Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


А.В. Журавель

Суточный счет в средневековой Руси

Статья опубликована в: Сборник РИО. Т.9 (157). М.: Русская панорама, 2003. полностью можно ознакомится по адресу:
http://hbar.phys.msu.ru/gorm/chrono/zhurav1.htm

Выдержки.

С другой стороны, следует еще раз подчеркнуть, что древние и современные представления о течении времени могут не совпадать: когда мы говорим "7 часов утра", мы ориентируемся на прибор, именуемый часами, по показаниям которого от полуночи, принятой ныне в качестве точки отсчета, миновало 7 полных часов. У людей, у которых такого прибора нет, не может быть и четкого различия между "семью часами" и "седьмым часом": пока человек, специально наблюдающий за временем, не дал сигнал (например, удар колокола) об окончании "7-го часа", определить начало следующего часа было практически не возможно. Поэтому "7 часов" в ту пору было эквивалентом нашего "седьмого часа", т.е. промежутком между нашими "шестью" и "семью часами". Мы, глядя на прибор, говорим "6.10, 6.30, 6.50"; в древности эти все точки в равной мере входят в величину "7-й час". К тому же в источниках - вплоть до XVI в.- "час" никогда в таких случаях не стоит в родительном падеже, а значит, обозначает длительность, а не мгновение.

Совершенно определенно решается вопрос о том, как в изучаемый период люди воспринимали часы: это были именно промежутки, а не точки-островки в реке времени. То есть в средневековую эпоху "8 час" - это действительно промежуток времени между окончанием 7-го и началом 9-го часа, а вовсе не "8 часов", не момент окончания этого отрезка, как это привыкли воспринимать мы.

Д.И. Прозоровский, опираясь в основном на материал XVI-XVII вв., констатировал бытование на Руси двух типов суточного счета. Первый, получивший название "косого" или переменного часа (далее - КЧ ("косые" часы), КС (счет КЧ)), характеризуется тем, что сутки делятся на 12 дневных и ночных часов, отсчет которых ведется соответственно с восхода и захода солнца, причем длительность этих часов впрямую зависит от времени года и широты места. Поэтому равными дневные и ночные часы могут быть только на экваторе или же - севернее или южнее экватора - дважды в году: в дни весеннего и осеннего равноденствий. Во все прочее время дневные часы не равны ночным, удлиняясь летом и укорачиваясь зимой.

Второй тип суточного деления соответствовал современному: сутки делились на 24 равных по длительности промежутка времени с той разницей, что дневные и ночные часы считались по отдельности, а точками отсчета оставались моменты восхода и захода Солнца, и потому в умеренных широтах дни в период летнего солнцестояния достигали 17,5 часов, а ночи сокращались до 6,5 часов. Зимой соотношение дневных и ночных часов менялось. Основным при этом оказывается счет равными часами (далее - РЧ (равные часы); РС (счет РЧ)), поскольку первый, по Д.И. Прозоровскому, русским был лишь известен, но на практике почти не использовался.

Между тем люди умели рассчитывать не только дневные, но и ночные часы! Это означает, что способ измерения КЧ стопами мог быть в лучшем случае вспомогательным. Поэтому остается предполагать, что на Руси были известны способы определения времени, сходные с теми, что были в ходу в Византии, наследнице традиций древних Рима и Греции. Нельзя категорически исключать возможность того, что на Руси применялись астролябии, пользуясь которыми рассчитывать дневные и ночные часы не столь уж сложно1. На Руси вполне могли существовать устройства типа греческих клепсидр, основанных на равномерном течении воды сквозь какие-либо емкости или использоваться свечи (факелы), равномерно сгорающие в течение одного и того же промежутка времени2.


1 О применении астролябии для этой цели писал, например, в своем учебнике астрономии Абу Райхан Беруни (Беруни А.Р. Книга вразумления начаткам науки о звездах // Избранные произведения. Т.6. Ташкент, 1975. с.157-158), и потому вполне можно допустить, что знания такого рода могли быть известны и на Руси.


В избранное