Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Материалы 1-й международной конференции
"Славянская этносуггестология в повседневном бытии
и обеспечении здорового образа жизни"

(ноябрь 2006 г., РБ, Минск)

Теоретико-методологические
основы этносуггестологии

Г.Э. Адамович

(продолжение)

Индийские йоги, китайские даосы, представители различных школ буддизма успешно практиковали медитативные и трансовые состояния, добивались глубоких изменений психики, способности психического регулирования самых разнообразных физиологических процессов. Многие этносуггестологические приёмы были положены в основу различных школ восточных единоборств, став исходными положениями различных систем ушу и цигун.

В средневековой Европе этносуггестологические практики нашли применение в деятельности католической и православных церквей, ассимилировавших многие языческие верования. Начиная с VI в. нашей эры бурное развитие арабской цивилизации привело к тому, что арабские учёные и врачеватели во многих отношениях, в том числе и в использовании этносуггестологических приёмов и практик, опередили европейцев. Однако с эпохи Возрождения европейцы стали опережать своих восточных конкурентов в развитии науки. В том числе и в использовании этносуггестологических наработок.

В Новое время начинается закат традиционных обществ, а вместе с ним и упадок этносуггестологических практик. Они постепенно вытесняются на периферию медицинской и религиозной деятельности, их рудименты и реликты сохраняются в сельской местности и в провинциальной среде. В городской среде элементы таких систем продолжают использоваться в сфере народной медицины и целительства, в различных видах альтернативных религиозных направлений.

Развитие научной суггестологии и гипнотерапии уже в XIX веке приводит к постепенному вытеснению этносуггестивных практик на периферию. В то же время научная суггестология вбирает в себя самые различные их элементы и «переправляет» в горниле научной методологии. Им подыскиваются научно-теоретические объяснения, связанные с исследованиями физиологии мозга и высшей нервной деятельности.

Первоначально экспериментальные исследования в области суггестологии были насыщены соответствующими мифами и суевериями. К их числу относятся, например, эксперименты французского суггестолога Месмера с так называемым «животным магнетизмом», а также опыты аббата Фариа по применению гипноза, сопровождавшиеся магической обрядностью. Чем больше развивалась научная суггестология, тем дальше она уходила от натурфилософских и мифологических структур суггестологии, этнической, и тем полнее воплощала рациональные моменты народно суггестологических практик.

Во второй половине ХХ века синтез западных и восточных культур создал предпосылки для восприятия западной научной суггестологией восточных суггестивных систем, связанных с медитативным тренингом и трансовой терапией. Этносуггетивные методы получили новый импульс для своего проникновения в ткань научной суггестологии.

На этой почве оживился интерес и к использованию этносуггестативных традиций самых различных народов, в том числе и европейских. В 90-х гг. ХХ века в странах Восточной Европы произошли «бархатные революции», движущими силами которых явилось усилившиеся тяготение народов этих стран к созданию рыночной экономики, национально-культурному возрождению, обретению независимой национальной государственности и суверенитета. Всё это обусловило весьма значительную популярность и востребованность идей, связанных с возрождением национальных суггестивных практик и связанных с ними методов терапии и психорегулирования. Пожалуй, наиболее сильный импульс к возрождению национальных суггестивных культур наблюдается в восточнославянских странах СНГ – России, Украине и Беларуси.

Богатство и разнообразие традиций физической и психофизической культуры славянских народов, обусловленное самобытным характером восточнославянской цивилизации, предопределило наличие мощных стимулов для воссоздания различных систем этносуггестологии и психофизической направленности путем творческой реконструкции древних суггестологических практик. Специалисты восточнославянских стран, занялись изучением этих традиций, вскоре убедились, что по степени своей разработанности и ценности с точки зрения современной суггестологической науки они ничуть не уступают восточноазиатским. Проблемы с использованием восточнославянских суггестивных практик обусловлены в первую очередь слабой изученностью этих культур и степенью их сохранности, то есть теми разрушениями, которым они подверглись под воздействием превратностей исторического процесса, напором техногенной цивилизации, идеологическим давлением и т.д.

Предки славян имели прекрасно сбалансированные оздоровительные системы, которые представляли собой комплекс обрядов, состоящих из групповых игрищ и определенных ритуалов. По свидетельству иноземцев славяне отличались физическим совершенством и ласкающей глаз красотой. Арабский путешественник Ибн Фадлан писал: «Я не видел людей, более совершенных телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красивы лицом и телом». А славянские девушки – «восторг для купцов» – баснословно ценились на торгах. Но едва ли эти девушки для поддержания красивой фигуры ходили на «шейпинг», а юноши занимались «бодибилдингом». Красота и совершенство достигались образом жизни и народным характером.

К сожалению, до наших дней в силу исторических обстоятельств дошла очень небольшая часть славянских оздоровительных систем, которые помимо физических упражнений включали ещё и дыхательные комплексы, русскую баню, массаж и т.д. Увы, утерянное своё мы заменяем сегодня непроверенными временем чужеродными заимствованиями, философско-духовное содержание многие из которых непонятно славянину.

Славянские гимнастики включают в себя комплексы упражнений – как физических и дыхательных, так и психофизических и медитативно-суггестивных. Однако воссоздание этих систем и их полноценное функционирование в современном обществе возможно лишь на основе искусственной реконструкции с применением современной научной методологии. Опишем некоторые из наиболее перспективных психологических систем, возникших посредством такой реконструкции.

Здрава

Эта система гимнастик была воссоздана известным исследователем традиции А.К. Беловым. Она подразделяется на четыре вида:
«Бодринь» – этот комплекс упражнений подготавливает организм к предстоящим нагрузкам и построен на упражнениях потягивания, что усиливает приток крови к головному мозгу и стимулирует его работу. Издревле было замечено, что только что проснувшийся или же уставший от продолжительной работы человек склонен к движениям – потягиваниям.
«Веи» – это комплекс пластической гимнастики, который обеспечивает аутомассаж внутренних органов и подготовку их к нагрузкам. Аутомассаж происходит во время «заламывания», а также «скручивания» позвоночника.
«Яриги» – комплекс силовой гимнастики, обеспечивающий плавный разогрев мышц и подготовку их к более сильным нагрузкам. Выполняется в основном в паре с целью получения дозированной нагрузки на определённые группы мышц путём преодоления сопротивления, оказываемого партнёром.
«Стриба» – комплекс динамической гимнастики, направленный на увеличение скорости протекания физиологических процессов. Основная нагрузка приходится на очаги двигательной активности, являющиеся суставными сочленениями.

«Женское очарование»

В Центре старославянских знаний «Женское очарование» (Санкт Петербург–Москва, руководитель Марина Крымова) практикуются некоторые виды гимнастик, направленные на улучшение физического здоровья:
Славяно-угорская гимнастика стимулирует появление новых возможностей, здоровья, красоты.
Костно-суставная или тотемная гимнастика – для опорно-двигательного аппарата. Все гимнастические упражнения сопровождаются пением, своеобразными дыхательными упражнениями с привлечением природных сил из окружающего макро и микрокосма2.

продолжение следует ...


В избранное