Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Дучыц Л. У. (Рэспубліка Беларусь, г. Мінск)
Клімковіч І. Я. (Рэспубліка Беларусь, г. Мінск)

ПРОШЧЫ Ў ГІСТАРЫЧНА-КУЛЬТУРНЫМ ЛАНДШАФЦЕ БЕЛАРУСІ
(Навуковае выданне ТРАДЫЦЫІ І СУЧАСНЫ СТАН КУЛЬТУРЫ І МАСТАЦТВАЎ У 5 частках
Укладальнiк Пацюпа Юрый Вiктаравiч
Частка 5 ПРАБЛЕМЫ ЗАХАВАННЯ І ПАПУЛЯРЫЗАЦЫІ КУЛЬТУРНАЙ СПАДЧЫНЫ
МАТЭРЫЯЛЫ МІЖНАРОДНАЙ НАВУКОВА-ПРАКТЫЧНАЙ КАНФЕРЭНЦЫІ. г. Мінск, 25–26 красавіка 2013, С.56-65)

продолжние

Прошча Корытное/Коханово в Осиповичском р-не достоверно существовала в нач.ХХст. и была истреблена в 1924г. [17,№146]. Но, возможно, это про нее упоминал Миколай-архимандрит в 1864г. как про церковь Богородицы при дворе Замосин [30,с.238]. По легенде на этом месте двум старцам-слепцам явилась икона Божьей Матери [16,с.26-27]. Экспедиции «Явара» несколько раз посещали эту прошчу. Теперь празднования и водосвятие здесь проводятся в основном на УСПЕНИЕ (Пречистую) -28-29 августа. Собирается большое количество поломников,и приезжают священники с ближайших храмов и из Минска.

Две прошчы, где побывали экспедиции «Явара», возникли в середине ХХ ст. Это святыни около д.Хутор Светлогорского р-на и д.Морач Солигорского р-на. Они находятся во урочище Прошча или Царкавишча. Около д.Хутор прошча появилась на месте бывшей церкви, разрушенной в 1936/37гг. Осмотр местности позволяет предположить, что это место могло быть поклонным еще со времен язычества. Возвышенность, где расмещалась святыня, находится среди болот, и к нему ведут тропинки от всех окрестных деревень, что размещены на довольно большом расстоянии. Рядом с прошчей в старой дубовой роще курганное кладбище, а около холма были родник и камень-следовик.

Впервые про прошчу стало известно от местных краеведов. Экспедиция «Явара» побывала здесь в 2004г. на Троицу. Именно в этот день сюда собираются люди, для того чтобы украсить кресты, которых на прошче более двадцати. Причем каждый род имеет свой крест. На кресты вешают вышитые полотенца, фартушки, ленточки, платочки, на перекладины кладут конфеты и выпечку. Потом становятся на колени и молятся. Когда устанавливается новый крест, то делают это непосредственно в полночь. По легенде, ночью на холме можно увидеть огоньки. Это знак того, что здесь закопано золото. У 2007г. на прошче побывали журналисты газеты «Культура» и описали ее [50,с.10-11].

Название Прошча закрепилось и за местом былой церкви в д. Морачь Солигорского р-на. Кресты здесь поставлены на месте алтарной части, а где была часовня, растет дуб, который обвязан фартушками. На прошчу ходят на различные праздники, молятся Богу, поют духовные песни. [39,с.189]. Экспедиция «Явара» была здесь в 2001г. и зафиксировала, что на прошче местные жители приходят как в обычную церковь, молятся и обрекаются. Как было зафиксировано во время экспедиции, на пять святынь вместе с поломниками ходили и священники. Это в деревнях Кривичи, Любоничи, Будча, Заозерье и Корытное, а в Щитковичах, Хутор и Морачь – только поломники.

Отмечено, что семь святынь уже не действуют. Это упомянутая выше прошча (родник) в д. Прошчицы около Слуцка, тем не менее, сам заросший родник еще могут показать. От самой известной прошчы Случчины – Евлицкой прошчы, что около д. Евличи, осталась только паять, а на ее месте теперь поле. Про нее писали М.Янчук [54с.12], А.Серпужовский [45,с.217-218]. По данным А.Серпужовского, на этом месте Богородица явилась девочке 8-9 лет и сказала поставить крест. Потом девочка умерла, а поломники построили церковь. Люди шли сюда в первое воскресенье новолуния. Первый раз святыню истребили в 1930-е годы. Во время войны она была отстроена, поставлены высокие кресты. В 1962г. истребили кресты, и осталась только людская память ( записанная «Яварам» в 2001г.)

Еще в 1861г. «Памятная книжка Могилевской губернии» упоминала в местечке Свержень на Рогочевщине Прошченскую часовню над родником приреке Рекотин. На Вознесение крестный ход шел от костела к этому роднику и там проходили большие кирмаши (ярморки) [24,с.13]. В 2009г. экспедиция «Явара» посетила Свержень. Это уже исчезающая деревня, однако про былое величество этого местечка говорят останки каменной церкви, возведенной в 1864г. на месте былого униатского храма. Традицию коестных процессий на Прошченский родник переняла православная церковь. В 1860-е годы над родником упоминается деревянная часовня. По легенде на этом месте явился чудотворный образ [35, с.119-120]. Теперь родник зарос, и найти его тяжело, но люди старого поколения помнят, что к роднику, который называли Святой Колодец или Часовня, ходили и бросали туда монеты и конфеты.

В 2001г. экспедиция «Явара» побывала в д. Прошика (Прошчица) Крупского р-на, на берегу озера Селява. Сведений про прошчу не было, но привлекало название самой деревни. И, правда, оказалось, что здесь есть родник Прошча. Раньше была часовенка, и каждый год праздник Петра и Павла по православному обряду приезжал священник освещать воду, делали великие праздники. Но в 1936/37 гг. прошчу истребили.

Церквушку-прошчу помнят в д. Карма Узденского р-на. В церкве почитали скульптуру одного святого, и около церкви был родник [ 9,24июня]. Святыня истреблена в 1930-е годы.

Осенью 2012г. в д. Семежева Копыльского р-на старожилы вспоминают, что низменное место около луга когда-то называли Прошча, но больше уже ничего сказать не могли.

В 1920-е годы около г.п. Ореховск Оршанского р-на один из заливов Плехановского озера называли Юрьевской пристанью, и там действовала Юрьевская Прошча. Рядом сохранилось курганное кладбище, был камень-следовик. На праздник Юрье проводились праздничные кирмаши [6,с.65].

Уже не осталось никаких следов от когда-то известной прошчи около д.Пережин Пуховичского р-на. Она упоминается в 1879г. в издании «Описание церквей и приходов Минской Епархии. Игуменский уезд» [34,с.102]. Затем о ней писал М.Довнар-Запольский [10,с.423; 11,с.281], а затем А Богданович [5,с.23-24]. В 1980-е годы прошчу исследовал геолог Э.Левков, который вел поиски известных поклонных камней Марья и Демьян. В 1992г. он напечатал собранную информацию в книге «Молчаливые сведки прошлого». На прошче была церковь и около нее камень Марья, высотой немного более за метр, а рядом жертвенный камень с углублением. Камень Демьян лежал поодаль. На прошчу ходили на растущую луну, Спас и Пречистую. Обряд начинался перед камнем Марья: ему раскладывали подарки (обрекались). Затем три раза на коленях обходили вокруг церкви и подходили к столу, целовали его, просили помощи. Еще в первой половине ХХ ст., как и в конце ХIХ ст. камню несли живых поросят, сало, яйца, вышитые полотенца, платки, ткань, хлеб, деньги. У камня просили избавить от болезней. Дать суженого, хороший урожай.

Э.Левков записал две легенды про Пережскую прошчу. По одной из них, на Пасху Демьян пошел пахать поле, а Марья принесла ему поесть. За работу в праздничный день Бог превратил грешников, а так же их быков и собаку в камни. По жругой легенде, Демьян и Марья спасались от потопа и плыли на лодке. Около Прошчи, которая возвышалась среди воды, их прибило к берегу. Беглецы могли спастись, но только при условии: пока вода не опуститься уровнем, нельзя оборачиваться. Внезапно где-то сзади громыхнул Перун, они обернулись и сразу же окоменели. [20,с.90-92].

Еще достоверно не установлено место когда-то известной Вызненской Прошчи в Солигорском р-не (теперь д. Красная Слабода). Про эту святыню писал А.Сержпутовский в 1908г. [44,с.25-33] и в 1930 г.[45,с.25-33,216-217]. На прошче когда-то был камень «Божья ножка». По легенде, около камня одной, а затем и другой женщине явилась Божья Матерь и просила, чтобы на камне, где она сидела, соорудили прошчу. Так и случилось, потом сюда ходили в первое воскресенье новолуния.

Конкретно пока еще не установлена и Лисичная Прошча. В 2001г. удалось узнать у местного населения, что где-то около Лисичной Пущи (д.Лисичаны Крупского р-на) есть прошча. Некоторые говорили, что данная прошча где-то под Новолукомлем. Надежда найти эту святыню есть. По данным «Списка населенных мест Могилевской губернии» (1910г.), д.Прошчицы была около озера Гузонин былого Шавравского прихода и относилась к почте местечка Черея [48,с.73]. Теперь это на территории Чешницкого р-на.

Заслуживает внимания и название д.Прошково в Глубокском р-не. Там есть Золотая Горка, на ней старое кладбище и деревянная часовня [13,№757]. По данным публикаций, известно, что в наале ХХ ст. на территории Гресской волости на Случчине были застенки Прошчин-I и Прошчин-II, д.Прошки до 1973г. существовала в Шарковщинском р-не, а д.Прошки еще существует в Верхнедвинском р-не.

М.Янчук в 1886г. в своих наблюдениях по Минской губернии к прошчам зачислил еще пять деревенских святынь: Сенежицы Новогрудского р-на, Святую Гору около д. Верхлес/Гудавичи Червеньского ср-на, родник во урочище Вольск около Кочеричей (теперь г.п. Кировск), родник около Ракова Воложинского р-на и Марьину горку [54,с.15-17]. Про эти святыни есть и другие упоминания в литературе: про Верхлес [15,с.70-73], про урочище Вольск [30,с.237], про Раков [30,с.3-10]. Больше всего информации про Марьину горку. По данным Николая-архимандрида, Марьиногорская икона явилась какому-то Сидору. Она вылечила его и повелела поставить крест и церковь на горе. Сюда пошли поломники и в 1871г. на приношения богомольцев построили церковь (печерная церковь была возведена в честь Наисвятейшей Богородицы, а верхняя – в честь князя Александра Невского) [32, с.13-17; 8, с. 71-82].

Возможно, прошчей являлась и Святая Гора или Мир-Гора около д. Сораги на Случчине [47,с.25]. Но, все эти святыни требуют более досконального исследования.

На прошчи ходили и православные, и котолики. Как уже говорилось ранее, в Свержени Рогочевского р-на сначало на прошчу шел крестный ход от костела, а затем эта традиция перешла и к православной церкви. По данным издания «Slownik Geograficzny…», в 1888г. д. Прошчицы Слуцкого р-на входила в католицескую парафию, а в д. Прошково Глубокского р-на на кладбище была каталическая часовня [59,с.63-64]. При осмотре старого кладбища на Кривицкой Прошче в Солигорском р-не в 2008г. зафиксированы каменные надгробия и каменные кресты с надписями на латинском языке.

Стоит обратить внимание и на отношение церкви к прошчам. Во многих местах священники настороженно относились к почитанию природных святынь. Так, в Заозерье Октябрьского р-на (на Рудобельской Прошче) еще в 1868г. по просьбам священников полиция не раз разбивала святой камень, но верники складывали его, и он пользовался еще большей популярностью. Тогда над камнем построили часовню [49,№50]. По сведениям М.Янчука, в 1880-е года в Евличах на Случчине священник не признавал прошчу, и когда он внезапно умер, то люди посчитали это карой за то, что он не хотел идти на святое место [54,с.12].

Анализ собранных материалов про прошчи показывает, что в основном их возникновение связано с легендами о явлении на этом месте образа Божьей Матери или самой Божьей Матери. Обрекания обычно проводились на новолуние или в недели новолуния, что связано с культом луны. Молитвенные обращения к молодой луне широко известны в фольклере многих народов, и в первую очередь относятся к лечебной магии [57,с.487]. С принятием христианства на территории Белоруссии, как элемент православной и католической веры, широко распространился культ Божьей Матери [58,с.137-141]. Именно в прошчах наблюдается соединение архаической формы поклонения молодой луне и христианскому культу Божьей Матери – культу, который скорее всего, является трансформацией древнего женского божества.


В избранное