Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Дучыц Л. У. (Рэспубліка Беларусь, г. Мінск)
Клімковіч І. Я. (Рэспубліка Беларусь, г. Мінск)

ПРОШЧЫ Ў ГІСТАРЫЧНА-КУЛЬТУРНЫМ ЛАНДШАФЦЕ БЕЛАРУСІ
(Навуковае выданне ТРАДЫЦЫІ І СУЧАСНЫ СТАН КУЛЬТУРЫ І МАСТАЦТВАЎ У 5 частках
Укладальнiк Пацюпа Юрый Вiктаравiч
Частка 5 ПРАБЛЕМЫ ЗАХАВАННЯ І ПАПУЛЯРЫЗАЦЫІ КУЛЬТУРНАЙ СПАДЧЫНЫ
МАТЭРЫЯЛЫ МІЖНАРОДНАЙ НАВУКОВА-ПРАКТЫЧНАЙ КАНФЕРЭНЦЫІ. г. Мінск, 25–26 красавіка 2013, С.56-65)

В последние десятилетия значительно возрос интерес ученых к деревенским святыням, как культурному явлению «народного христианства». Такие святыни включают комплекс природных (родник, камень, холм, дерево) и искусственных (кресты, часовня, кладбище) объектов. Статус их сакральности чаще всего берет начало с глубокой древности, а элементы христианской догматики и обрядовости здесь вторичны. Каждый такой объект имеет свой приход и своего смотрителя, который в советское время даже заменял священника.

В данный момент (к середине 2013г.) собрана информация более чем на три сотни такого разнообразия деревенских святынь. Это сведения письменных источников, данные научной и краеведческой литературы, периодических издательств и итог 130 экспедиций Этно-исторического центра «Явор» (начиная с 2000г., воплотившихся за счет участников).

Десятая часть таких святынь имеет название «Прошча». В основном они припадают на территорию Западного Полесья, но есть и в других районах: Мстиславская Прошча [22, с.58-59],Кохановичская Прошча в Верхнедвинском р-не [27,с.664], Хоченкова Прошча в Славгородском р-не [56,с.153] и др. Прошчы встречаются в Украине [ 19,с.49] и в России [ 4,с.317].

Когда появилось название «Прошча» в отношении к святыням народного христианства, достоверно неизвестно. В 1624 г. «Актовые книги Слуцкого замка» уже вспоминают д. Прошчицы около города [ 2,с.268-271]. Еще в начале ХХI ст. около этой деревни родник называли Прошча. В 1732 г. Поместье Прошчицы распологалось на территории Новоградского воеводства [1,с.534-536]. В 1786 г. родник-колодец под названием Прошча вспоминается на болоте вблизи поместья Заречье Полотского воеводства [ 7, с.217].

Уже собрана значительная библиография по определению термина «прошча». В середине ХIХ ст. П. Шпилевский писал: «Прошча – место, где обращались к святой заступнице с просьбой или молитвой. Они появились на тех местах, где в былые времена совершали различные языческие службы и жертвоприношения» [52,с.90-91]. В 1870 г. И. И. Носович писал: «Прошча – освященное место возле родника с поставленным распятием или часовней с образом. В день Преполавения, или подобного праздника, туда из церкви делают крестный ход» [28,с.535 ]. В 1870-е года С. Максимов подчеркивал, что: «Прошчи находятся под особым покровительством и опекой Св.Пятницы, но не той, святой греческой церкви, а другой – своей, которую показывают в образе деревянной скульптуры» [ 21,с.429]. 57

Много внимания прошчам уделял М. Янчук во время своей экспедиции по Минской губернии в 1886 г. Он писал: «Прошча – именно моление о «прощении» (отпускании) грехов с приношением жертв в каком-нибудь святом чудодейственном месте», а «идти на прошчу» - значит идти на богомоление». Исследователь считал, что с прошчами у белорусов связан языческий культ месяца, который прижился с христианскими догматами. Это проявляется в поклонении прошчам непосредственно на растущую луну, или в недели новолуния [54,с.11,13,72].

В конце XIX ст. М. Веревкин, работая в Витебском архиве, сделал вывод, что: «Прошча – это указанное место хождения на богомоление» [7,с.217,220].

В начале ХХ ст. А. Серпутовский писал: «Для избавления от немощности огромной популярностью пользуются прошчы (чудодейственные места – камни, родники, деревья)» [44,с.29]. М. Довнар-Запольский подчеркивал: «Прошча - это ключ или колодец, чаще всего где-нибудь в лесу или на болоте. Сделавшись при каких-либо обстоятельствах объектом поклонения, такое место притягивает к себе поломников. Каждый из них оставляет на прошчы свои посильные дары – полотенце, прядь льна. Девушки оставляют ленточки, или обвязывают ими сруб колодца. Деньги бросают обычно в воду. Не удивительно, что в таких местах со временем появляются кресты, ставят иконы, строят часовни» [11,с.281].

М. Никифоровский отмечал: «Ходить на прошчу – на обещанное богомоление в почитаемое место» [29,с.201]. Е. Романов писал: «Народ любит ходить на соседние храмовые праздники, «прошчы», в особенности в те церкви, где иконы считаются чудодейтсвенными. Туда идут по зареканию и несут пожертвование, в зависимости от времени: сало, домашних животных и птиц, мед, хлеб, лен, шерсть, воск, кольца, деньги…» [23,с.35].

Большой интерес к прошчам среди ученых наблюдался в 1920-е годы. В 1925 г. краеведческий сборник «Витебщина» напечатал анкету по сбору информации о памятниках древности, где заострялось внимание на выявление мест под названием «Прошча» [36,с.121-124]. На следующий год подобную анкету в краеведческом журнале «Наш край» напечатал этнограф М. Мелешко. Ученый заострял внимание на формах почитания прошч и дням (праздникам) поклонения [26,с.43]. В 1926г. определение слова «прошча» приведено в Белорусско-русском словаре: «Прошча – чудодейственное место (колодец со святой водой); поломничество к этому месту [3,с.251]. Затем М. Касперович в «Витебском краевом словаре» отмечал: «Прошча – это богомоление» [ 18,с.250].

Затем долгие годы название «Прошча» вообще не упоминалось в литературе. И только в 1980 г. «Толковый словарь белорусского языка» (в 5-ти томах) под редакцией К.Крапивы приводит определение: «Прошча – место (родник, камень и подобное) наделенное, по представлениям верующих, сверхъестественной силой» [31,с. 402]. С тех времен про прошчы уже вспоминают различные энциклопедии [14,с.374-376].

Существуют и другие локальные толкования слова «прошча»: освященный хлеб [46,.116], отдельный вид поучений, которые говорили при погребениях [ 38, с.165-166]; название воскресенья Сырной недели, которая начинается «прощением» (отпусканием) людям их грехов [53, с.589].58

Во время экспедиций Этно-исторического центра Явар так же был зафиксирован ряд пояснений названия «Прошча». Так, в д.Прошика (Прошчица) Крупского р-на в 2001 г. местная жительница А. М. Скумская (1914 г.) название Родника Прошча пояснила тем, что «раньше здесь жили бедно и просили у людей хлеба». В том же году в д. Прошчица Слуцкого р-на, которая упоминается в документах с 1624 г., учитель белорусского языка и литературы А. У. Уласевич рассказала местную легенду про родник Прошча: «Когда-то в соседней деревне жил пан, и его дочь звали Прошча. Она попросила отца построить дом, вышла замуж и жила здесь. От того и название деревни Прошчица, а родник – Прошча». В 2004 г. в д. Заозерье Октябрьского р-на и д. Хутор Светлогорского р-на про происхождение названий «Прошча» люди говорили, что зовутся они так от того, что сюда идут просить у Бога «прощения». В д. Любоничи Кировского р-на в 2005 г., по словам В. А. Лазокович (1925 г.), вспоминали, будто название «Прошча» происходит от того, что какой-то богатый лесной страж выгнал служанку. Потом на горе ему явился образ. Он забрал его домой, однако тот снова оказался на горе. Тогда страж построил на горе церковь и назвал это место Проша. Таким образом, просил «прощения» за свой поступок.

Всего удалось собрать информацию о 34 пунктах, которые называются Прошчами или созвучно этому названию. Экспедиции Этно-исторического центра «Явар» побывали на 15-ти прошчах. Выяснилось, что восемь из них действуют и сегодня. Семь Прошч истреблены в советское время, но память про них в народе хорошо сохранилась. Про самую раннюю из восьми действующих прошч информация есть про Кривицкую или Куницкую прошчу около д. Кривичи Солигорского р-на. В 1853 г. ее описал П. Шпилевский именно под названием Прошча. В то время на возвышенности стояла деревянная церковь, а около нее часовенка без дверей и с одним окошком. В часовне сохранилась копия образа с оригинала, который был в церкве. Вокруг уже тогда было кладбище с каменными и высокими деревянными крестами. Выделялись и следы курганных захоронений. Сюда собиралось огромное количество людей непосредственно в недели новолуния [52, с.90-91]. Экспедиция «Явара» посетила прошчу на православный праздник Пасху в 2008 г. На месте когда-то разрушенного храма стояли три больших деревянных креста, покрытые двухскатной крышей. Около каждого креста прикреплен жертвенный столик. Сохранились камни от фундамента храма, и со временем зародилась традиция именно на Пасху покрывать эти камни белыми скатертями.

Как об одной из ранних можно говорить о Любоницкой Прошче в Кировском р-не на Святой или Девич-Горе. Название Девич-Гора еще в 1822 г. зафиксировал З. Даленга-Ходорковский [12, с.161]. Затем в 1864 г. Николай-архимандрит отметил, что здесь в 1839 г. была построена церковь Богородице [30, с.239]. «Памятная книжка Минской губернии на 1878 год» называет Девич-Горскую церковь как приписанную к Любоничскому храму [37, с.109]. Когда-то сюда ходили в Пасхальное Воскресенье крестным ходом, а обрекались в дни новолуния. Во воторой половине 1930-х годов церковь была разрушена, но люди продолжали ходить на святое место. Камунисты устраивали засады и с палками набрасывались на верующих. Тогда люди стали договариваться, и каждый год собирались на прошче в различные праздники. Сейчас крестный ход из Любоницкой церкви идет на прошчу на второй день Троицы. На горе стоят кресты и жертвенный столик, а недалеко Животворящий родник. 59

В 1868 г. прошчу возле д.Заозерье Октябрьского р-на под названием Рудабельская Прошча описал святарь К.С-цов в газете «Минские губернские ведомости» [49, №50]. В 1878 г. она была упомянута в «Памятной книжке Минской губернии» [37, с.112]. В 1893 г. ее описывал М. Довнар-Запольский [10, с.419-425]. В 2012 г. легенды про прошчу напечатал А. Рогалев [40, с.88]. Это прошча включала камень со следом Богородицы, родник и Заозерское озеро, а недалеко еще и святой дуб. Урочище называли не только «Прошча», но еще и «Камень». Про Прошчу много легенд (камень сам прикатился, камень от фундамента церкви выкатился из озера, где затонула деревня). Теперь на Троицу сюда идут крестным ходом из г.п. Октябрьский. Экспедиция «Явара» посетила прошчу в 2004 г. К этому времени над родником был новый сруб и навес, а рядом сложены частички какого-то камня.

Прошча около деревни Будча в Ганцевичском р-не упоминается в 1879 г. в книге «Описание церквей и приходов Минской Епархии. Слуцкий уезд». Там говорится про Успенскую церковь в лесу во урочище «Царкавишча» или «Избийский Бор». По легенде, на этом месте одному крестьянину во вне привидилась икона Найсветейшей Богородицы [33, с.94-96]. Описание прошчы размещено в нескольких современных публикациях [41, c.258-261; 42, с.15] Экспедиция «Явара» посещала прошчу в мае 2006 г. и на праздник Успение (Пречистую) в 2010 г. На Успение на прошчы совершалось богослужение и присутствовало много людей со всех окрестных деревень. Удалось зафиксировать и довольно архаическую легенду, где говорится, что потерялся вол (конь), а потом нашелся на этом месте. Поэтому оно и считается святым.

Много информации про Прошчу, которая возле д.Щитковичи Стародорожского р-на. Впервые ее описал И.Сербов в трудах «Белорусы-сакуны. Краткий этнографичевкий очерк» (1915 г.) По легенде, здесь, во урочище Борисова роща, появилась Божья Матерь [43, с.42-47]. В 1929 г. о ней писал слуцкий краевед У. Микитинский. Он отмечал, что тогда в каждую неделю новолуния приезжал поп, и проводились богослужения [25, с.40-41]. Про поклонную сосну на этой прошче в 1933 г. упоминал Н. Никольский [31, с.23]. Экспедиция «Явавр» побывала на прошче в 2001 г. На лесном холме стояли кресты и несколько надмогильных цементированных памятников. Одна из старых сосен в народе считалась святой, и из ямки около нее брали песок как лекарственное средство. Местные утверждают, будто этот песок помогал от болезней глаз и женских болезней. Раньше на прошчу ходили в недели новолуния. Сейчас на прошчу ходят на Радоницу.

продолжение следует...


В избранное