Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Рекламное приложение к газете “Туризм и отдых” №7 (7) 21февраля 2008 г. ст.7.

Елена Волох
ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА, или Как провожали зиму в Подставском Поозерье.

В стародавние времена Зюзя как-то раз поссорился с небесными богами и едва не превратил всю землю в мертвое заснеженное царство. Кое-как с ним поладили и решили, что часть года на земле будет царить сам Зюзя и сестра его Завея, а затем придет богиня весны Лёля, и начнет вершиться круговорот времен года, которым будет заправлять Лада. Однако когда пришло время дать дорогу весенней богине, вздорная Завея вдруг заупрямилась. Уж очень не хотелось ей отправляться в подземное темное царство.

- Не уйду, - капризничала она, злорадно гоняя по земле студеный свирепый ветер и поднимая снега. - Не уйду спокойно, пусть само Солнце вместе с людьми меня просит, а если и соберусь покинуть землю, хочу, чтобы проводы мне устроили шумные да веселые, и чтобы радостно было мне уходить!

Призадумались боги... Жалко им стало, людей: если не задобрить разошедшуюся сестрицу Зюзи, того и гляди: начнет она морить народ голодом и холодом. «На земле все должно идти своим порядком: после ночи наступать день, после зимы - весна!» - подумала богиня Лада, обернулась птицей и спустилась на землю.

И вот в назначенное время Завея отправилась на собственные проводы... Она не поверила своим глазам: в каждой избе светились маленькие солнышки - круглые золотистые блины, печь которые научила людей Лада! Народ же веселился: все плясали, пели песни, вволю пировали, разъезжали в нарядных санях, строили снежные городки и разрушали их - словом, чествовали Зюзину сестрицу вовсю! И называли ее щедрой, масляной, веселой, «честной госпожой».

Завея так удивилась, что без спора удалилась с земли, а на смену ей пришла Лёля. С тех самых пор люди каждый год провожают зиму с ее студеными днями, Зюзей и Завеей. Праздник же этот называют Масленицей, ибо «умасливают», задабривают Завею, чтобы она быстрее уступила место Лёле и Солнцу.

Так утверждает легенда, которая вот уже много столетий живет в Подставском Поозерье; и люди, повину¬ясь многовековой традиции своих предков, из года в год устраивают пышные да веселые проводы Завей - празднуют Масленицу.

Масленица - праздник языческий и очень древний и в православном календаре праздников не числится: нельзя сказать, что церковь осуждает участие православных в масленичных народных гуляньях, но и не приветствует. В церковных книгах масленичная неделя называется Сырной седмицей. Однако Масленица - это не только масленичная неделя, но и весь период подготовки к Великому посту, включающий «всеедную» и «рябую» недели. Во время первой постные дни отсутствуют, а во второй чередуются скоромные и постные дни недели. После «рябой» недели наступает неделя масленичная, или «сырная», во время которой уже не едят мяса, но все еще употребляют в пищу молочные продукты. Считалось добрым знаком, если хозяйка умеет с Петрова дня (с лета) сохранить подсоленный сыр специально к Масленице. На столе обязательно были молоко, сливки, соленые сыры с тмином, сладкие с маком и «заморские» с изюмом, для детей обкатывали в сахаре небольшие шарики из масла с маком, жарили хворост, выпекали груды печенья с корицей, маком и медом.

Каждый из атрибутов празднования Масленицы имеет языческий символ. Единственная праздничная традиция, которая поддерживается церковью - выпекание блинов. Это блюдо готовится также на многие православные праздники и упоминается в Священном Писании. В старину блин сопутствовал человеку с рождения до самой смерти: блинами кормили роженицу, блины же были обязательным блюдом и в поминальных обрядах. Их пекли на счастье, брали с собой в поле. Блин - это символ солнца, «красных» дней, хороших урожаев, ладных браков, здоровых детей. Кстати, именно поэтому блины можно есть только руками: разрезать их ножом или протыкать вилкой - великий грех. Потому что разрезать блин - значит ранить солнце, обречь весь народ на голод и болезни.

Почему именно блины - главное блюдо Масленицы? Традиция выпекания блинов на этот праздник связана с тем, что люди как могли пытались привлечь милость солнышка, уговорить его побольше греть замерзшую землю. Вот и стряпали блины - этакие солнечные малыши-кругляши. На каждого члена семьи их пекли по 10 штук, не меньше, из пшеничной, гречневой муки, ржаные на дрожжах и сладкие крохотные оладушки с маком для детей. Все блины щедро смазывались маслом. К масленичным блинам подавали икру, рыбу копченую и соленую (осетр и стерлядь в Беларуси прежде ловились в изобилии), нарезали ее тонко, кусочки клали на блин, а блин сворачивали в трубочку. Также взбивали сливки и подавали их солеными и сладкими. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. «Блин - не клин, брюха не расколет!» - говаривали наши предки.

Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами, но сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья. Каждый день Масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия и правила поведения.

С понедельника начинали печь блины. Кажется, чего уж проще! Ан нет: к молодым, которые впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра пораньше приходила теща, чтобы научить дочерей печь хорошие блины. Увы, сейчас этот обычай утерян. А зря - Бог с ними, с блинами (хотя у тещ они почему-то всегда получаются вкуснее), но ведь радость человеческого общения ничем не заменишь. К тому же лишний почет тестю с тещей не помешает.

Все знают пословицу «Первый блин комом». А, собственно, почему - разве дело только в непрогретой сковороде? Раньше первый блин предназначался душам усопших родителей. Его клали на подоконник и говорили при этом: «Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!» Хорошее правило - поминать не только в отведенные для этого дни, но и перед весельем: не будь родителей, и мы бы не веселились. Традиция закрепилась в пословице: «комом» - значит, не мне. Вернее, это мне комом будет, если забуду, кому первый блин.

В этот же день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу (Зиму) ставили на снежной горе, где позже начиналось катание на санях.

Второй день Масленицы, вторник, называется заигрышами. Начинались безудержные игры - тут и знаменитые снежные или ледяные крепости (между прочим, не что иное, как последний приют зимы), и песни, и пляски... Главное в заигрышах - любовная тема. Молодоженам разрешалось даже целоваться прилюдно. Холостые парни высматривали себе невест, а девушки оценивающе поглядывали на ребят. Для того и устраивались ледяные горки, засылались в нужные дома специальные «позыватки», родители пекли горы блинов, чтобы парни и девушки вместе побыли, повеселились, пообнимались - конечно же, под неусыпным родительским оком.

Третий день Масленицы - среда-лакомка. Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво. В этот день зятья к тещам приходят на блины. В современных семьях зятьев немного - в лучшем случае один или два. А раньше накормить полдюжины зятьев было делом разорительным. Отсюда и присказка: «Масленица-объедуха - денег прибируха». Но ничего не попишешь: «Хоть себя заложи, а Масленицу проводи!». Тещины блины - это, по обычаю, целый пир. Уж каких только ни напечет: и маленьких, и больших, и молочных, и пряженых, и с икрой, и с селедочкой. А уж о напитках и речи нет - только бы на ногах устоять. Попробуй зятю не угоди...

Едва все приходят в себя после визита к теще, как наступает четвертый день - широкий четверг (перелом). Вот когда начинается настоящий разгул! На этот день приходилась середина игр и веселья. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют. В четверг обязательно вешали качели, чтобы «пагушкацца». На них каталась в основном молодежь. Старались взлететь как можно выше, потому что говорили так: «Гэта гойдаюцца для таго, каб на той год рос лен доўгі і моцны». Продолжаются и гостевания -- с подарками, с хмелем, ведь не все коту Масленица, надо успеть нагуляться перед Великим постом!

Пятый день Масленицы называется выразительно - тещины вечерки. Теперь уж зять тещу блинами угощает. Да не просто, если та зайдет, а с предварительным приглашением. Чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета. Говорят, «у тещи зятек - любимый сынок». Вот он и доказывает, что так и есть. А чтобы теще приятнее было, заодно приглашалась вся мыслимая родня: пусть посмотрит, как зять тещу привечает. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестьем и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

Шестой день этой разгульной недели - золовкины посиделки (золовка - сестра мужа): невестка дарит золовкам подарки. В этот день сжигали чучело Масленицы и окончательно прощались с зимой. Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.

И вот завершающий день - Прощенное воскресенье, проводы, целовальник. Все названия верны, все ясны. Заканчивается гулянье, нет больше обжорства, похмелья. Сжигаются последние чучела, чтобы зиму в весну не перетягивать. С той же целью на ледяных горках разводят костры - лед растопить, холод уничтожить. Для сожжения абсолютно все несли старую ветошь, подстилки, на которых спали всю зиму, просто старые вещи. Все это, по представлениям древних, вбирало в себя болезни, беды и подлежало сожжению.

Во второй половине дня прощения просят, милосердные дела творят. Это день очищения, день подготовки к посту. Прощение сопровождалось взаимными поклонами и поцелуями. Сначала просят прощения младшие у старших. Молодожены обязательно приезжают к тестю с тещей, к свекру со свекровью, привозят подарки. Кумовьев тоже надо одарить. Крестники навещают крестных.

Прощеное воскресенье - это еще и день поминовения. Просят прощения у умерших, для чего идут на кладбище, оставляют на могилах блины. По окончании Масленицы принято сходить в баню. В понедельник будет не до веселья - начнется Великий пост.

До Великого поста еще далеко, а вот готовиться к нему можно начинать уже с «всеедной» недели, как это делают в Подставском Поозерье. Веря преданию о капризах Завеи, люди задолго до Прощеного воскресенья начинают задабривать вздорную Зюзину сестрицу. В этом году выдалась поздняя Пасха, посему царствование Завей завершается к 9 марта, но на Поставщине уже за три недели до этого (23, 24 февраля и 1, 2 марта) начнутся веселые и шумные гулянья. В усадьбе Зюзи соберутся и млад, и стар, чтобы попрощаться с богом зимы и его сестрицей до следующего года и встретить богиню весны Лёлю.

Приезжайте в Подставское Поозерье, и Лёля щедро одарит вас россыпью солнечных улыбок и весенним настроением!


В избранное