Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Материалы 1-й международной конференции
"Славянская этносуггестология в повседневном бытии
и обеспечении здорового образа жизни"

(ноябрь 2006 г., РБ, Минск)

Оздоровительное и развивающее
значение пальчиковых игр
для здоровья малыша

Н. Ю. Карпухина

(продолжение)

Итак, потешка «Сорока-белобока» помогает малышу поддерживать нормальную работу внутренних органов, развиваться физически, интеллектуально, эмоционально, активно овладевать речью – одним из главных умений ребёнка раннего возраста, которое существенно влияет на его последующее развитие. И в это же самое время она, как и любая другая народная потешка, доносит до бессознательного ребёнка определённую генетическую информацию, формирующую традиционное мировоззрение.

Попробуем разобраться – какую именно. Речь в потешке идет о Сороке-белобоке, которая варит кашку для деток или гостей.

С одной стороны, сорока символизируется с вредоносной силой: так как по народным приметам – она предвестник чего-то плохого, к тому же в её названии содержится слово «сорок» (число вредоносных сил). С другой стороны, смысл потешки связан с праздником «Сараки», который справляется славянами на весеннее равноденствие 22 марта (когда после 40-дневного периода исчезновения созвездие Плеяд опять появляется на небосклоне). А по традиции славяне видят в Плеядах место пребывания душ покойников, ожидающих суда [2].

Можно сказать, что речь идет о некой силе, приносящей вред или пользу, в зависимости от уважения к предкам, их почитания.

Для поминания предков у славян в году существует 5 поминальных дней – «дзяды». Эти дни требуют строгого поведения, соблюдения определённых ритуалов, в частности, приготовления поминальной каши, которой «кормят дедушек» (в потешке детушки или гости) и откупаются от этой силы.

Кто поминает предков, как положено, причём все пять поминальных дней (пять пальцев), тому предки (эта сила) помогают во всем: «этому дала» – здоровье, достаток, счастье и т.п.

Но если человек не совершил действия, соответствующие четырём стихиям:
Он дров не рубил (ветер),
Воду не носил (вода),
Печку не топил (огонь)
Кашу не варил (земля) (здесь имеется в виду процесс приготовления)

И, соответственно, в результате не приготовил обрядовую поминальную кашу из зерна (мистического союза четырёх стихий Огня, Воды, Земли и Ветра) для предков (иначе говоря, он просто не поминал предков, не оказывал им почтения и уважения). Соответственно, этот человек «ничего не получает» от своих предков, своего Рода. Более того, он ни от чего не застрахован: «хто дзядоу не уважаее, таму уселяк бываець» [3].

Но в продолжении потешки есть надежда, что даже если что-то сделал не так, всё можно исправить. В ней содержится нравственный урок: пальчик начинает исправляться.

Вот что ещё примечательно: по замыслу потешки внимание акцентируется на криницах силы – запястье, локте и плече (возможно, происходит их активизация) и полное расслабление с помощью щекотания.

Подведём итог сказанному. Получается, что такие немудрёные на первый взгляд традиционные игры, как «Сорока–белобока», в которые уже на протяжении многих веков играют мамы и бабушки со своими крошками, доставляют им не только радость и удовольствие, а непосредственно влияют на развитие мозга, интеллекта, речи ребёнка, на нормальное функционирование внутренних органов, помогают овладеть бесценным даром народного слова, и, пробуждая генетическую память, формируют традиционное миропонимание и мироощущение. Другими слова имеют мощное влияние на психическое, физическое и нравственное здоровье малыша.

Литература

  1. Адамович Г. Э. Бесконтактный массаж. – Мн., 2000.
  2. Адамович Г. Э. Введение в славянскую магию. – Мн., 2000.
  3. Адамович Г. Э. Почитание предков. – Мн., 2005.
  4. Гальперин Я.Г., Адамович Г. Э. Традиционная диагностика славянского целителя. – М., 2001.
  5. Детские частушки, шутки, прибаутки // сост. Бахметьева А.И. – Ярославль, 1997.
  6. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М.: Советская Россия, 1973.
  7. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить: Пальчиковый игротренинг. – М.: У фактория, 2006.
  8. Науменко Г.Н. Котенька коток. – Харьков, 2002.
  9. Попович М. В. Мировоззрение древних славян. – К., 1985.
  10. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. — М.: АСТ, 2000.
  11. Семенова М. Мы – славяне. – СПб., 1987.
  12. Толбанова А. Пальцы помогают говорить // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 10.
  13. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань, 1996.


В избранное