Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Воспроизводится по источнику: Дмитрий Гаврилов. К тайне происхождения первых варяго-русских князей //
Информационно-аналитический вестник "Аномалия", 2012. - №4. С.39-40

По ходу работы над историческими романами [1, 2] автору пришлось обратиться к целому ряду первоисточников, чтобы придать убедительность художественному вымыслу. Некоторые умозаключения, впрочем, могут быть небезынтересны и для читателя, опускающего приключенческий антураж.

Теория происхождения варягов-руси из западных славян разработана давно в работах видных русских и советских учёных — от С.А. Гедеонова до А.Г. Кузьмина и В.В. Фомина [3-7]. Автор придерживается тех же взглядов [8] и с некоторыми допущениями являет их и на страницах упомянутых литературных произведений.

Так, например, вслед за известным филологом и историком С.Н. Азбелевым, проводится отождествление короля ободритов Гостомысла и летописного «новгородского старейшины» Гостомысла, в той или иной степени причастного к «призванию варягов»: «…о короле ободритов Гостомысле говорится в связи с походом немецкого войска в земли славян (844 г.). Эти известия каролингских хроник требуют сравнительного рассмотрения. Фульдские анналы, соответствующая часть которых писалась современником события, были в тот период официозной хроникой руководившего вторжением короля Людовика Немецкого. Здесь говорится о победе его над ободритами и подчинении князей после убиения их короля Гостомысла. В трудах историков довольно обычны основанные именно на этом известии упоминания, что Людовик умертвил короля ободритов. Однако другие хронисты подобного не сообщают. Бертинские анналы, соответствующая часть которых принадлежит тоже современнику, но независимому от Людовика, дают об этой войне, пожалуй, наиболее содержательное известие, в котором среди ее жертв Гостомысл вообще не назван. Третья современная событиям хроника — Ксантенские анналы — сохранилась в тексте, который после 870 г. был обработан сторонником Людовика Немецкого: но здесь лишь глухо упомянуто, что король Гостомысл погиб или исчез (interiit). Об его убиении однозначно написал только фульдский анналист. Но доверять этому нет достаточных оснований… Общественный статус Гостомысла у прибалтийских славян был настолько значителен, что побуждал даже враждебного хрониста называть его королем (гех). Прибытие этого лица в пределы будущей Новгородской земли естественно связывать с усилением немецкого натиска на земли славян, в частности — на государство ободритов. Переселялся оттуда на берега Ильменя, очевидно, далеко не один Гостомысл. Причины же такой миграции не уменьшались, а возрастали. Начавшись, вероятно, еще при Карле Великом, она подсказывала путь и Гостомыслу. Биография этого деятеля, хотя и доступная гипотетическому выяснению лишь фрагментарно, может служить иллюстрацией того, какова могла быть вообще этническая предыстория значительной части населения Новгородской земли» [9].

Мы полагаем, что король ободритов Гостомысл мог возглавить одну из первых волн варягов из Южной Балтики на Ладогу и/или Приильменье, женившись на дочери одного из тамошних вождей (т.е. он мог быть не сыном по так называемой «Иоакимовской летописи» в изложении В.Н. Татищева, но зятем вождя Буривоя). Отправление Гостомысла за море было понято эпически, как его смерть. Гостомысл наследовал «Буривою» в Приладожье, успешно отражал набеги северных германцев и Корелы, но поскольку в бесконечных битвах потерял всех сыновей, на старости лет решил вызвать из заморской родины на подмогу новых соплеменников-варягов, кою и возглавил его внук Рюрик.

Одним из центральных персонажей наших романов выступает вполне исторический князь Олег по прозвищу Вещий, по меньшей мере, ему приписывают русские летописи первый юридически оформленный договор с Византией. Олег отождествляется с легендарным героем древнескандинавских саг Орваром Оддом, то есть Оддом-Стрелой. Такую аналогию проводят вот уже второй век самые разные исследователи «Орвар-Оддсаги» и близких к ней преданий — от К.Ф. Тиандера [10] до Е.А. Рыдзевской [11], затем Е.А. Мельниковой [12] и В.Я. Петрухина [13]. «Наиболее ранняя датировка саги — между 1265-1275 гг… Множественность списков разного времени, сохранившихся до нашего времени, свидетельствует о большой популярности произведения…» [14, 15].

Сага повествует, как Одд, прославленный и обласканный Удачей предводитель викингов, является в Гардарики ко двору конунга Херрауду. Он показывает себя находчивым, метким, ловким, проницательным героем. Дочь конунга Силькисив («Шёлковые волосы») становится женой Одда. После смерти Херрауда он наследует усопшему. У Силькисив и Одда рождаются сыновья. Первого Силькисив называет в честь почившего отца, а второго Одд нарекает память о погибшем друге детства и побратиме — Асмундом. Сага говорит и о том, что после ухода Одда за море на родину и его смерти там от укуса змеи, выползшей из черепа коня, дети и потомки Орвара Одда долго правили в Гардарики (Др. сканд «страна огороженных поселений». Обычно соотносится со славянскими землями. Другой вопрос — с Южной Балтией или с будущей Киевской Русью?).

Так или иначе, но «Херрауд» — это скандинавское имя правителя славян. И если допустить, что образы Вещего Олега и Орвара Одда восходят к одному человеку, то нельзя исключить, что под именем конунга Херрауда, тестя Одда-Олега, деда Херрауда Младшего и Асмунда, в списках саги подразумевается князь Рюрик.

«Имел Рюрик несколько жен, но более всех любил Ефанду, дочерь князя урманского, и когда та родила сына Ингоря, ей обещанный при море град с Ижорою в вено дал [как дар жениха за невесту] <…> Рюрик… был очень болен и начал изнемогать; видя же сына Ингоря весьма юным, доверил княжение и сына своего шурину своему Олегу, чистому варягу, князю урманскому» — сообщает В.Н.Татищев («История Российская», ч. I., гл. 4 «Об истории Иоакима, епископа Новогородского»), и уточняет «Олег шурин Рюрику. У Нестора именован просто свойственник. В манускрипте раскольничьем — вуй Ингорь, т. е. брат материн».

Быть может, чтобы упрочить союз с удачливым Олегом-Оддом, Рюрик-Херрауд не только выдал за него Силькисив, но и сам женился на сестре мурманина — Ефанде-Едвинде, обеспечив себе поддержку и скандинавов. Мы должны отдавать себе отчёт, что такое построение гипотетическое, но если считать Рюрика с Олегом реально существовавшими и жившими в одно и то же время вождями Севера, оно вполне в духе династических браков Средневековья.

Асмунда, сына Одда-Вещего Олега, мы, возможно, встречаем и в древнерусском летописце — сообщениях о 945 и 946 годах об Асмуде, кормильце («дядьке»?) «малолетнего» Святослава. Был ли Святослав в те годы мал, это уже иная история. Но, спрашивается, куда же исчез со страниц истории другой сын Одда и Силькисив — Херрауд Младший?

Ответ на этот вопрос можно найти, если обратиться к сведениям источника вторичного, но автор опирался на доступные ему (увы, уже не нам) источники, сгинувшие в веках. «Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российския касающихся изданная Николаем Новиковым, членом Вольного Российского собрания при Императорском Московском университете» производит Рюрика и варягов из «Варгiи», то есть Вагрии. В части XVI её второго издания 1791 года говорится, что после смерти своего брата Синеуса Рюрик «сдаша … Полате сыну Ростов, Бело озеро и Муром».

продолжение следует...


В избранное