Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Материалы 1-й международной конференции
"Славянская этносуггестология в повседневном бытии
и обеспечении здорового образа жизни"

(ноябрь 2006 г., РБ, Минск)

О происхождении жизни
в представлениях древних славян
и взаимосвязи этих представлений
с дыхательной техникой

Д. А. Гаврилов

В традиционном мировоззрении славян явная, земная жизнь соотносилась с воздухом, духом, ветром. «Тут из него и дух вон», – знакомая всем фраза из русских сказок означает, что выход духа из тела есть смерть.

В поучениях против исконной веры (язычества) славян XV века говорится, что некий Бог вдувает в человека «дух жизни»1:

«Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и бысть человекъ въ душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды – и въ томъ ражаются дети...» – коли церковник считает, что это делает не Род, сидящий на небе, то именно так, т.е. именно Род, и считали наши языческие предки.

Имя языческого бога Рода встречается в многочисленных церковных поучениях против традиционных этнических верований славян с XII по XVII вв.2

Культ его подробно описан, сделан вывод об особой роли Рода в Традиции славян 3 – Единого и Сущего творца мира. В моих прежних работах также проведен функциональный анализ образов Рода, Стрибога и Свентовита4.

Воздух зачастую описывается в виде дыхания, дуновения, ветра, обладающих множеством символических значений. Дуновение же, дыхание связано с символом жизни, животворящим духом. Само слово воздух связано со словами «дух», «дыхание». Для получения богатырской силы Илье Муромцу понадобилось вдуновение Силы самого Святогора.

Такое представление о дыхании духе свойственно индоевропейцам вообще, а славянам – в частности. В священных песнях собрания «Старшей Эдды» находим, например: «И трое пришло из этого рода асов благих и могучих к морю, бессильных увидели на берегу Аска и Эмблу, судьбы не имевших. Они не дышали, в них не было духа, румянца на лицах, тепла и голоса; дал Один дыханье, а Хенир – дух, а Лодур – тепло и лицам румянец»5.

Преображение Ничто в жизнь так рассматривается и в Упанишадах6: «1.Вначале не было вообще ничего. Смертью это осенялось, или голодом, ибо голод – это смерть. Он сотворил дух, думая: «Пусть у меня будет самость» [дух]. Затем он пошел кругом, поклоняясь. Когда он поклонялся из него произошла вода... 2. ...Плававшая по воде пена загустела; она стала землей. На ней упокоилась она [смерть]. Из покоившейся и согревавшейся [с помощью аскезы] смерти возникла его яркая сущность [в виде] огня. 3. Она разделилась на три части: огонь – это одна треть, солнце – ещё одна треть, и воздух – другая треть. Она является также жизнью [букв. дыханием], разделенной натрое».

В энциклопедии «Славянские древности» находим указание на воззрения славян7: «Душа, представляемая как дыхание, отождествлялась с воздухом, паром, ветром, вихрем», «Дух на небо иде...»

На основе имеющихся сведений с некоторым допущением в ранних работах я соотнёс Стрибога и Рода 8.Стрибог упомянут в «Слове о Полку Игореве» в связи с ветрами, стрибами, Его потомками («внуци») («Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя полкы Игоревы»), он соотнесен, таким образом, с воздухом и небом. Это прародитель ветров, подобный высшему ведическому богу – Единому Рудре9, а значит дух творец Жизни. Стрибог, возможно, через дыхание, вдуновение духа причастен к рождению, а, значит, и судьбе в зависимости от того, какой дух он «вдует». «Ветры буйные от Свята духа (Господа)», – считают безымянные авторы апокрифической Голубиной книги. В русских сказках ветра обладают пророческой силой, им единственным ведомо про всё на свете – то есть и про судьбу, жизнь человеческую.

Род причастен к таинству рождения и судьбе, тому, что на роду записано. Род сидит на небесах или ходит по небу, он в силу своих функций может как гневаться, карать, так и миловать смертных, проливая с небес живительную влагу в лоно матери (Земли).

В романе «Наследие Арконы» в литературной форме нам удалось изложить в том числе и славянскую вариацию мифа о сотворении мира и человека:

«Сначала ничего не было. Ни Пространства, ни Времени. Не было ни Вселенной, ни Мага Рода. Ни его Воли, ни его Выбора. И с этого все началось. С полного отсутствия всего – Ничто.
Гесиод описал происхождение мира из Хаоса, но Ничто – не есть Хаос, потому как нет и Порядка Лада. Говоря современным языком, Ничто – это абсолютное Безразличие, полное Беззвучие, круглый Ноль.
Но раз все отсутствует – значит, нет и самого Ничто. Да, да, Его нет!
Так, кто различит – есть ли оно, нет ли его? Только тот, кто чувствовал самое Ничто – это Род, порождённый из Его недр. Ибо только он наблюдал за появлением Всего, ибо он и был этим Всем.
Ничто не имело Выбора, пока не было ничего, кроме него самого. И дабы понять, каково оно есть, настолько ли оно всеобъемлюще, Ничто и породило из себя Первого – Рода, чтобы он описал Ничто. И Род сумел это сделать, ибо у него Выбор уже был – выбор между Всем и Ничем.
Рода называют по всякому. Сущим, Логосом, Богом, Всевышним, Господом и Судом... Я именую его Первым и Величайшим из Магов, потому что лишь маг способен, не обладая ничем, кроме Ничто и самого себя, получить Всё.
И Род исследовал себя, обнаружив Суть, заключённую в нём самом. И Род начал творить Вселенную. Да, у него не было ничего для такого деяния, но этого оказалось достаточно. И любому достаточно самого себя! Род нашёл в себе две основных тенденции будущего Мироздания – стремление к порождению, именуемую Явью, и тягу к уничтожению – Навь. И не просто так беззвучно сидел молчаливый Род в образе сокола на вершине Мирового дерева. Молчите и Вы, пока не найдёте, не отыщите Явь и Навь в себе, но не позволяйте им соприкасаться так часто, как того им хотелось бы! А потому, снова молчите... Вдох от Яви, выдох – это Навь. И маг знает, как и когда надо полнить грудь силой Дня, но ему ведом также Покой бездыханного. В этом состоит Правь. С первым вздохом в человека вдувается Жизнь, с последним выдохом – когда испускает он дух, обретается Смерть. Жизнь голосиста, Смерть – тиха и безголоса. Звук имеет и начало, и конец, он усиливается, он и затухает. Зов Рода притягивает и сближает, Беззвучие разделяет, но братьям не нужно слов, они понимают молча... Любимый делится дыханием, друг – молчанием!»10

И т.д. Очевидно, что при развитии данного подхода в сочетании со звуком или движением, мы получим технику, представляющую собой интерпретацию порождения мира и всех вещей в нём в их триединстве.

Имя оператора мифологического мышеления Представление в дыхательной технике и языке
Чистое Ничто, Все НеСущееМолчание, беззвучие, бездыханность
Некто, Род, Все Сущий во Всем НеСущем
Рождение, от Нави – к Яви, Белобог, Все
Сущий Создатель
Звук, дыхание
Вдох, от безударности к ударности
Смерть, от Яви – в Навь, Чернобог, Все
НеСущий Разрушитель
Выдох, от ударности к безударности
Время, Земля, Жизнь, Этот Свет, ЯвьДыхание, от безударности к ударности через
ударность
Пространство, Небо, Память,
Безвременье, Тот Свет, Иной, Навь
Задержка дыхания от ударности к ударности через
безударность

То есть гармонический, ритмофонетический ряд, который может быть использован для настройки организма и сознания в процессе обряда или уже на стадии подготовки к нему.

Примечания

1О вдуновении Духа в человека / Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси, т.2. – Древнерусские слова и поучения, направленные против остатков язычества в народе, – М., 1913. – С. 96–98.
2Мильков В.В. Древнерусские апокрифы (Памятники древнерусской мысли; исследования и тексты. Вып 1.). – Спб., 1999. – C. 95,101,333,366–367; ГальковскийН.М.Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси, т.2 – Древнерусские слова и поучения, направленные против остатков язычества в народе, М., 1913 (репр. изд., – М.: Индрик, 2000).
3Рыбаков Б.А. Язычество древних славян, – М., 1997. – C. 593–634.
4Гаврилов Д.А, Наговицын А.Е. Боги славян. Язычество. Традиция. –М.: Рефл Бук, 2002. – C.37–112, 181–189, 377–382; Гаврилов Д. Род и Свентовит. Имена Единого Бога у древних славян // Вестник Традиционной Культуры: статьи и документы. Вып. № 3 / под ред. д ра. филос. н. Наговицына А.Е. – М., 2005. – С.30–33.
5Старшая Эдда // пер. А. Корсуна, под. ред. М.И. Стеблин Каменского/ Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. – М.: Художественная литература, 1975.
6Брихадараньяка упанишада, I, 2, 1 / Упанишады. – М.: ИФ «Восточная литература», РАН, 2000.
7Плотникова А.А. Ветер. Славянские древности, т.1. – М.: Международные отношения, 1995, – C. 358; см. также: Толстая С.М. Душа / Славянские древности, т.2. – М.: Международные отношения, 1995, – C. 162–163.
8Гаврилов Д.А, Наговицын А.Е. Боги славян. Язычество. Традиция. – М.: Рефл Бук, 2002. – C. 377–382.
9Атхарваведа, XV, I.; Махабхарата. Дронапарва, 173; Брихадараньяка Упанишада III, 9; Шветашватара Упанишада,V,12; Шветашватара упанишада III,1–11.
10Гаврилов Д.А. Наследие Арконы: фантаст. роман / Дмитрий Гаврилов, Владимир Егоров. – М.: Издательство АСТ, 2005. – С.239–240, 268, 304.
11Гаврилов Д.А. К философии понятия «начала начал» в традиционной (языческой) культуре индоевропейцев // Experimentum–2006: сб. науч. ст. филос. ф та МГУ / Под ред. Е.Н. Мощелкова, А.А.Ширинянца. – М.: Издательство «Социально политическая мысль», 2006. – С. 35–45.


В избранное