Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Материалы 1-й международной конференции
"Славянская этносуггестология в повседневном бытии
и обеспечении здорового образа жизни"

(ноябрь 2006 г., РБ, Минск)

К вопросу о критериях традиционности этносуггестивных и близких им техник
тезисы

С.Э. Ермаков

Хорошо известно, что в психологии внушением (суггестией) называют воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определённого состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности. Объектом внушения может быть как отдельный человек, так и группы, коллективы, социальные слои.

В ходе культурно-исторического развития каждый народ создаёт свои школы (системы, методы) такого воздействия. Все они обладают общими чертами, ибо люди похожи друг на друга и в то же время разнятся настолько, насколько отличаются среда обитания и, главное, мировоззренческие установки этносов.

Науку, изучающую такие системы и их практическое использование, естественно было назвать этносуггестологией.

Согласимся с тезисом Г.Э. Адамовича, что предметом исследования этносуггестологии является «весь комплекс явлений суггестии (внушения) и соответствующих методов, форм и приёмов суггестивного воздействия на психику человека, наработанных и применяемых в традиционной культуре различных народов» [Адамович, 2006].

Этносуггестология, как и этнопсихология, являет собою национально (хотя и не националистически) ориентированную науку, ибо занимается национальными, народными традициями.

В настоящее время в Восточной Европе, как и во всём мире, возрастает интерес к народным традициям, обычаям, к их сохранению и возрождению. Полагаем, это объективный процесс, реакция общества на глобализацию и сопровождающему её стиранию национальных особенностей, а также проявление необходимости восполнить катастрофически быстро возникающую духовную пропасть, глубина которой всё очевиднее.

Естественно ожидать, что на волне такого интереса появится немалое число школ и течений, создатели которых объявляют себя носителями древних знаний, хранителями разного рода тайн саморазвития и проч. Все они по идее должны стать объектами интереса этносуггестологии. Вернее, должны бы… Но...

Как отличить подлинных носителей традиции от фальсификаторов? Не в последнюю очередь для этого и нужны некие мерки, или критерии, традиционности. На настоящем этапе, а также с учётом того, что этносуггестология находится на путь становления, проблема достоверности становится сверхважной.

Введение подобных критериев – насущная необходимость не только с точки зрения научной, так и с точки зрения сугубо прикладной. Без них этносуггестология как особая область знания оказывается лишённой смысла. Ведь если нет народных методов воздействия, нет и дисциплины, которая призвана их изучать. Нельзя забывать и о том, что фальсификации просто-напросто опасны – для здоровья их недальновидных последователей и объектов воздействия, например.

Почему ещё так важно уделить этому внимание? Традиционные культуры Восточной Европы уникальны по степени и объёму сохранности древних знаний, восходящих к поре индоевропейского единства. Изучение любого их проявления или формы бытования позволяет нам лучше понять их истоки, а также определить, имеет ли та или иная система отношение к этносуггестологии.

Цель нашей работы – предложить некие «критерии традиционности», которые могут быть использованы при рассмотрении различных суггестивных техник, имеющих – якобы или действительно – традиционный и национальный характер.

Для достижения поставленной цели, на наш взгляд, необходимо:

  1. Проследить возможные корни этносуггестивных техник и показать место этих техник в традиционной культуре.
  2. Определить – пусть даже в самых общих чертах – виды и способы традиционного применения этносуггестивных техник.
  3. Выделить черты традиционного миропонимания, присутствующие в этносуггестивных техниках.

Нет смысла отрицать существование развитых духовных традиций у славянских народов и их исторических предков – жителей древней Европы. Открытие настоящего уровня знаний человека архаической эпохи только начинается [см., напр., Гусаков, 2006]. Но, повторимся, именно на этой стадии, на стадии перелома и переосмысления сокровищ былых времён, когда поднимается волна интереса к ним, вместе с волной поднимается и пена.

  1. Вопрос об истоках тех или иных этносуггестивных техник является, на наш взгляд, одним из ключевых. Отыскать ответ на него непросто. Современные научные исследования убеждают, что значительная часть явно восходит к очень древним временам [Агапкина, 2005; Виноградова, Толстой, 1996; Чернецов, 2005].
    Характерный пример – заговоры, в подавляющем большинстве своём совершенно языческие по структуре и образному строю. Европейская заговорная традиция восходит, надо думать, ещё к древним заклинательным текстам, если не напрямую к обрядовому укладу дохристианской поры. Вместе с тем нельзя не принимать во внимание и отчётливое христианское влияние, которое также можно проследить в заговорах, древнейшие из которых записаны ещё в XVII–XVIII вв. Такое влияние носит преимущественно книжный характер. Из истории известно, что духовенство, стремясь усилить своё влияние, всеми силами пыталось внедрить книжные тексты и христианскую идеологию в народную культуру. Священнослужители, например, сочиняли духовные стихи, выдавая их впоследствии за народные [Прошин, 1988; Серяков, 2005].
    Надо полагать, сходным путём шло развитие других этносуггестивных практик. Их существование – объективная необходимость, вытекающая из религиозно-магических представлений человека традиционного общества о способах воздействия на окружающий мир и людей, с одной стороны, а с другой – из самой насущной потребности их создания.
    Сохраняя множество архаических черт, зачастую лишь слегка замаскированных христианской атрибутикой, они продолжали существовать развиваться как самостоятельные направления. При этом традиция передачи, на наш взгляд, не прерывалась, ибо никогда невозможно было уничтожить всё дохристианское культурное наследие. Вопрос в том лишь, сколь многие этнологи ставили перед собою задачу проследить такую цепочку передачи применительно к большинству суггестивных техник. Возможно, единственным исключением следует считать А. Андреева [Андреев, 1998].
    Со временем большинство способов воздействия волей неволей испытывало влияние господствующей идеологии и видоизменялось, появились, естественно, и специфически христианские системы, первоначально заимствованные из Византии и Западной Европы, а также испытавшие значительное античное влияние. Со временем на их основе сложились сугубо национальные традиции, например, «умное делание».
    Суггестивные техники были неотъемлемой частью повседневной народной культуры, ибо их использование служило весьма разнообразным целям – не только утилитарным. Область их применения тесно связана с духовными потребностями народа, ибо, пользуясь ими, люди могли воспитывать сами себя, своих детей и влиять на окружающих.
  2. Есть ли необходимость специально различать виды суггестивного воздействия в рамках той или иной традиции? Классификации способов внушения хорошо известны в психологии. Их можно разделять по методам (вербальные и невербальные), по целям (последствиям) (негативные и позитивные) и т.п. Придумывать новые схемы нужды, наверное, нет. Надо лишь иметь в виду, что разница между методами народной традиции и методами, «освящёнными» авторитетом научной психологии, будет заключаться в первую очередь не в содержании, а в способах описания и в том, что народные методы являются преимущественно комплексными.
    Зачастую их невозможно отделить от религиозных представлений, кроме того, они «вкраплены» в повседневную бытовую деятельность (например, суггестивными свойствами могут обладать ряд пословиц, поговорок и т.п.), включены в лечебно-оздоровительные комплексы и т.п. Многие современные суггестивные методики развиваются по пути разделения, дробления, тогда как отличительной чертой традиционных приёмов остаётся, подчеркнём, их «многослойность», комплексность.

продолжение следует...


В избранное