Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Авилин Т.В. Белорусская народная астрономия

Аўтар: Авилин Т.В.,
Дадана: 28-07-2011,
Крыніца: ИАИ. 2006. Вып. XXXI. С. 314-332.

продолжение

Млечный Путь - Гусиная дорога (Гусіна дорога, Гусечсі дорога) [33. С. 32], Диким гусям дорога [4. С. 413], Птичий путь (Птушыны шлях) [22. С. 330], Птичья дорога (Птушынаядарога) [28. С. 502], Дорога в Иерусалим |4. С. 413], Святая Да- рога [26. С. 193], Дорога в рай (Дарога ў рай) [26,198], Большой столб звёзд {Dużyslupgwiazd) [37. С. 88], Чумацкая дорога (Чумацка дорога) [33. С. 32], Стан [20. С. 112], Дорога, Госцинец (Госьцинэц), Молочная дорога (Малочнадарога) [35. С. 85], Молочный путь (Малочны шлях) [22. С. 330], Дорога на небе (Dorogananebi) [37. С. 87].Небесная дорога (Ныбэсна дорога) [6. С. 365], Дорога для влюбленных (Дарогадляўлюбленных) [26. С. 228].

Гусиная, или Птичья, дорога - путь, по которому птицы улетают в теплые края (на юг, на запад, белый свет, на теплые воды) [38 С. 156] В деревнях, например, говорят. «Как гусиною дорогою сплывёт всё молоко, то она так побелеет, что каждая птица чужеземная знает, куда ей лететь ь тёплые края» [39 С. 12] Кроме того, белорусы и другие народы верили, что людские души в образе птиц после смерти человека по этой звёздной дороге отправляются на тот свет (в рай). Например, литовцы, когда кто-нибудь умирал в семействе, уверяли, что они видели покойника, как он пронесся на борзом коне по птичьей дороге, с тремя звездами в руке, и вступил в селения вечного блаженсгва [2.С. 284]. С этим названием перекликаются и другие: Дорога в Иерусалим, Святая Дорога, Дорога в рай. «Люди, которые заслуживают рай, идут по ней туда. И Господь сам же выбирает этих людей» [26 С 198], Также говорят, что по этой дороге «все святые собираются вместе и ходят, смотрят, что происходит на Земле» [26. С. 193].

Чумаками в XV - первой половине XIX в. называли торговцев, которые ездили на возах в Причерноморье, предпочтительно за солью. Чумаки ездили в Крым летом и зимой (потому что весной и осенью дороги не были пригодны для поездок), в направлении на юг или юго-восток. Именно зимой Млечный Путь тянется с северо-запада на юго - восток и можно использовать эту звёздную дорогу для определения направления.

Также, возможно, наши предки представляли себе небесного чумака, который перевозит по этой звездной дороге души усопших в мир мертвых.

Стан («какое то войско в небе стоит станом на сторожке» [20.С. 112]). Согласно словарю древнерусского языка значение этого слова - стоянка, место стоянки или дом, жильё. Про это название русский этнограф Иван Сахаров записал интересную легенду, в некоторой степени связанную и с названием Молочная Дорога (Становище - Стан): «Когда-то на Становище басурманка - мать кормила своё дитя грудным молоком Басурманское отродье не умело сосать молоко, которое будто бы разлилось по небу. Потом из этого молока развелись по Становищу старые служивые. А эти служивые до того дожили, что не владеют от старости ни руками, ни ногами. Зато вместо них поставлены на сторожке четыре Косаря, которые секут и рубят всякого» [10. С. 114]; «Потому-то Становищу хаживали татары на святую Русь прямо от железных гор» [10. С. 114].

Название Большой Столб возникло, по всей видимости, из сравнения Млечного Пути, который проходит через всё небо, с вертикально поставленным столбом. В следующей песне можно найти как название Млечного Пути (Стоўп - Столб), так и некоторых созвездий (Воз, Рэшата):

Прыехала Каляда ў вазочку Да на сівенькім канёчку. Прыехала Каляда ўвечары, Прывезла дудак рэшата. Паставіла дудкі на стаўпе, А сама села на куце.

Это ещё звёзды, которые собрались вместе и жить не могут одна без одной [26. С. 228], а то и просто «полоса звёзд» [4. С. 413].

Встречается его изображение и на рушниках (рис. 10), которые.как известно, клали в могилу усопшему, чтобы на том свете ему была лёгкая дорога. Следует добавить, что с Млечным Путём были также связаны приметы. Одна из них - про молочность коров.чем лучше выражен Млечный Путь, тем меньше удойность коров, потому что молоко по этому пути сплывает [15 С. 398].

Как видно из приведённого материала, на данном этапе изучения известны оригинальные названия 11 созвездий, одного звёздного скопления и 8 звёзд, а также различные поверья, связанные с этими и другими объектами на небе. Следует отметить, что даже в настоящее время в народе сохранилась память о них, поэтому современные этнографические экспедиции могли бы дать богатейший материал для изучения духовного мира как белорусского, так и в целом славянских народов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анимелле Н. Быт белорусских крестьян // Этнографический сборник. Вып. 2. СПб.: Тип. Э. Праца, 1854.
  2. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: В Зт. Москва: Индрик. 1994 (переизд. 1865).
  3. Бермин Иоанн. Календарь по народным преданиям в Воложинском приходе Виленской губ. Ошмянекого уезда // Записки имп. Русского Географического Общества по отделению этнографии. Т. V. СПб.: Тип. Майкова. 1873
  4. Добровольский В Н. Смоленский областной словарь. Смоленск. Тип П.А. Силина. 1914.
  5. Добровольский В Н. Смоленсктй этнографический сборник. Ч. 1 СПб.: тип. Е. Евдокимова, 1891.
  6. Климчук Ф.Д. Духовная культура полесского села Симоновичи // Этнолингвистическое изучение Полесья. 1995 // Славянский и балканский фольклор. Москва: Индрик. 1995.
  7. Носович И.И. Словарь белорусского наречия. СПб., 1870.
  8. Романов Е. Белорусский сборник: Т. 1, Вып.8. Вильна, 1912.
  9. Рут М.Э. Русская народная астрономия. Свердловск: УрГУ, 1987.
  10. Сахаров И П Сказания русскаго народа: Народный календарь Москва: Сов. Россия. 1990.
  11. Сборник Отделения русскаго языка и словесности имп. АН.: Т. LXXV, № 7. СПб.: Тип. Императорской АН, 1903.
  12. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка: В 3 т. - СПб.. 1893 (репринт-Москва:Книга, 1989).
  13. Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западно-русскии край, снаряженной имп. Р.Г.О.: Т. 1. СПб.: Тип. В. Безобразова, 1872.
  14. Записано автором: 1. от Гавриловой Г.Ф. Так называл Кассиопею её отец Коваленко Ф.К. (1922-1982), проживавший в д. Щелканы Воложинский р-н, Минская обл.; 2. от Плешкуна А. И. (1924 г. р ) из д. Венютино Докшицкий р-н. Витебская обл. 3. от Бялусь С. (1912 г.р.), д. Опса. 4. от Пахович Э. (1926 г.р.), д. Марциболино (3 и 4 - оба Браславский р-н.Витебская обл.).
  15. Беларуская міфалогія: Энцыклапед. слоўнік / Санько С., Валодзіна Т.. Васілевіч У i інш. - Мінск: Беларусь, 2004.
  16. Жывое народнае слова. Дыялектал. 36. / Падрэд. МіхайлаўП А., Яшкін І.Я. - Мінск: Навука i тэхніка, 1992.
  17. Жывое наша слова: Дыялектал. зб. / Падрэд. Кунцэвіч Л.П., Яіпкін І.Я. - Мінск: Бел.навука. 2001.
  18. Караткевіч У. Хрыстос прызямліўся ў Гародню Збор твораў у 8т. Т 6. - Мінск, 1990.
  19. Касьпяровіч М.І. Віцебскі краёвы слоўнік. Віцебск: Заря запада, 1927.
  20. Красневіч A. Крывічанскія назовы гвёзд // Крывіч. Месячнік літ., культуры i грамад. жыцця. Студзень-чэрвенъ № 11(1), Каўнас, 1926.
  21. Кацар М.С. Беларускі арнамент. Ткацтва. Вышыўка. Мінск. 1996.
  22. Ластоўскі Вацлаў Падручны расійска-крыўскі (беларускі) слоўнік. - Факс, выд. - Коўна: Друк. А. Бака. 1924 (Мінск, 1990).
  23. Лексічны атлас беларускіх народных гаворак / Падрэд. Бірылы М.В., Мацкевіч Ю.Ф. Мінск: Мінская картаграфічная фабрыка, 1994.
  24. Мінько JI.I. Народныя веды // Грамадскі быт i культура сельскага насельніцтва Беларусі. Мінск: Навука i тэхніка, 1993.
  25. Народная лексіка / Падрэд. Крывіцкі А.А., Мацкевіч Ю.Ф. Мінск: Навука i тэхніка, 1977.
  26. Народная міфалогія Гомельшчыны: фальклорна-этнаграфічны зборнік. Мінск: ЛМФ «Нёман», 2003.
  27. Народнае слова / Склад. Баханькова А.Я. Мінск: Навука i тэхніка, 1976
  28. Некрашэвіч С.М., Байкоў М.Я. Расійска - беларускі слоўнік. Мінск: Дзярж-выд. БССР, 1928.
  29. Сержпутоўскі А.К. Прымхі i забабоны беларусаў-налешукоў. Мінск, 1930.
  30. Сержпутоўскі А.К. Сказкі i разсказы бълоруссов, 1911
  31. Слоўнік беларускіх гаворак Паўночна-Заходняй Беларусі i яе пагранічча: У 5 т. / Склад. Мацкевіч Ю.Ф.. Грынавецкене А.І Рамановіч Я.М. Мінск: выд. Навука i тэхніка, 1979
  32. Сцяшковіч Т.Ф. Слоўнік Гродзенскай вобласці. - Мінск: Навука и тэхніка, 1983.
  33. Тураўскі слоўнік: У 5 т /Склад. Крывіцкі А.А., Цыхун Г.А., Яшкін І.Я i інш. Мінск: Навука и тэхніка, 1987.
  34. Фальклорна-этнаграфічная i літаратурная спадчына Рэчыцкага раёна. 36. падрэд. І.Ф. Штэйнер, B.C. Новак. Мінск: ЛМФ «Нёман», 2002.
  35. Цыхун А .П. Скарбы народнай мовы. Гродна: Лідскаядрук. управ.інфармаціі Гродзенскага аблвыканкама. 1993.
  36. FederowskiMichał. LudbiałoruskinaRusiLitewskiej: t. 1 Krakow: Księgarnispółkiwydawniczejpolskiej. 1897.
  37. GładyszowaMaria. Wiedzaludowa o gwiazdach. Wroclaw: Wyd. Polskie j AkademiiNauk, 1960.
  38. MoszyńskiKazimierz. Polesiewschodnie. Warszawa: Kasaim. Mianowskiego, 1928.
  39. PietkiewiczCzesław. KulturaduchowaPolesiaRzeczyckiego. Warszawa: TawarzysiwoNaukowewarszawskie. 1938.
  40. Słownikjeżykapolskiego / KarłowiczJ..KryńskiA .NiedzwiedzkiWl t. 3 (1902), 6( 1906). Warszawa: dr. «GazetaHandlowaja». 1906.
  41. TarvbuLietuvosenciklopedija: tle.4. Vilnius, 1988.
  42. Wisła. XIX r. 1,3. 1905.
  43. Азим-Заде Э.Г К сопоставительному анализу славянских и тюркских названий созвездий//Советское славяноведение, 1980, № 1.


В избранное