Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Материалы 1-й международной конференции
"Славянская этносуггестология в повседневном бытии
и обеспечении здорового образа жизни"

(ноябрь 2006 г., РБ, Минск)

Исследование необходимости применения метафоры и символики в процессе
преподавания славянской гимнастики «Стоячая вода»

Н. А. Качанова

Неоднократно используя групповые формы работы в своей профессиональной деятельности и знакомясь с опытом своих коллег, мы пришли к выводу, что практически каждый специалист на определенном этапе сталкивается с задачей повышения эффективности собственной работы, обновления инструментария, открытия новых возможностей и способности посмотреть на давно известные, но от этого не потерявшие свою значимость, стороны процесса оказания психологической помощи населению.

Стремление человека интегрировать тело и дух приводит многих к осознанию необходимости вводить в свою жизнь элементы физической нагрузки, которые одновременно будут положительно воздействовать на психологическое состояние. Многих привлекает цигун, кого-то йога, некоторые женщины останавливаются на славянской женской гимнастике «Стоячая вода». Её благотворные результаты известны: устранение синдрома хронической усталости, исправление осанки, устранение женских заболеваний, бесплодия, успешная работа с избыточным весом и целлюлитными отложениями, не стоит забывать и о возрастающей самооценке, сексуальности и женственности. Однако возможно ли добиться подобных результатов, если мы низведём преподавание гимнастики только до физических упражнений? И в какой степени влияет использование метафоры и славянской символики на достижение вышеперечисленных благ?

Определим для начала понятия мифа, метафоры и символа, а так же выясним влияние этих понятий на психофизическое состояние человека.

Мифы – это сюжеты, выражающие различные аспекты человеческого самосознания. Миф не сводим к буквальной форме языка. Миф становится мифом благодаря значению, открывающемуся в повествовании и в символах, которые оно вводит. В мифе можно обнаружить много смысловых слоёв. Мифы обладают силой, которая исчезает, если разобрать их на части и рассматривать в буквальном значении [7].

Славянская гимнастика, как и миф, обладает целостной структурой, которая с течением времени насыщается содержанием и энергией. Рассмотрение упражнений и использующихся методик в отдельности если и может иметь определённую ценность, то только в контексте обучения построения самой формы. Именно поэтому многие профессионалы, длительно занимающиеся групповыми формами работы, признают факт снижения эффективности участия у людей, кто пытается выполнять упражнения механически, не задумываясь о значении каждого упражнения и не насыщая его дополнительным смыслом.

«В чем историческая суть мифа? Человек должен представлять себе окружающий мир таким образом, чтобы найти для себя осмысленное, естественное и уютное место. Он видит вокруг себя элементы стихии, хаоса. Но человеку массовому трудно смотреть в лицо хаосу. Поэтому миф стремится представить целостную, гармоничную картину мира» [4].

Нам кажется, что вышеприведённый отрывок, поясняющий суть мифа, с точностью до каждого слова может пояснить и суть гимнастики. Особенно это наблюдается в ситуации столкновения индивидуума с сокрушительной волной внутриличностного кризиса. Хотя, по мнению Автономовой Н.С. (1994), изначально, Миф – это жизнь в мифе, нежели объясняющая схема. Мы считаем, что гимнастика, кроме своей трансформационной и интегрирующих функций, имеет функцию ознакомления и объяснения сложившейся ситуации, но не на уровне отдельных интерпретаций, что является скорее спекуляцией существующими в арсенале специалиста теоретическими моделями, приверженцем которых он является, а созданием «целостной, гармоничной картины мира» и демонстрацией возможной интеграции в нее каждой отдельной личности.

Один из способов достижения данной цели является создание не только рабочей структуры гимнастики, но и насыщение ее определенным содержанием. И здесь необходимо учитывать, что «язык образов является основным языком, в котором отражается картина как внутренней психической реальности человека, так и внешнего мира во всех возможных модальностях опыта. Язык образов является способом структурирования реальности не только в модальностях опыта при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности, что связывает их с языком ощущений, но и психологическими феноменами такой сложности, как «Я образ», образ другого в социальной перцепции. Самым сложным в содержательном аспекте является образ мира (А.Н.Леонтьев) как целостной системы представлений человека об окружающей реальности (физическая и социальная среда), так и к себе, своей деятельности, спонтанной активности» [2].

Создать мифологическое пространство гимнастики – значит, ввести в разум что-то поначалу ему недоступное, увидеть порядок там, где непосредственно созерцать его невозможно, не слишком далеко отступая при этом от живой чувственной сферы.

Мифологическое сознание в XXI веке – не форма преодоления незнания, а способ безболезненного погружения в незнание. Он призван вернуть человеку чувство эмоционального и интеллектуального комфорта и утешения посреди хаоса.

Мифология в психологии, а именно в аспекте физической работы над телом – это импульс к действию, мобилизация возможностей творческого духа, очищение от чувства малости перед хаосом, путь к свободе.

Искусство применения метафор чем-то напоминает искусство плавания. Чем больше тренируешься, тем становишься смелее и компетентнее. Ты никогда не знаешь, куда направятся метафоры и каковы будут их результаты. Хорошо использованные метафоры могут стать одной из самых эффективных перемен. Они множатся и живут собственной жизнью. Метафоры могут обращаться непосредственно к сознательному разуму или опосредованно к бессознательному [5].

Для метафоры необходимо, чтобы мы осознавали её двойственность. Когда мы говорим el fondo del alma – до глубины (дна) души, под словом дно мы подразумеваем некий духовный феномен, не имеющий ничего общего с пространством и лишенный физических характеристик, таких как, например, поверхность или дно. Не все объекты легко доступны для нашего мышления, не обо всём мы можем составить отдельное, четкое представление. Наш дух вынужден поэтому обращаться к легко доступным объектам, чтобы, приняв их за отправную точку, составить себе понятие об объектах сложных и трудно уловимых. Метафора служит орудием мысли, с помощью которого нам удается достигнуть самых удаленных участков нашего концептуального поля. Однако она НЕ раздвигает границы мыслимого, она лишь обеспечивает доступ к тому, что смутно виднеется на его дальних рубежах [6].

Самая лучшая схема является лишь трафаретом, который мы пытаемся наложить на существующую живую и постоянно изменяющуюся реальность. Каждая теория устройства и функционирования мира вне зависимости от наших личных пристрастий является всего лишь еще одним вариантом мозаики, сложившимся в момент рождения данной теории и описывающим мир именно на тот момент, а в худшем случае, описывающим внутренний мир самого автора данной теории, иногда полностью оторванного от реальности и поглощённого своими умозрительными заключениями. Именно об этом часто забывают новоявленные «специалисты», представляя свои модели как единственно «правильные» и заслуживающие уважения. Но в некоторых случаях, вопреки попытке ведущего указать на многообразие существующих моделей и схем, участники тренинговых групп предпочитают найти очередную «панацею» и берут предоставленные трафареты для упрощения своего существования и взаимодействия со всем поражающим воображение многообразием мира.

продолжение следует...


В избранное