Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Князь Довмонт (автор рисунков Юрий Чапский)

продолжение

Умер князь 20 мая 1299 года от начавшегося в городе мора. Православной церковью причислен к лику святых. Помимо того, святой благоверный князь Довмонт-Тимофей и его супруга удостоились особой почести быть изображенными на чудотворной иконе Знамения Божией Матери, именуемой Спасо-Мирожскою. Скульптурное изображение Довмонта присутствует на памятнике "1000-летие России" в Новгороде (1862г.).

Время княжения Довмонта – героический период псковской истории, пероиод блестящих побед. Недаром меч Довмонта, надетый на него игуменом перед битвой с ливонскими рыцарями, сохранялся в виде реликвии на гробнице князя в Троицком соборе и позже изображался на знамени Пскова. Этот меч являлся предметом особого почитания и вручался псковским князьям в храме Святой Троицы при возведении на престол. В настоящее время оружие хранится в Псковском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. В верхней части клинка, вблизи перекрестия, с двух сторон имеется клеймо, вы¬полненное путем точечной инкрустации желтым метал¬лом - так называемый "пассауский волчек", ставившийся на оружии, изготовленном в австрийском городе Пассау на Дунае. В 2010 году оружейниками и ювелирами Петербурга была создана копия меча Довмонта.

За годы своего княжения Довмонт превратил Псков в неприступную крепость. Рядом с Кремлем была возведена каменная оборонительная стена, получившая название Довмонтовой, а место, окруженное стеной, стало называться Довмонтовым городом. Про то, что Псков очень хорошо укреплен каменными стенами и башнями, еще в 1412 году записал в своем дневнике знаменитый путешественник Жильбер де Ланноа.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

  1. Густынская летопись.
    "В лето 6771 (1263)… В сие лето литовские князи со собою закрамолишася: Стройнат бо, согласивъшися со зятем своим зъ Довъмонтомъ, убиша спящаго въ нощи великого князя и храбраго короля, деда своего, князства ради. А сам Стройнат сяде на великом князстве Литовском".
    Полное собрание русских летописей. Т.40. Густынская летопись. – СПб: "Дмитрий Буланин", 2003. – С.123.
  2. "Ливонская хроника" Германа Вартберга.
    "В 1263 г, магистром был брат Конрад Мандернский… В его же время король литовский Миндов быль убит одним знатным литовцем, хотевшим завладеть королевством. Но сын короля, находившийся у русских и услышавший об убийстве отца, возвратился в Литву, чтобы отомстить убийство отца. Всех христиан, которых он нашел пленными в своем государстве, он милостиво отправил назад в Ригу к магистру".
    Чешихин-Ветринский Е.В. Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Том II. - Рига, 1879.
  3. Ипатьеская летопись.
    "В лето 6772 (1264)… Войшелкъ же нача княжити во всей земли Литовьской, и поча вороги свое избивати, изби ихъ бесчисленное множество, а другии розбегошася, камо кто видя; и оного Остафья уби оканьнаго, проклятаго, безаконьного, о нем(ъ) же переде псахомъ".
    Летопись по Ипатскому списку. – СПб, 1871. – С. 569.
  4. Рогожский летописец.
    "В год 6772 (1264) преставился князь Андрей Ярославич. В тот же год сел на престоле Ярослав Тверской и был князь великий владимирский и новгородский. В тот же год женился в Новгороде Великом и взял за себя дочь Юрия Михайловича. В тот же год Воишелк пошел на литовцев войной и Терепяту убил, а Домонт прибежал в Псков с семьюдесятью дружинниками и крестился. В год 6773 (1265) умер татарский царь Берке. В тот же год ходил Домонт с псковичами, и взял Литовскую землю, и Герденя убил, и опять ходил".
  5. Сказание о благоверном князи Домонте и храбрости его (список повести о Довмонте в редакции Псковской 2 летописи, ГИМ, Синодальное СОБР., №154).
    "И не по колицех днех поим с собою пскович ратных муж три девяноста, иде в землю Литовскую, и отечьство свое повоева, и княгиню Ерденевую полони, тетку свою Еупраксию, и дети ея, и вся имения их, и возвратися со множеством полона".
    Цит. по: Охотникова В.И. Псковская агиография XIV-XVII вв.: Исследования и тексты: В 2т. –СПб.: "Дмитрий Буланин", 2007. – Т.1. Жития князей Всеволода-Гавриила и Тимофея-Довмонта. – С.421.
  6. Грамота князя Герденя. 22 декабря 1264 года.
    А.
    "Князь Гердень кланясться всемь темь, кто видить сую грамоту, тие люди, што ныне живи суть, а темь, кто напосле приидуть, темь ведомо буди, какъ миръ есмы створили промежи местеря и с ратьманы Рижскыми, и с Полочаны и Видьбляны тако, како грамота написано, тако имъ надо всею землею отступити, што есть Лотыгольская земля, как не въступитися на тую землю, што князь Костянтинъ далъ местерю съ своею братьею, съ своею грамотою и съ печатью, како боле того на тую землю не поискывати. Верху того, про ту пакость, штос я в розмирьи створило, какъ имъ отъ обою сторону отступити, што Руськая земля словеть Полочьская; отъ тое земли местерю и братьи его отступити с всею правдою. Верху того, Немечькому гостю в Полочьскую волно ехати торговати, купити и продати. Такоже Полочаномъ и Видиблянину волно гостити в Ригу и на Готьскы берегъ. А где будеть кто кому виноватъ, в том городе правити, где тотъ волости человек извиниться, ту ему правда дати, или вина его. А старому миру стояти князя Герденя, князь тыихъ, кто по немъ будеть што покленани на резне и што словеть Лотыгольская земля, отъ того ся отступили с всею правдою. Местерь также братья его отступили, што словеть Полочьская земля со всею правдою. Сию грамоту тогды написана в Ризе, коли Бог был А лет и С лет и З лет и Д лета по Роже[нь]и Божии за три дня".
    Б.
    "Слово Изяслава, князя Полочького, къ епископу и къ местерю и къ всемь вельневицемъ и ратьманомъ, всемъ горожаномъ. Полотескъ Видьбескъ одно есть, а воли есми Божии и въ Молшелгове. А Изяславъ со мною одно. На семь къ мне целовати крестъ въ правду, любовь имети и миръ, какъ было при первыхъ князьяхъ Полочьскы[хъ]. Полочаномъ Видьбляномъ волное торгованье въ Ризе, на Готьскомь бере[зе] и в Любьце. А рубежа не деяти. А кому с кымъ тяжа, судъ дати безъ перевода. А суженого не посуживати. А где кому годно, ту тяжеться. Поручники, и долъжникы, и холопы выдати. А штос я въ рать деяло, и в рубежехъ, про то вамъ не мьщати, ни намъ вамъ мещати. Чего ся есме отступили въ Ризе, к тому вамъ не приискывати ни людей, ни земли, ни воды, ни борти. На семь же целуите ко мне крестъ по любьви в правду без всякого извета".
    Русско-Ливонские акты, собранные К.Е. Напьерским. – СПб., 1868. – С. 11-13.
  7. Новгородская берестяная грамота №636, найденная на Троицком раскопе. Стратиграфическая дата: 60-е годы XIIIв. - рубеж XIII и XIVвв.
    "Пришьль искоупникь ис Полоцька. А рать поведае великоу. А водаить пошьниць во засадоу".
    Янин В.Л., Зализняк А,А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1984-1989гг.). – М.: Наука, 1993. – С.36.
  8. Рядная Тешаты и Якима (1268-1269).
    "Се порядися Тешата с Якымом про складьство, про первое и про задьнее, и на девце. Якым серебро взял, а мониста Тешатина у Якымовы жены свободна Тешати взяти и рощет учинила промежи собе. А боле не надоби Якыму Тешята, ни Тешате Якым. А на том послуси: Давид поп, Дорожка, Домослав Векошкын, Боян, Кузма Лоикович, Жидило Жихнович, Иван Смолнянин. А кто сии ряд переступить, Якым ли, Тешята ли, тот дасть Р гривен серебра. А псал Довмонтов писец".
    Русско-Ливонские акты, собранные К.Е. Напьерским. – СПб., 1868. – С. 15.
  9. Краеведческий материал Николая Ильинского.
    "Древний летописец пишет, что тело его Псковичи положиша у святые Троицы. Бысть же тогда жалость велика в Плескове мужем и женам и малым детем по добром господине благоверном Князе Томофее. – Гробница его и поднесь стоит в приделе Соборной церкви святыя Троицы и тут же висит его мечь. – Другая летопись упоминает, что в 1322 году жил во Пскове сын его Доманта Князь Давыд. – А в надписи древней над гробом его написаны сии слова: Святый благоверный Князь Тимофей прежде крещения именовался Домант, родился в земли Литовской от Литовского Князя Миндогва и в лето 1266 оставив землю Литовскую преселился во град Псков со всем своим родом и в нем Святое Крещение принял; мужества же ради и добронравия княжением Псковским был почтен. Во время же своего Княжения во граде Пскове многия преславныя одержал победы над Литвою и Немцами, многия грады их разорил, и чудь и поморие попленил: за дарованныя же от Бога победы в знак благодарения, и для памяти будущим родам многия Святыя поставил церькви, и пожив свято и богоугодно в посте и молитвах преставился в небесную славу в лето 1299 месяца Майя в 20 день, и положено честное тело его в соборной церькви Пресвятыя Троицы. – В надписи же в Ивановском монастыре над гробом основательницы того монастыря Княгини Евпраксии означено, что сия Евпраксия была сему святому Князю тетка; супруга же ему была благоверная княгиня Марфа"
    ©Матэрыял сайта "JiveBelarus.net"
    .

    Историческое описание города Пскова и его древних пригородов с самого их основания. Заключающее в себе многия достойныя любопытства происходимости, составленное из многих древних летописцов, надписей, записок и Российской истории Николаем Ильинским. – Ч.II. – С-Пб., 1791. - С.32-33


В избранное