Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Материалы 1-й международной конференции
"Славянская этносуггестология в повседневном бытии
и обеспечении здорового образа жизни"

(ноябрь 2006 г., РБ, Минск)

Исследование необходимости применения метафоры и символики в процессе
преподавания славянской гимнастики «Стоячая вода»

Н. А. Качанова

(продолжение)

В психологии известно, что «образ всегда наполнен личностным смыслом, значимостью для субъекта. Он гораздо теснее, чем понятие, связан с чувственным отношением человека к окружающему миру, его сопереживанием. Нельзя создать и удерживать образ, а тем более долго оперировать образом, к содержанию которого он безразличен» (Якиманская И.С., 1989).

По стилю своей работы терапевт нуждается в большом количестве интерпретативных схем, а метафора, в силу своей универсальности позволяет терапевту говорить на разных языках, вернее говорить на одном универсальном языке – языке метафор. В расширенном толковании метафора – это любое языковое выражение с переносным смыслом.

Опыт человека, связанный с познанием собственного внутреннего мира, составляет основу для огромного разнообразия метафор, в котором психические процессы и состояния, переживания и идеи могут трактоваться как предметы и живые существа.

Понимание и проживание через неё содержания, свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют участникам тренинга распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них. Метафора не только облегчает этот процесс, но и затрагивает определенные слои подсознательного.

Опыт взрослого человека, связанный с познанием собственного внутреннего мира составляет основу для огромного разнообразия метафор, в котором психические процессы и состояния, переживания и идеи могут трактоваться как предметы и вещества. Такие метафоры Лакофф и Джонсон называют онтологическими, так как даже беглый обзор научной литературы вскрывает изобилие фактов метафоричного (именно в онтологическом смысле) описания психических явлений.

Понимание и проживание через метафору содержания, свойственного внутреннему миру любого человека, позволяет индивиду обозначить и распознать собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них. Одной из важнейших функций метафоры является помощь в расширении сознания, углублении представлений о психическом мире человека и активизации внутренних ресурсов. Используя особенности метафоры, «сокращающей» словесное изложение, сжимающей содержание до конкретного образа, удается перешагнуть через длительные объяснения сразу к интуитивному пониманию, «улавливанию» важнейших смыслов [1].

Цель славянской гимнастики не столько в предоставлении индивидууму обширной теоретической информации на заявленную тему, сколько в создании условий проживания различных состояний и получения максимума личного осознанного опыта. В некотором смысле, метафорическое содержание гимнастики «сокращает» количество лекционных часов, т.к. человек через активное участие в программе переходит на следующую ступень своего развития, но не столько через умозаключения, что еще не является гарантом пролонгированных изменений в поведении, сколько через получение многообразного телесного опыта, интуитивные открытия и, в дальнейшем, их осознанного принятия.

Во многих культурах в переломные моменты жизни, которые являлись для членов сообществ критическими, кризисными, существовали определенные ритуалы перехода из одного статусного состояния в другое [3].

Ритуалы, то есть установленный традицией порядок выполнения определённых действий, обладают очень сильным психотерапевтическим воздействием. Ритуал – это своего рода поведенческая метафора, в которой одни предметы или действия заменены другими, т.е. выступают в значении других. Ритуалы для подсознания – не условно-игровые действия, а реальность. Следовательно, подсознание соответствующим образом влияет на психические процессы, энергетику и физическое состояние организма [там же].

Психологический аспект гимнастики может выступать в роли подобного ритуала перехода. Несмотря на различность мотивов прихода участников на тренинг их объединяет наличие определенных проблем внутриличностного или социально обусловленного характера, а также осознаваемое или неосознаваемое согласие на изменение. Еще одним фактором, объединяющим пришедших на занятия, является отсутствие ресурсов для решения возникших проблем. Гимнастика представляет нам достаточно средств, позволяющих наполнить участников ресурсными состояниями, и обучающих генерировать данные состояния не только в контексте групповых занятий, но и в реальной жизни. В этом случае гимнастику можно расценивать как источник получения новой информации, полезных навыков, личностного роста и энергонизации для осуществления качественного скачка в развитии личности.

Мы используем ритуалы в качестве определённого языка для прохода в глубинные слои психики, а также как «якоря», закрепляющие позитивные программы и создающие условия для их своевременного запуска.

Зачем использовать символы во время выполнения упражнений? Язык символов, как утверждал выдающийся русский психолог Л.С. Выготский, возникает уже на первом году жизни человека. Человека характеризует новый способ адаптации к среде – символический, который является для него новым измерением реальности. Фольклор, мифы, искусство, религия – элементы этого мира. Человек погружен в пространство символических форм, мистических, эзотерических, ортодоксальных, мифологических, художественных, религиозных… Символ касается глубинных структур психики, он многозначен и многомерен, язык архетипов – общечеловеческих первообразов – построен на языке символов.

Включая в выполнение упражнений славянскую символику, мы задействуем колоссальные силы нашего организма – силы воображения. Воображение – образно информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует своё поведение, творчески преобразует действительность.

Любая деятельность требует предварительного осознания цели, т.е. формирования психической модели будущего результата деятельности. Воображение объединяет чувственную, рациональную и мнемическую сферы психики. Образы, возникающие в процессе воображения, активизируют эмоциональную сферу, мобилизует его энергию на достижение будущих результатов. Посредством воображения будущее детерминирует поведение человека. Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга. Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие органические изменения. Так, образно представляя те или иные физические действия, можно вызвать учащение работы сердца, органов дыхания, и т.д.

Благодаря воображению человек в состоянии представлять действительность в образах; регулировать эмоциональные отношения, познавательные процессы и психические состояния; формировать свой внутренний план; планировать и программировать деятельность.

Воображение – это потенциальная возможность. Посредством воображения можно созидать и разрушать себя. Это вхождение в какую либо точку зрения так глубоко, что сама эта точка зрения становится реальностью. Как только человек настраивает свое воображение, тело начинает действовать. Воображение – это сила, энергия, и ум проходит через нее. А когда через неё проходит ум, то тело следует за ним.

Современные исследования сознания, а в особенности глубинных уровней сознания, принесли немало открытий в область практической психологии, психотерапии и практики личностного развития. Строго говоря, это не столько новое, сколько хорошо переосмысленное старое. Это переосмысление касается и языка, на котором обсуждаются опыт и модели, и контекста применения психотехник и методологии работы с клиентами и группами.

В последние десятилетия западная наука сошла с позиций интеллектуального высокомерия по отношению к этому этапу своего развития. Западный человек признался в своей «зачарованности» и тоске по миру единства. Это одна из причин появления многообразных психотехник, использующих метафоры и методы из арсенала шаманизма, магии и мифопоэтического видения мира.

Резюмируя вышеизложенное, можно предположить, что упражнения, используемые в гимнастике, помогут достигнуть поставленных целей, если будут включать в себя все вышеперечисленные элементы: непосредственно физические упражнения, миф о славянском мироустройстве, исторический миф о происхождении гимнастики, метафору отдельных движений, блоков гимнастики и каждого упражнения, а также их символы, т.к. каждый их них имеет более узкое или отличное от названных выше целей и назначения. Кроме того, необходимо указывать на активное задействование воображения во время выполнения гимнастики для достижения материальных, социальных или духовных целей человека.

Литература

  1. Вачков И.В. Метафора как средство психологического воздействия учителя // Психология и практика // под ред. В. В. Козлова. – Ярославль: ЯрГУ, МАПН, Российское Психологическое Общество, 1998 – Т.4. – Вып. 2. – С. 37–38.
  2. Козлов В. В. Истоки осознания. – Волгоград: Издательство «Семь ветров», 1999. – 288 с.
  3. Козлов В. В. Социальная работа с кризисной личностью: методическое пособие. – Ярославль, 1999. – 303 с.
  4. Мелетинский Е. Золотые оковы мифа // Если, 1994. – № 9.
  5. О’Коннор Дж., Сеймур Дж. НЛП тренинг. – М.: Центр НЛП тренинга, 1999. – 254 с.
  6. Ортега и Гассет Хосе. Две великие метафоры // Теория метафоры
  7. Томпсон М. Философия религии / пер. с англ. Ю. Бушуевой. – М.: ФАИР ПРЕСС, 2001. – 384 с.


В избранное