Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Материалы 1-й международной конференции
"Славянская этносуггестология в повседневном бытии
и обеспечении здорового образа жизни"

(ноябрь 2006 г., РБ, Минск)

Использование традиционных принципов
обустройства дома
в условиях современного города

С. Э. Ермаков

(продолжение)

Символ, будучи изображением, воздействует как «картинка». Человек знает, что на картинке изображено то-то и то-то, изображение ассоциируется у него с тем то и тем то, цвет его – с тем-то и так-то. Этот образ вызывает у человека то или иное состояние. Но символ и нечто большее. Не переставая быть метафорой, он являет собою пространственный, временной и энергоинформационный феномен, непосредственно воздействуя на человека, его организм и психику.

Такую многоплановую, многоуровневую систему являет собою традиционный дом. Но это в прошлом. Сегодня всё большее число людей живёт в городах, в многоэтажках, считая каждый квадратный метр квартирной площади. Мы невольно лишаемся действенного способа улучшить нашу жизнь и здоровья, достичь душевной гармонии. Это – по меньшей мере.

Если дом – модель Вселенной, моделью чего является наша обычная городская малометражка?

В современных условиях стремление создать комфортную среду обитания «в одной отдельной взятой квартире» зачастую сводится исключительно к евроремонтам, приобретению новейшей бытовой техники и т.д. Мы как бы исключаем из сферы своего осознания «духовную» сторону нашего дома. В лучшем случае мы обращаем внимание на геопатогенные зоны.

Случилось так, что в 1992–93 гг. автор с коллегами работал по госзаказу, изучая вопросы воздействия патогенных зон [Ермаков и др., 1993]. Результатом исследований стала разработка «Рекомендаций по учёту патогенных факторов в реконструируемой жилой среде». Как рекомендательные, предложенные нами нормы были включены в СНиПы. Но только как рекомендательные. Иначе говоря, никто на них и внимания не обращает. Следовательно, никакой гарантии, что в новостройках строителями и проектировщиками будет создана комфортная среда, нет.

Всё чаще люди обращаются с целью создания такой среды к специалистам по фэн шуй. Это замечательно… может быть. Но, как говорится, «что русскому здорово, то немцу смерть». Не уместно ли вспомнить народную мудрость в рассматриваемом случае? А заодно обратиться к опыту предков, умевших создавать комфортную среду обитания? Наши разыскания убеждают, что традиционный славянский дом, построенный с соблюдением «пустых суеверий» был прекрасно защищён от разнообразных негативных воздействий. На это работало всё: от символических значений элементов дома до его планировки и декора.

Тем не менее, многовековой опыт жизни в «естественной», природной среде обитания привёл к тому, что были выработаны подходы, позволяющие создать

Да, любое традиционное общество, в том числе славянское, не сталкивалось с проблемой перенаселения, с «нехваткой жизненного пространства». Но осмелимся предположить, что и в пространстве обычных малогабаритных квартир применим народный опыт, что в них возможно таки воспроизведение традиционных схем и внедрение их в повседневное бытие с целью организации окружающей среду наилучшим образом.

Естественно, бессмысленно и невозможно слепо переносить устройство избы в городские условия. Взять следует только действительно необходимое, в случае нужды переработав его, «подстроив» под конкретные условия. Нельзя забывать и об эстетической составляющей.

Что же будет действительно необходимым?
Прежде всего, в основу отделки и размещения мебели в квартире должна быть положена архетипическая основа дома.

Дом – модель Вселенной. Квартира – вариант такой модели, видоизменённый вследствие особенностей её планировки и расположения. Человек обитатель квартиры при расстановке мебели и ремонте уподобляется Творцу, созидающему мир.

В доме должна существовать символическая вертикаль – ведь Вселенная, согласно традиционным представлениям, имеет несколько уровней. Иначе говоря, нужен образ Мирового древа. Что именно станет таковым – вопрос конкретного художественного проекта. Будет ли это элемент отделки, некое изображение – не столь важно. Мы, правда, склоняемся к выводу, что вертикаль нужно вводить именно как элемент декора главной комнаты (почему именно – не суть важно в данный момент).

Помимо трёхчленного деления мира на нижний – средний – верхний (пол – пространство комнат – потолок) представляется целесообразным продумать и организовать ещё оппозиционную схему «по горизонтали» («красный кут – печь»). Тут также возможны различные варианты решений.

Окнам, дверям, порогам и т.п. должны быть приданы обережные функции. О том, как именно это сделать, сведений более чем достаточно.

Использовать или не использовать в явном виде символы, которыми издревле снабжали дом в качестве оберегов/элементов декоративной отделки – дело личное. Однако осмелимся заметить, что даже в неявном виде их присутствие позволяет добиться значимых результатов в деле защиты от патогенных зон разной природы.

Существенное замечание: в современных условиях всё равно, едва ли удастся избежать предварительного обследования жилого помещения на предмет наличия упомянутых геопатогенных зон. Это – своего рода аналог выбора места для дома и поиск способов задать нужную ориентацию в пространстве. С них надо начинать, но о том, как именно проводить их поиск, пользуясь не интуитивными, а аналитическими методами на основе традиционных представлений, не является предметом нашего сообщения.

Предложенные подходы не вправе претендовать на полноту. Автор отдаёт себе в этом отчёт, но в данный момент сознательно ограничивает себя, стараясь быть кратким. Сейчас для нас важнее изложить логику, подход, поделиться наработанным и подчеркнуть актуальность затронутой темы.

Литература

Байбурин, 1983 – Байбурин А. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. – Л.: Наука: Ленингр. отд-ние. – 190 с.
Беловинский, 2002 – Беловинский Л.В. Изба и хоромы: из истории русской повседневности. – М.: Издательство НПО Профиздат, 2002 – 352 с.
Брутальский, 2002 – Брутальский Н.П. Ещё раз о сакральном и профанном // Русская Традиция. – М.: Ладога 100, 2002. – Вып. 2. – С. 54–57.
Ермаков и др., 1993 – Рекомендации по реконструкции жилых и общественных зданий с учётом современных требований по биоэнергетике патогенных воздействий: отчёт по НИР (зад. «2 4 112/92)/ Исп.: Корзин О.А., Ермаков С.Э., Лимонад М.Ю., Фаминская Т.В., Цыганов А.И. – М.: МАРХИ, 1993. – 32 с.
Ермаков, 1994 – Ермаков С. Роль места в возникновении изменённых состояний сознания // Тез. докл. Междунар. конф. «Подсознание и духовное объединение людей». – М., 1994.
Ермаков, Фаминская, 2001 – Ермаков С., Фаминская Т. Тайны Живой Земли. – М.: Северный Ковш, 2001. – 220 с.
Ермаков, 2002 – Ермаков С.Э. Место для дома и обереги дома // Русская Традиция. – М.: Ладога 100, 2002. – Вып. 2. – С. 152–168.
Ермаков, 2005 – Ермаков С.Э. Тропою забытого волшебства: очерки о геомантике. – М.: Изд во К. Кравчука, 2005. – 400 с.
Пермиловская, 2005 – Пермиловская А.Б. Крестьянский дом в культуре Русского Севера (XIX – начало XX века). – Архангельск: Правда Севера, 2005. – 312 с.
Семёнова, 1998 – Семёнова М. Мы – славяне!: популярная энциклопедия. – СПб.: Азбука, 1998. – 560 с.
Толстой, 2003 – Толстой Н.И. Очерки славянского язычества. – М.: «Индрик», 2003. – 624 с.


В избранное