Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


АДАМОВИЧ
Геннадий Эдуардович

доктор философии МАИТ
член корреспондент Балтийской педагогической академии
РБ, Минск adamovichg@mail.ru

доклад на PROGRAMME AND SCHEDULE
OF THE INTERNATIONAL FORUM
«TRADITIONAL WRESTLING STYLES:
STUDYING OF DEVELOPMENT EXPERIENCE»

Under the auspices of the FILA World Traditional Wrestling Committee

Palanga Hotel Spa,
Palanga City, Lithuania
15 – 18 May 2011

Опыт подготовки специалистов традиционной борьбы белорусов
(на основании практики в Белорусском государственном педагогическом университете 1995-2009 г.г.)

Особенностью подготовки специалистов по традиционным видам борьбы белорусов, в первую очередь связано с тем, что она создавалась специально для преподавания в высших учебных заведениях, а именно Белорусском государственном педагогическом университете.

Общение со студентами – это связь в оба конца. Сам учишься, и сам учишь. Для них нет авторитета, а наоборот есть желание его низвергнуть с пьедестала. За ними не только возможность обращаться к фондам библиотек, а иногда и сохраненным поколениями знаниям.

Трудности закаляют, заставляют соответствовать поставленной цели. Цели поисков знаний в воинском деле славян на территории Беларуси, их систематизации и передачи виде системы, которая отвечает всем требованиям современных представлений науки в разделе «Теория и методика физической культуры», что ставило перед создателем системы определенные условия.

Помощь.

  1. Многие студенты (от 60 до 120, с открытием заочного отделения, новых ежегодно) являлись своеобразным источником родовых знаний, которые они в виде контрольных работ или в личных беседах передавали автору.
  2. Наличие большого количества специалистов высочайшего уровня на кафедре Теории методики физической культуры и оздоровительно-профилактической работы (1 академик, 7 докторов и 5 кандидатов педагогических, медицинских и исторических наук) позволяло получать консультации по большому количеству вопросов, особенно об особенностях физической подготовки.
  3. Кафедра входит в факультет Народной культуры, руководство которого помогло автору во взаимодействии со специалистами по народным танцам, песням и прикладным ремеслам, преподающимся на нем.

Определенные требования.

  1. Соответствие преподавания уровню университета, что подразумевало наличие всевозможных документов, плюс требование к наличию учебников, по которым возможно обучение на очной и заочной форме.
  2. Строгий контроль за соответствием преподавания со стороны специалистов кафедры, факультета и университета.

Опыт преподавания.

Опираясь на знания, сохранившиеся в роду автора, и опыт занятий восточными единоборствами в 1995 году начались занятия со студентами, которые поставили перед автором множество вопросов и дали массу новой информации, а также выявили ряд проблем. Первый год обучения показал следующее:

  • Для студентов освоение систем славянских единоборств – всего лишь один из предметов, который надо просто сдать.
  • Деление на семестры и перерывы в занятиях приводили к значительной, а порой и полной утере после каникул физических кондиций и ранее приобретенных навыков.
  • Родовые знания не всегда оказывались пригодными для всеобщего обучения.
  • Опыт преподавания восточных систем с его идеализацией учителя скорее вредил, чем помогал.
  • Студентам нужно было дать не только технику борьбы, но и объяснять ему ее с позиций исторических и национальных особенностей.

Все вышеперечисленное потребовало от автора пересмотреть подход к занятиям и приступить к созданию системы Кривич, которая в настоящее время состоит из четырех разделов.

Разделы и входящие в них знания:
Народная валеология
  • народная медицина;
  • профилактика заболеваний;
  • лечебно-оздоровительные мероприятия;
  • выравнивание психофизиологических процессов, биоритмов и педагогического воздействия на основе традиционного языческого славянского календаря.
Военная подготовка

ВЛАДЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИМ ОРУЖИЕМ (стрельба из лука, арбалета; владение палкой; фехтование на мечах; владение копьем; владение топором, секирой; владение боевой косой; владение боевым цепом; использование и изготовление защитного вооружения; поединки с оружием).

МОДЕЛИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ (самооборона без оружия; рукопашный бой; владение ножом; подручные средства в бою).

Физическое воспитание

ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (народные игры; народные танцы; традиционные силовые упражнения).

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА (психофизические славянские гимнастики).

Этносуггестология

ВЕРБАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (соответствие психофизиологических процессов, биоритмов и педагогического воздействия на основе традиционного языческого славянского календаря; народная медицина; народные песни; молитвы; заговоры, применяемые в народном целительстве; воинский крик.)

СИМВОЛЫ (традиционные символы; символика воинских славянских родов; славянская геральдика; историческая армейская символика).

Переход к блочной системе усвоения знаний позволил более четко определить темы, необходимые для преподавания, а в разделе «военная подготовка» перейти к преподаванию определенных методик, для удобства преподавания представленных в виде блоков, которые в свою очередь могли состоять из:

Система – характеризуется четко разработанной программой, включающей:

  • историю возникновения (также и историю народа);
  • философское обоснование (традиционные воззрения);
  • оздоровительные методики;
  • элементы традиционной культуры (народные танцы и игры);
  • программу обучения в группах не менее чем на три года;
  • методику подготовки инструкторов.

Стиль – усеченная система, определенная манера ведения рукопашного боя.

Гимнастика – набор упражнений, направленных на получение определенных результатов в области здоровья или психофизических возможностей, доведение до готовности к изучению техники.

Техника – набор приемов, сходных по своей направленности.

Прием – одиночное действие, позволяющее достичь определенного результата.

Чем хороша блочная система знаний? Она позволяет более полно рассмотреть весь объем общедоступных знаний и постоянно дополнять его при помощи информации черпаемой студентами в своих родах.

Все выше перечисленное позволило провести четыре научных конференции “Традыцыйная фізічная культура беларусаў: гісторыя, тэорыя, практыка”, выпустить достаточное количество методической литературы и учебных фильмов, которые дали толчок к расширению преподавания системы «Кривич» в Беларуси БГПУ, БНТУ (РБ, Минск), а так же высших учебных заведениях России БПА (РФ, Санкт-Петербург), КГУФКСиТ (РФ, Краснодар).

СПИСОК использованной литературы

  1. Материалы I конференции “Традыцыйная фізічная культурабеларусаў: гісторыя, тэорыя, практыка” Мінск, 1998г.
  2. Материалы IІ конференции “Традыцыйная фізічная культура беларусаў: гісторыя, тэорыя, практыка”. Минск 1999.
  3. Материалы III конференции “Традыцыйная фізічная культурабеларусаў: гісторыя, тэорыя, практыка” Минск, 2000 г.
  4. Материалы IV конференции “Традыцыйная фізічная культура беларусаў: гісторыя, тэорыя, практыка”. Минск 2002.
  5. Адамович Г.Э. Белорусские асилки. Учебно-методическое пособие для вузов. Минск. 1994г. с. 144
  6. Адамович Г.Э. Бесконтактный массаж. Учебно-методическое пособие для вузов. Минск 1994. С.144.
  7. Адамович Г.Э. Традиционные методы психофизической тренировки. Учебно-методическое пособие для вузов. Минск.1999.
  8. Адамович Г.Э. Криницы силы. Книга 1. Учебно-методическое пособие. СПб, 2000.
  9. Адамович Г.Э. Гальперин Я.Г. Славянская диагностика в практике целителя. Учебное пособие ВНИЦТНМ «ЭНИОМ». М. 2001 г.
  10. Адамович Г.Э. Тренинг в системе подготовки славянских воинов.
  11. Адамович Г.Э. «Дамавины» система славянской психо-соматической коррекции. Учебно-методическое пособие. Минск, 2003 г.
  12. Адамович Г.Э. «За грудки». Минск , 2004.
  13. Адамович Г.Э. Федин Р.И. Владение холодным оружием. Казачьи техники. Минск.2004.
  14. Адамович Г.Э. Хижевский О.В. Борцовское многоборье белорусов. Учебный фильм. Минск 2005
  15. Адамович Г.Э. «Дужацца». Учебное пособие. Минск 2005.
  16. Адамович Г.Э. Славянское целительство. СПб, 2005.
  17. Адамович Г.Э. Гимнастика славянских чаровниц. М., 2006.
  18. Адамович Г.Э. Искусство подготовки славянских воинов. М., 2006.
  19. Адамович Г.Э. Тесецкий А.В.Национальные виды белорусской борьбы. Учебный фильм. 15 минут. Минск 2006.
  20. Адамович Г.Э. Гимнастика славянских чаровниц. Минск. 2008
  21. Адамович Г.Э. Славянское целительство: оздоровительные методики наших предков. Минск. 2009.
  22. Адамович Г.Э. Бельский И.В., Грищенков В.Н., Саханько А.В., Соколков В.А. Основы самостраховки студентов. Методические рекомендации. Минск 2010.
  23. Адамович Г.Э. Карпухин А.П., Федин Р.И. Казачий ближний бой. Учебно-методическое пособие. Краснодар, 2010
  24. Адамович Г.Э. Исцеляющие руки. Славянская рефлексотерапия. Минск, 2011


В избранное