жизненно необходимо ставить их по приоритету ниже работы по очистки образа Божьего в глубине души. Сначала бороться за духовный рост, а потом уж задумываться о самореализации, успехе и т.п.

Но это все - теория. А на практике, для применения правил "позитивной психологии" у христианина не хватает времени, сил и, самое главное, ЖЕЛАНИЯ. Точнее - не должно хватать, ведь прочих работ по ИЗМЕНЕНИЮ СЕБЯ выше крыши. Да и как-то совершенно неуместными они выглядят в лексиконе человека, выбравшего путь веры. Если не хватило сил и духа принять посланные испытания со словами "Слава Богу за все!", то неужели поможет повторение позитивной фразы "На самом деле ВСЕ уже хорошо"? Суть то не изменилась - а только форма и направление благодарности за происходящее. И уже в воздухе зависает большой вопрос, чего это православный человек не Бога благодарит, а воздух сотрясает, говоря в пустоту и уговаривая себя. А если у христианина вызывает внутренний протест призыв Господа "Всегда Радуйтесь", то более чем сомнительно, что привет к успеху "мантра": "Я улыбаюсь. Я уже улыбаюсь. Я искренне радуюсь окружающему миру".

И тут возникает еще одна неувязка-замечание. А хочет ли душа человеческая радоваться, или ощущает себя потерянной. Сами посудите, ведь "вызванная" и навязанная радость это в некотором смысле насилие над вечной и нетленной субстанцией, которая называется душой. А если душа плачет над своим несовершенством и грехами, томится о Господе и не хочет другого пути, кроме стремления к Богу? Если все дороги, признанные обществом полезными, для неё выглядят бесовской ловушкой, уводящей от Бога? То зачем такому человеку, который знает чего хочет и знает свой путь, зачем ему учиться фальшиво улыбаться и натужно стремиться к материальным благам? Чтобы окружающим было проще отказаться от мира и посвятить себя Богу? Чтобы для остальных колеблющихся путь православия выглядел не только спасительным, но еще и выгодным? Нет уж. Решать нужно самому и знать о трудностях. И решать для себя - хотите ли вы улыбаться, показывая людям свое расположение, которого реально не ощущаете. Или стремитесь, в первую очередь, полюбить людей и тогда улыбка проявится сама, как тонкий лучик, от вашего сердца к сердцу другого человека. Она будет следствием уже проделанной работы, а не просто "суперобложкой" на вашем лице, напяленной чтобы "удачу приманить".

Кстати о грехах. Позитивная психология часто попадает в раздел эзотерики еще и потому, что борясь с такими "популярными" грехами как уныние, отчаянье, неверие в Божье человеколюбие и усталость от работы над собой, любовно взращивает и подкармливает гордыню. Вы только вслушайтесь в призывы "позитивщиков": "Я смогу достигнуть", "Я достоин самого лучшего", "Я самая обаятельная и привлекательная (только доля такая)". Везде последняя буква алфавита просто таки рвется вперед. Показать себя. Свою самость. Свои отличия и значение. Не по православному это - выдергивать одни сорняки, чтобы другим было расти свободнее и уютнее. А гордость - это та еще зараза, ей только волю дай, и она найдет, куда пролезть и что испортить.


Вот и приходится работать над собой тихо, без помощи "позитивной психологии". Радоваться тихо. Успеха добиваться тихо. Неудачи переживать радостно. И за все славить Господа! Даже когда после исповеди на душе тоже - тихо. Особенно, когда после исповеди на душе тихо! Потому что не в том дело, что из глаз радость сыпаться должна. Просто меняется человек, найдя, наконец, то, за что боролся и к чему рвался всем сердцем. Просто мир вокруг, хотя бы на несколько минут, становится хрустально-прозрачным и таким же хрупким - потому, что осознаешь, как много тебе дано и как мало от тебя требуется. Просто где-то за правым плечом становится Ангел Хранитель и тихо гладит по голове, со словами: "Вот и хорошо. Теперь надо дальше работать. Жить во славу Божию!".



Анонс:

В следующем выпуске рассылки мы ответим на присланное нам письмо следующего содержания:


К продолжению темы о детях Я противник и абортов и брошеных детей Вопрос Не честнее ли сделать аборт чем потом отказаться или выкинуть ребенка Аборты бывают по разным причинам бывает замерла беременность угроза жизни матери и много других причин И в нашей стране иметь много детей сами знаете очень тяжело Ведь хочется всем детям дать достойное образование воспитание Чтобы дети в будущем могли рожать своих детей в любви и чтобы родители были как можно чаще с ними ходили в театр кино музеи А не работали на нескольких работах и не видели своих родителей Общение по телефону тоже пользы не приносит Так за что вы Конечно один ребенок в семье это очень мало двое уже не каждая семья может позволить



Ведущие рассылки – Татьяна Мараховская и Екатерина Барышникова.

Задавайте ваши вопросы. Пишите письма на адрес marahovskaja@bk.ru


В избранное