Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Спроси Ангела-Хранителя

  Все выпуски  

Спроси Ангела-Хранителя [121] - Вера и лицемерие


Спроси Ангела-Хранителя



Новые и популярные темы форума



Вопросы отцу Георгию

Бездна грехов

Если бы вы были священником вашего прихода


Как правильно молиться?

Что, если "всё напрасно"?

Ложь "во спасение"

Гнев

Не искушай Господа Бога твоего

Покаяние

Критерий правильности Покаяния


Учимся читать икону

Почему ты не в Церкви?

Вопросы по церковному этикету


Необычные церкви

Принимать или не принимать?

Богат тот, кому деньги не нужны

Есть ли жизнь после диеты?

Изящный мат?


Венчание с нелюбимым человеком

О браке и семейной жизни

Почему женщины не могут прожить без мужчин?

Как сохранить любовь?


Встречи и поездки москвичей

Мафия Ашдода - всем мафиям мафия!

Предложение по встрече форума в 2008 году

Встречи: Иосифо-Волоцкий монастырь




Письмо:

Здравствуйте! Очень понравилась ваша рассылка, всё настолько точно и верно написано, что не удержалась, чтобы не задать вам вопрос, волнующий меня. Число верующих увеличивается с каждым днём, это видно из передач. Люди повалили в церковь. Но почему в мире и в частности в России, да и в других странах СНГ так много творится зла??? Люди злые, недружелюбные, завистливые, много разврата, маньяков, детоубийц, что творят с животными да и с людьми тоже. Просто какой-то вертеп, самоуничтожение! И они же, эти самые напяливают на свои лица маски добродетелей и смиренности стоят и молятся Богу. Как Бог терпит их присутствие в своём Храме? Я лично знаю таких людей и возмущаюсь, но высказать им в лицо, не решаюсь, потому, что не хочу связываться с такими двуличными созданиями. Спасибо за ваши рассылки. Всего вам доброго. С уважением, Светлана.



Ответ:

Здравствуйте Светлана. О несправедливости в мире мы говорили уже несколько раз - если хотите, прочитайте наши прошлые выпуски (например "Несправедливость и счастье в жизни", "О грешниках и отношении к ним", "Мир, человек и Бог"). А сегодня мы хотим рассказать о своих размышлениях на тему лицемерия и веры.

Что такое лицемерие? Это довольно простой вопрос. Как и любой обман - лицемерие, это несовпадение внешнего - того, что видят люди - с внутренним, то есть тем, что человек знает о себе. Хотя, если бы было так, то самыми лицемерными мы назвали бы святых. Разрыв между тем, что они знали о себе и тем, как их воспринимали окружающие - просто один из самых значительных. Они себя называют величайшими грешниками, а те, кто приходят к ним - видят Божественный свет в каждом слове и каждом поступке. Но это не совсем то, о чем спрашивается в письме. Может, лицемерие, это когда мы сами считаем себя лучше, чем тот образ и те поступки, которые видят окружающие нас люди. Опять близко, но, есть небольшая загвоздка. Все мы считаем себя хорошими, но далеко не все окружающие с этим согласятся. В жизни есть множество ситуаций, где каждый шаг и каждое слово может быть истолковано по-разному. А значит, наше искреннее и честное мнение о том, что мы "не хотели ничего плохого, но так уж сложились обстоятельства", будет резко противоречить такому же честному "она во всем виновата", которое нам бросают в лицо или тихо прячут в закромах памяти. И тогда мы сами себя тоже должны назвать лицемерами, если уж говорить прямо. Но от этой мысли становится как-то неуютно.

Давайте, может, тогда рассмотрим на примере, кто же такой - лицемерный человек, в контексте пришедшего письма. Ходит в церковь, но сам при этом не верит и ведет грешную жизнь. Но даже это определение вызывает множество вопросов. А что является критерием веры? Как можно сказать, что ты веришь? Вера это непрерывное упование на Бога и память о нем в каждый момент времени. Когда каждый вдох и выдох сопровождается радостью и благоговением, перед Творцом, который даровал Жизнь и Спасение. Когда ВСЕ слова, мысли и поступки не расходятся с Законом Его и заповедями Его. Собственно я знаю, только одного Человека, который прожил так всю свою жизнь. Это Иисус Христос. А все остальные пытаются дотянуться до такой Веры. И когда мы говорим о ком-то "он верит в Бога", то мы на самом деле признаем за человеком только желание верить и некие внутренние усилия, направленные на это. Вера - это то необъяснимое, что живет в человеческом сердце, заставляя его болеть и плакать от грехов и радоваться благодати. Но мы не можем видеть того, что наполняет человеческую душу. Не можем оценить - есть в ней вера или нет. Только Богу подвластно видеть то, что творится в чужой голове. А мы выносим суждение на основании поступков, совершенных другими и собственного "здравого смысла". Но хватит ли "прозорливости"? Стоп. Но мы опять начинаем говорить, не о чужом лицемерии, а о своем собственном. Ведь Сын Божий предлагал всем пытающимся, вытащить соломинку из чужого глаза, сначала убрать бревно из своего.

Но если мы не можем судить об уровне веры других людей, то уж об их грехах и той жизни, которая должна препятствовать их появлению в церкви, мы же можем судить. Ведь грехи, они всегда на поверхности. Как соломинка в чужом глазу - очевидна и заметна всем, кто возьмется говорить об этом. И бороться с чужими грехами гораздо проще и сподручнее, чем со своими родными и привычными "мелкими несовершенствами". Но полезное ли это дело? Не лучше ли было бы посмотреть на себя и оценить то, что движет нашими собственными "безобидными" поступками, которые потом вызывают осуждение и отторжение у других людей? Но опять это выходит за рамки вопроса, о лицемерии "заходящих в церковь", так что давайте еще раз попробуем...

Итак, если мы сами не можем судить о вере тех, кто ходят в церковь и если говорить о чужих грехах это вроде бы тоже не самое приличное занятие, то остается только посещение Церкви без веских на то оснований. Но кому приходить в церковь и к покаянию, как не грешникам? Кому же идти в больницу, как не тем, кто нуждается в медицинской помощи? Кто приходит к Спасителю, кроме тех, кто нуждается в спасении? Но мы сейчас живем в окружении цивилизации, которая выросла именно из христианского мироощущения. Мы слишком хорошо знаем формальные определения грехов и того, каким должен быть верующий человек. А еще были 70 лет советской жизни, когда в церковь верующие люди приходили, фактически обрекая себя на страдания за Христа, просто самим фактом появления в доме Божьем. Теперь же возникла странная ситуация. Пытаться верить в Бога и открыто говорить о своих христианских убеждениях может любой. Но почему-то именно те, кто уважали гонимых православных тогда, хоть и считали их "странными", сейчас пытаются требовать от тех, кто приходит сейчас в церковь чуть ли не святости. Как будто в храм имеют право приходить только "настоящие верующие", а те, кто только учится жить по Его законам - лицемеры, примазывающиеся к Богу.

И это на самом деле довольно странно. Получается, они признают, что Бог - существует, и что человеку дотянуться до Него практически невозможно, потому что даже масштабы несопоставимы. Только избранным и только самим Творцом может быть дарована возможность Встречи, за счет того, что Он спускается к человеку. И самое парадоксальное в этом - что это же самое признают и верующие. Различие лишь в понимании того, что может человек сделать для этой встречи. Один, тот, кто издалека "уважает и восхищается чужой верой", остается в роли пассивного свидетеля, который с безопасного расстояния наблюдает, ожидая с некоторым злорадством, когда Бог накажет дерзких людишек, посягающих на Святыню. Другой, который идет в Церковь, становится вовлечен в процесс богообщения. Так или иначе. Натыкаясь на несовершенства таких же людей, пришедших раньше него, или взлетая на крыльях незаслуженной благодати. Через дерзость недостойного и незаслуженного приобщения к Тайнам. Но он пытается делать шаги навстречу Богу, отчетливо и разумно или лишь инстинктивно понимая, что Создатель слишком уважает наше право "не видеть", "не верить", "не жить". Что Творец всего сущего не будет насиловать человеческую волю, принуждая к любви. Что мы САМИ должны пройти свою часть пути для того, чтобы Встреча состоялась.

Но тут возникают обычные человеческие страхи и лень. А вдруг Бог не придет на встречу? А может, Его вообще нет? А может, я не достоин и буду просто смешить людей своими попытками? И, оказывается, проще рассуждать о Его метафизичности и недоступности, чем сделать один реальный поступок. Например, посвятить один день в неделю делам не для собственного блага, будь то работа для повышения благосостояния или отдых, а для Бога. Или просто прийти в Церковь и попытаться услышать, что именно там говорят о Нем. Насколько проще осудить тех, кто приходят туда, не потому что верят, а потому что пригрелись душой. Может это и неправильно, но они увидели Свет и хотя бы придвигаются поближе, если не для того, чтобы понять и вместить Его, то хотя бы, чтобы быть подальше от ледяного дыхания адского пламени. С кого больше спрос, с тех, кто понимает ценность общения с Богом, но стоит в стороне, опасаясь показаться смешным или "лицемерным"? Или с тех, кто подходят к Нему, даже не понимая, зачем и почему они в Храме, но держится за возможность быть там? Храм это не "общественное место". Это дом. Как для каждого из нас, дом - это крепость и прибежище, вне зависимости от того, дворец это или покрытая соломой времянка. Храм, это дом для Бога. И все люди, включая священнослужителей, бабушек-свечниц, олигархов, приходящих откупиться щедрыми пожертвованиями за грехи, и простых прихожан - только гости. И самое странное, что могут затеять гости, в присутствии Хозяина - это разборки, кого следует там принимать, а кто этого не заслуживает. Кто действительно любит Бога, а кто только заходит, пытаясь соответствовать "духу времени" и "модным тенденциям".

Ведь что ищем мы все у Бога на самом деле? Когда понимаем, что успех, деньги, здоровье - это только внешние проявления счастья и мира в человеческой душе. Веры нелицемерной. Любви искренней. Доброты сердечной. И Он - дает лекарство, которое нужно каждому приходящему к Нему. Лекарство, которое может исцелить душу. Не в том смысле, что уберет проблемы, и превратит повседневные заботы в сказочные развлечения. Отнюдь. На самом деле Бог дает целостность душе, с тем, чтобы человек учился жить по-настоящему. Чтобы человек, будучи созданным по образу Творца, сам ИМЕЛ ВОЗМОЖНОСТЬ нести Свет другим людям. И как любой дар - эта возможность дается человеку свободной воли. И человек может растоптать подарок, а может в одно мгновение осознать происходящее и изменить всю свою жизнь. Но это делает сам человек. Наедине со своей совестью. И никто не сможет увидеть этого, кроме самого человека и Бога.

Так кого мы можем осудить за лицемерие? Тех, кто считает себя слишком грешным, но идет к Богу в надежде на Его милосердие? Тех, кто не может справиться со своей грешной натурой и идет к Спасителю за помощью в борьбе со своими страстями? Тех, кто не понимает и не осознает, на какое сокровище претендует, подходя к Причастию с совестью, отягощенной грехами душой? Или тех, кто все понимает, и все равно, произносит "да не в суд ми будут Святая сия", понимая, что просит слишком многого? Каждый раз, приходя в Церковь, мы отдаем себя на суд Божий. И каждый из нас имеет на своей совести грехи. Так что задумываться надо не о том, что другие обманывают Бога своим внешним благочестием, а о том, что Бог скажет нам самим. Только это имеет значение.


Храни Вас Бог.



Ведущие рассылки – Татьяна Мараховская, Екатерина Барышникова.

Сайт ведущих рассылки – http://angelhranitel.ru
На сайте работает форум. Заходите, пишите, задавайте вопросы, обменивайтесь мнениями.


Задавайте ваши вопросы. Пишите письма на адрес marahovskaja@bk.ru


В избранное