Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Спроси Ангела-Хранителя

  Все выпуски  

Спроси Ангела-Хранителя [131] - Можно ли полюбить бомжа?


Сайт рассылки - AngelHranitel.RU

Приходите к нам на форум!!!
Чтобы найти друзей, посоветоваться со священником, научиться любить и верить в Бога, обсудить теорию и практику православной жизни и просто пофлеймить обо всём на свете.
Добро пожаловать!


Спроси Ангела-Хранителя



Сначала пара объявлений от редактора рассылки.

Во-первых, авторы наших рассылок - Татьяна Мараховская и Екатерина Барышникова - написали чудесную книгу "Как решить денежные проблемы и обрести успех?". Книга поступает в продажу в начале ноября, и рассказывает о том, как вести бизнес по-православному, хотя полезна она будет не только предпринимателям. В следующем выпуске рассылки мы опубликуем одну из глав этой книги и скажем о том, где её можно будет приобрести.

Во-вторых, как вы заметили, у рассылки изменился дизайн. И по этому поводу мы ждём от Вас отзывов, конструктивной критики и предложений на нашем форуме - http://forum.angelhranitel.ru

Ну а теперь - сама рассылка.


Можно ли полюбить бомжа?

Дорогие читатели. У нас радость! Мы вас достали! ;).

На последнюю рассылку пришло аж 5 писем с вопросами и реакцией. И все вопросы такие интересные, что хочется на них ответить и немедленно. Поэтому мы дальше не двинемся, пока на все не ответим. А пока первое...


Письмо:

Добрый день, Татьяна и Екатерина!

Большое спасибо вам за ответ. Правда, ответы вызывают еще больше вопросов. Ну, вы как-то писали, что вопросы никто не задает, так вот и задам. У меня, их очень много, только задавать некому. Хотя на сайте [ссылка убрана - прим. редактора], в разделе отзывов я узнала, что, таких как я много. (В церковь я, кстати, ходила и исповедовалась и получила совет ходить на причастия и соблюдать посты и заповеди, что и делаю уже в течении года, стало легче, надеюсь и конец этому будет. Жаль только, что это я каждый день думаю, как бы моих врагов полюбить, а они думают, как бы меня уничтожить).

В вашем практическом задании пункт 2, про любовь к бомжу вызывает у меня массу вопросов.

Неужели смысл моей жизни не в том, чтобы разобраться с собой и со своим духовным и материальным уровнем, а поднимать бомжа до своего уровня? А надо ли ему это? Возможно он на своем месте, со своим уровнем гораздо счастливее, чем я со своими проблемами, которые многих свели в могилу или в сумасшедший дом. И если он - бомж, значит, так хочет либо Бог либо он сам, а скорее всего вдвоем и не мое право влезать в это и править это так, как я это понимаю, а то еще неизвестно, что будет. А милостыню я всегда подаю, когда имею возможность.

Или шире: помогать или не помогать? Влазить или не влазить? Если человек тонет, а я плохо плаваю - все равно нырять за ним?

Остальные напишу попозже.

Спасибо. С уважением, Светлана.



Ответ:

На самом деле, это хорошо, когда много вопросов. Мы их с удовольствием выслушаем и постараемся ответить по мере сил.

Во-первых, в Православии смысл жизни заключается в том, чтобы спасти свою душу. И это немного не совпадает с указанным вами намерением "разобраться со своим духовным уровнем". Хотя бы потому, что спасти душу бомжа вам не удастся, так же как и свою, прилагая исключительно собственные усилия. Если огрублять, то для этого нужен Бог и Его желание спасти того или иного человека. Ну и естественно, представленная на Божий суд, человеческая жизнь, подтверждающая желание индивидуума обладать пропуском в Царствие Небесное. Но это как бы теория, не приближающая нас к ответу на вопрос: "помогать или нет?".

Давайте посмотрим на бомжа, которого мы предлагали возлюбить. Итак, человек тонет. Варианты того, почему он тонет - перечислять можно бесконечно. В любом случае, раз он бомж, то выпадение из круга "обычных людей" уже произошло. И падение на самое дно "общежития" сильно меняет человека, потому что оно дает увидеть изнанку мира и его суть: злость, корысть, унижение, бессилие, отчаянье и многие другие грехи, тщательно прикрытые масками приличий в "нормальной жизни". И никому не дано знать - что будет, если судьба приведет в подобное место. Что выберешь? Существование "на дне" (со своими немудреными радостями и невзгодами) или борьбу против всех, за свою отобранную жизнь. Судить гипотетически легко, но влезть в чужую шкуру и прожить чужую судьбу - невозможно. Так же, как и сказать, как отразится на чужой жизни наша помощь.

Но, с другой стороны, Вы совершенно правы, говоря, что человек стал бомжем из-за совместных усилий его самого и Бога. Хотя, возникает ощущение, что вы забываете, что и ваши проблемы (и достижения!) это тоже результат ваших усилий, которые Бог попустил, т.е. просто согласился с вашим выбором. Значит и Ваша судьба - это тоже сотрудничество человека и Бога. А в конечном итоге - Бог так же легко может отобрать все то, что Вами "нажито непосильным трудом", как это сделано с тем, кто сейчас стоит с протянутой рукой. Войны, революции, теракты и просто разборки "крутых парней" - это самый простой перечень не зависящих от человека способов потерять любые материальные ценности. Но это еще и перечень возможностей потерять себя, свои цели, намерения и смысл жизни. Заблудиться в мире.

Представили? А теперь немного отвлекитесь от себя и своего "духовного уровня". И взгляните со стороны на то, как все мы цепляемся за то, что "имеем". За то, что считаем своим по праву. Как важно для нас то, чем мы владеем и чего добились. Как подкатывает ужас от того, что можно в одночасье потерять все, что так ценно и дорого сердцу. Возможно, потому что "собственность" - это единственный способ сказать "я чего-то стою". А может, и единственная возможность идентифицировать себя, осознать свою уникальность и неповторимость - через деньги, вещи, поступки и "уровни развития". В таком ракурсе, бомж - это человек, у которого все эти "побрякушки" отличительных свойств отобрал Бог. Просто счистил как шелуху. А то, что осталось в результате, не очень приглядно.

Но что мы видим, когда смотрим на другого человека, особенно упавшего так низко? Только то, что отзывается на наши самые яркие эмоции и ощущения. Самодовольство видит того, кто не смог добиться своего от жизни. Высокомерие радостно осознает, как жалки и презренны могут быть люди. Гордыня и тщеславие подчеркивают, как мало могут добиться те, кто ниже по статусу (уму, возможностям, силе воли и т.п.) и даже готовы помочь, только смысла не видят. И только дух Божий, который томится в каждом из нас, видит, что рядом тоже образ Божий. Он-то видит и твердит разумом, но слышим ли мы его, за криками наших собственных грехов?

Понимаете, в предложенном "практическом задании №2" есть несколько смыслов, которые отличаются от "вытащить человека из ямы, где он сам, по своей воле, оказался". Во-первых, на практике узнать - видим ли мы образ Божий в человеке или только неудачника, не сумевшего построить свою жизнь так, как принято. Во-вторых, оценить, что именно в нас самих громче всего вопит на "общем собрании" чувств, эмоций, грехов и добродетелей. В-третьих, вспомнить, что все приходящее в нашу жизнь - Дар Божий, который невозможно заслужить (или вытребовать, на основании списка приложенных усилий), его можно только принять с благодарностью.

Богатство и нищета, здоровье и болезни, взаимная любовь и одиночество. Это все дается как Дар и Урок. Сумеем принять и выучить - это будет одна жизнь. Начнем доказывать и канючить свое видение - жизнь будет другой. Ведь вы просто прислушайтесь к слову благо-дар-ность. Оно на самом деле прозрачно по смыслу. Уметь быть благодарным Богу - значит уметь отдавать во славу Божию. И отдавать надо людям, потому что Богу наши подачки ни к чему. Отдавать не потому, что ищешь выгоды, а потому что возвращаешь малую часть того, что уже дано тебе, как кредит на доверии. Имеешь мало - помоги той небольшой суммой, что есть. Нечего отдать - поддержи улыбкой или словом. Нет сил и на это - все равно поблагодари Бога, хотя бы за возможность узнать себя и шанс измениться.

Смысл помощи другому человеку в том, чтобы самому стать человеком. Чтобы узнать свою меру веры в Бога. Чтобы узнать свою суть и уровень "духовного взросления". А не для того, чтобы кого-то учить, спасать или наставлять в вопросах "правильной жизни". Перед Богом - мы все нищие и бомжи, выгнанные из собственного дома. Из предназначенного человеку Царствия Небесного. Скитальцы в лохмотьях добродетелей и издающие вонь грехов. Достойные жалости и вопроса: "А надо ли им помогать, коль они сами такую жизнь выбрали?". Но Сын Божий - не задавался таким вопросом. Он просто выкупил нас своей кровью, плотью и всей своей жизнью. Он подал Свою Смерть и Воскрешение как копеечку в нашу ладонь. А мы теперь крутим эту "монетку" и на зуб пробуем - выбираем, идти ли Его путем или продолжать искать ответ "зачем нам это надо". Решение - за вами.

Храни Вас Бог.


P.S.

А еще, приводим выдержку из книги одного мудрого человека. Как раз о милостыне.



Митрополит Сурожский Антоний

БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ


В предельном отношении, единственный наш наставник - Христос; Он Сам об этом нам говорит: Я - единственный ваш Наставник, Я - единственный ваш Учитель... И поэтому когда Христос дает нам заповедь, Он нам не только указывает, что делать; Он нам говорит: вот так поступил бы естественно движением сердца, убежденностью ума, стройностью всего своего существа, человек, который духовно целен и здоров... И чтобы вырасти в эту меру цельности, надо начать с того, чтобы учиться, как поступать, как думать, как чувствовать, на примере своего наставника. Но "оправдать" себя тем, что, поступая определенным образом, я бываю "прав" перед Богом, нельзя, потому что "правым" человек не бывает; и не потому, что он никогда не может оправдаться, а потому что не в этом дело: заповедь нам дана, чтобы мы могли вырасти в новую меру понимания и в новые измерения жизни.

Поэтому когда мы говорим о том, чтобы жить по-христиански, речь не идет о том, чтобы в Евангелии или вообще в Новом Завете найти все правила, какие были указаны Спасителем Христом, апостолами, и их выполнять. Ведь можно механически выполнить правило, к которому ты душой никаким образом не приобщен.

Я помню случай; мне его рассказала дочь человека, о котором идет речь. Это был верующий христианин, твердо убежденный, что он должен выполнять каждую заповедь Христову; сколько умел, он так и делал. Но вот один пример того, как он подходил к этому выполнению. Он был человеком с достатком, дом у него был хороший, полы начищены. Когда к нему в дверь стучался нищий, он ему открывал, останавливал бедняка на пороге и говорил: "Стой, где стоишь, не влезай в мой коридор своими грязными сапогами". Потом он выносил нищему тарелку супа с куском хлеба и говорил: "Ешь! - но на дворе". Когда с едой было кончено, он ему давал какую-то монетку: "А теперь уходи!" И он считал, что выполнил заповедь Христову "накорми голодного". Технически он это сделал: человек съел хлеб, съел суп, получил полтинник и ушел. А с чем он ушел? Он ушел, вероятно, с чувством, что - да, он не такой голодный, у него и полтинник есть на будущее, хоть на один обед или просто на рюмку водки - а человеческого отношения он не встретил.

В обратном порядке я могу дать пример, который меня очень тронул в свое время. Во время немецкой оккупации я преподавал в Русской гимназии в Париже. Среди воспитателей был очень суровый, строгий человек, который когда-то был моим руководителем в летнем лагере; он был замкнутый, ни с кем почти не общался, и никто, собственно, о нем ничего не знал; в частности, не знали, в какой нищете он сам живет. Мы получали нищенский оклад, и те из нас, кто мог, просто работали где-то еще ради того, чтобы иметь возможность преподавать в гимназии. Он мало что мог делать и по возрасту, и по здоровью, и по незнанию французского языка. И вот такая картина: мальчики, девочки бегут в школу, идет туда же этот воспитатель. У дороги сидит нищий, пред ним - шапка. Много народу проходит. Некоторые проходят мимо, "не замечая" его, потому что стыдно посмотреть и не дать ничего. А некоторые, проходя, просто в эту шапку кидают монетку, а на человека даже не посмотрят. Они свое сделали; он для них не человек, он - нищий; а нищий - это просто шапка. И вот подходит этот воспитатель. Он остановился, снял шляпу и что-то сказал нищему; ничего ему не дал, а нищий вскочил на ноги, обнял его, и они расстались. Это видели дети.

Когда он пришел в гимназию, дети его окружили и засыпали вопросами: "Кто этот человек? Он что, вам родственник? Или знакомый? Почему вы сняли шляпу? Вы ничего ему не дали, - почему же он вскочил и вас поцеловал?.. - и загнали воспитателя в угол, ему пришлось ответить. И он ответил им приблизительно следующее: "Я шел пешком с другого конца Парижа, потому что у меня на метро денег не было; я шел по дороге и издали видел этого нищего; видел, как проходили люди мимо, видел, как некоторые бросали монетку в его шапку, даже не взглянув на него. И я подумал, что если я мимо него пройду и не окажу ему внимания, у него, может, умрет последняя вера в человека: на него не только не взглянули, но даже не потрудились от своего достатка самую малую полушку бросить ему. А денег не было! Давать было нечего... Я остановился и снял шляпу перед ним, чтобы он почувствовал, что мы на равных, что я в нем вижу равного себе человека, а не нищего, и ему объяснил: Простите - я ничего вам не могу дать: у меня ничего нет... И этот человек вскочил и меня обнял".

Я сам с этим нищим говорил и прежде и поговорил после этого события. И он мне сказал, что никогда его никто не одарил так богато, так щедро, как этот человек, который ему не дал ничего, но признал в нем равного себе человека, снял перед ним шляпу, объяснил, почему он не может ему помочь, и попросил у него за это прощения.

Вот два примера: один человек все сделал по заповеди, другой как будто никакой заповеди и не исполнил: нет заповеди, как отнестись к нищему, когда нечего ему дать. Но он его одарил самым богатым даром: он его убедил, он ему доказал, что он - человек, что к нему можно отнестись, как к самому знатному: перед ним снять шляпу, перед ним извиниться, с ним говорить, как с равным... Можно было бы даже больше сказать. Кто-то из духовных писателей говорил о том, что нищие - это наши господа, что мы обладаем богатством только для того, чтобы им служить, что богатство в наших руках - не наше, что нам поручено им распоряжаться так, как Бог распорядился бы: давать, чтобы ничего не прилипало к рукам, чтобы мы ничего не считали своим, чтобы мы считали, что все, что у нас есть, все без остатка принадлежит тому, кому это нужно.



Ведущие рассылки – Татьяна Мараховская и Екатерина Барышникова.

Задавайте ваши вопросы. Пишите письма на адрес marahovskaja@bk.ru


В избранное