Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Спроси Ангела-Хранителя

  Все выпуски  

Спроси Ангела-Хранителя [100] - О деньгах


Спроси Ангела-Хранителя


Письмо:

вопрос так вопрос

стремиться заработать МНОГО денег это хорошо или плохо, с точки зрения Православия?



Ответ:

На самом деле, с точки зрения Православия, стремление к честному заработку денег это абсолютно нейтральный и не интересующий религию вопрос. И тут нет ничего сверхъестественного. Просто у Православия другие цели и задачи. И деньги не входят в состав предметов, которые интересуют Бога, а соответственно и Церковь. Но вот, что во все времена входило в состав интересов христианства, так это человеческое ОТНОШЕНИЕ к деньгам и ПУТИ ЗАРАБОТКА. Проще говоря, это те связи, которые возникают между индивидуумом и деньгами. И, по большому счету, не важно, большие это деньги или маленькие. Испортить могут и те и другие. Об этом и поговорим.

Итак, МНОГО денег. На самом деле на предложенную формулировку проблемы возникает ехидный вопрос: "А что Вы с ними делать собираетесь, когда заработаете? Солить или мариновать?". Хотя конечно понятно, что большие деньги пытаются заработать, чтобы на самом деле просто купить себе СВОБОДУ, ну или то, что понимают под этим словом. Свободу носить то, что нравиться. Свободу покупать то, что хочется. Свободу общаться с теми, кто тебе интересен. Но парадокс "свободы", купленной деньгами, заключается в одной фразе "На деньги можно купить независимость от людей, но нельзя купить независимости от Бога". Те, кто это забывают, считая себя "полубогами", будут, так же как и "простые смертные", сидеть за партой и учить "таблицу умножения" Закона Божьего и точно так же отвечать за свою душу на Страшном Суде. И ко всем случаям забывчивости богатых людей, проходящей через нарушение заповедей, Православие относится, так же как и к проступкам всех остальных. В этом случае грех он остается грехом, кто бы его не совершал.

Хотя, мне нравится один подслушанный анекдот. Новый русский приходит к батюшке и спрашивает: "Батюшка, если я пожертвую 100 тысяч на строительство твоего храма, ты можешь гарантировать, что моя душа попадет в рай?" Батюшка по раздумьи отвечает: "Знаешь, гарантировать, пожалуй, не могу, но попробовать стоит". Смешно, но довольно метко. Все дело в том, что гарантий от Бога никто и никогда купить за деньги не сможет. Но вот стараться жить так, чтобы деньги не закрывали Небо - это под силу и богатым и бедным. И опять появляется мысль, что вопрос денег кроется не в их количестве, а в самоощущении человека.

По большому счету, когда формулируется вопрос о большом количестве денег, то первый рефлекс это заставить того, кто спрашивает, задуматься: не заслоняют ли деньги реальные цели человеческой жизни? Все ли в порядке с мотивами и причинами, которые заставляют искать именно ДЕНЕГ, а не свободы, реализации своих талантов или безоблачного счастья жизни с любимым человеком. И концентрация своего внимания именно на этом предмете, заставляет вспомнить такой грех, как "сребролюбие". Отношение Православия к этому "невинному и простительному отклонению в поведении" лучше всего (поэтичнее и образнее) сформулировал Иоанн Златоуст.


Я желал бы жить со множеством беснующихся, нежели с одним из страждущих такой болезнью (сребролюбием). Сребролюбцы считают врагом своим человека, не причинившего им никакого вреда, желают сделать рабом свободного и ввергают его в бесчисленные бедствия; напротив, беснующиеся ничего другого не делают, как только в самих себе питают болезнь. Первые ниспровергают множество домов, заставляют хулить имя Божие, являются заразой городов и всей вселенной; а мучимые бесами более достойны сожаления и слез... Представим себе человека, извергающего из очей своих огонь, черного, вместо рук имеющего на обоих плечах своих висящих драконов; представим у него такие уста, в которых вместо зубов вонзены острые мечи, а вместо языка находится источник, изливающий яд и испускающий смертоносное питие; представим, что чрево его пожирает более всякой печи, истребляет все ввергаемое, а ноги как бы крылатые и быстрее всякого пламени. Пусть лицо его будет составлено из собачьего и волчьего; пусть он не будет произносить ничего человеческого, но будет издавать из себя звуки нестройные, отвратительные и страшные; путь даже в руках у него будет пламень. Может быть, вам представляется страшным сказанное мною; но я еще не изобразил его надлежащим образом. К сказанному надобно присовокупить и еще нечто: пусть он поражает встречающихся с ним, пожирает и терзает плоть их. Но сребролюбец гораздо хуже и такого чудовища


Как говорится - комментарии излишни. Но опять... Эти слова можно и нужно примерять к себе, каждому из нас, стараясь не пропустить тот момент, когда именно деньги станут Богом, иконой и единственным другом. Но, как известно, заражение этим грехом не зависит от количества заработанных и/или украденных денег. Как любая другая духовная болезнь она возникает из ниоткуда, из мелочей, к которым нас как иногда кажется, подталкивает сама жизнь. Растет незаметно и расцветает потом пышным и ядовитым цветом, как и все грехи, с которыми человек "забывает" бороться. Вот это уже опаснее. Ставить именно деньги как цель жизни. Но, впрочем, Православие ко всему, что пытается стать между человеком и Богом относится недоброжелательно по определению. Поэтому и возникли слова Спасителя "Проще верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие Небесное".

Кстати об этих словах. У евреев того времени (впрочем, как и у многих других народов) богатство ассоциировалось с особым благоволением Бога. Если ты беден - Бог отвернулся от тебя, а вот если богат - то ходишь в любимчиках. А потом приходит Мессия и говорит что все не так. Стоит ли это считать прямым осуждением богатства? Уже не раз и не два приходилось натыкаться на слова мудрых людей о том, что не так все просто. Да, Он отрицает равноценность богатства и спасение души. Но при всей бескомпромиссности сказанных слов Его притчи полны богатых людей, для которых важнее было правильно распорядиться тем, что они заработали, а не факт наличия у них денег. Важнее на что идет заработанное, а не то, что ты зарабатываешь. И опять это верно как для тех, кто зарабатывает мало ("мне и самой на достойную жизнь не хватает - с чего это я делиться буду") и для тех, кто на самом деле может позволить себе "роскошь" помогать тем, кто в этом нуждается.

Ну и последнее (по порядку, но не по важности), на чем хотелось бы остановиться, говоря о деньгах, - это средства их заработка. Существует мнение, что по настоящему МНОГО денег не возможно заработать, их можно украсть или получить в наследство. Насколько это так - пусть остается на совести богатых людей, а всем остальным должно хватать собственных забот. Но эта фраза написана в качестве предупреждения. Ведь поскольку в вопросе идет речь о том, что деньги нужно именно заработать, то рано или поздно человеку будет предложена сделка с совестью и придется выбирать: друг или деньги, свободное время с дорогим человеком или всепоглощающий бизнес, любимая работа за гроши или халява, оплаченная потерей себя. И вот тут уже симпатии Православия явно не на стороне денег. Просто потому, что деньги это инструмент, которым можно быстрее и удобнее устроить свою жизнь, но заполнять свою жизнь деньгами это, как минимум, глупо.

В Заповедях есть слова о зависти и страсти, о любви и смерти, о воровстве и духовной слепоте, но нет ни слова о деньгах. Они на самом деле не настолько большая вещь во взаимоотношениях человека и Бога. Но они могут вырасти, только если мы сами им это позволим. Они могут задавить нашу душу своим избытком или заставить страдать от их недостатка. Но это слишком большая честь для них - быть мерилом успешности нашей жизни. Человек создал для лучшего. И очень важно - не забыть об этом, когда будете зарабатывать МНОГО денег. ;)


Сохрани Вас Бог от искушений и соблазнов, заставляющих забыть о Нем.



Ведущие рассылки – Татьяна Мараховская, Екатерина Барышникова.

Сайт ведущих рассылки – http://angelhranitel.ru
На сайте работает форум. Заходите, пишите, задавайте вопросы, обменивайтесь мнениями.


Задавайте ваши вопросы. Пишите письма на адрес marahovskaja@bk.ru


В избранное