Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


ПОВСЕДНЕВНАЯ МИФОЛОГИЯ В РОССИИ ХVII ВЕКА
(по материалам рукописных лечебников)

(продолжение)

Отличительной чертой нашей рукописи является то, что она содержит большое число заговоров и различных словесных формул. Магические слова советовали не только произнести, но и написать (на бумаге, масле, яблоке, хлебе, козьем сыре, корнях дерева, черепке, коже ежа, олове), причем эти тексты могли состоять или из одних букв под титлами, или просто из набора непонятных слов. В качестве заклинания использовались также формулы православного богослужения (л. 41, № 186) или имена евангельских волхвов (39 об., № 180).

На основании нашего сборника можно попытаться составить, условно говоря, собирательный портрет того человека, потребности которого он должен был обслуживать. Подавляющее большинство хозяйственных предписаний обращено к мужчине, и касаются они, главным образом, мужских занятий. В сборнике вообще нет суеверий, связанных с такими женскими занятиями, как приготовление пищи, доение коров или ткачество.

Впрочем, нашего героя волнуют и проблемы, связанные с рождением ребенка, в частности, как облегчить и ускорить тяжелые роды (л. 35 об.—36 об., № 162—163; 71 об., № 298; 83, № 346). А вот как узнать пол будущего ребенка: «Аще хошь у жены уведать, что будет, мужеский пол или женский, и ты посади ея на земли против себя и вели ей стати внезапу от земля, и аще двигнется напред правою ногою, то мужеск пол, аще ли левою, то женск пол будет» (л. 78, № 329). Правая нога указывает здесь на мужской пол, левая — на женский. Рекомендация дается с точки зрения мужчины, мужа; он сажает женщину на землю, а после «велит» ей встать; жена не ожидает этого приказа, но беспрекословно и без промедления подчиняется ему.

Человек, к которому обращен сборник, — это относительно зажиточный домовладец, он занимается скотоводством и зерноводством, а также охотой (л. 88 об., № 392), рыбной ловлей (92, № 407), выращивает садовые деревья (л. 41, № 186). У него есть на дворе и люди, и скот, и он вынужден заботиться о том, чтобы и те, и другие от него не сбежали: «Аще у кого люди бегают из двора или скот, взять воды из вороту, которая воротится противо солнца, и дать пить, и к тому не будет бегать» (л. 39, № 178). Он не только сам совершает ритуальные действия, но и «велит» совершать их другим (л. 42, № 193; л. 83 об., № 358).

В лечебнике дается довольно детализированная картина повседневной жизни и трудовой деятельности. Иногда человек вынужден надолго оставлять дом и семью, и его тревожит то, что жена может изменить ему в его отсутствие (л. 79, № 339). Он ходит в гости сам и принимает гостей дома. В гостях он опасается, что ему в пищу или питье подмешают яду, и заранее принимает меры, чтобы себя обезопасить (л. 73, № 300; л. 85, № 367). Специфические проблемы приходится решать и при приеме гостей, например, как быть, «когда захочешь гостей нечем малым упоить» (л. 86 об., № 375), или что делать, «аще которой человек не хочет пьяново питья пити» (л. 86, № 374). При покупке или продаже товара человек торгуется; сохранить самообладание при этом ему помогут своеобразные амулеты — правая и левая лапы убитого орла: «О птице орле. Правая нога орлова носить за правым рукавом или за правым голенищем, и тогда что станешь купить, и ты торгуючи подвигай к себе рукою, и ты купишь, как тебе надобно, а левую ногу орлову носи за левым рукавом или голенищем, и как станешь что продавать, и ты тою ногою или рукою торгуючи пехай от себя проч, и ты продашь, как тебе годно» (л. 85—85 об., № 368).

Человек стремится к тому, чтобы обеспечить себе безопасность и неуязвимость, он хочет, чтобы его любили и боялись, чтобы к его слову прислушивались (л. 70—70 об., № 292—294). Начиная какое-либо дело, он никогда не может быть уверен в его благополучном завершении, отправляется ли он в путь, на охоту или рыбалку, и тем более на суд или на войну, намечает ли место для нового дома, приступает к севу или к чему-либо иному. Ему приходится опасаться судебной тяжбы и драки (л. 70 об., № 293; л. 89, № 393), яда, врагов и неприятелей (л. 69 об., № 289; л. 84 об., № 366), вора (л. 75 об.—76, № 314) и разбойника (л. 84, № 364), диких зверей (39 об., № 181), мышей (л. 39 об.—40, № 182, 183), измены жены, полового бессилия (л. 39, № 177) или, наоборот, неумеренной похоти (л. 93 об., № 360). Ему угрожают многочисленные болезни, в том числе порча, лихорадка (л. 68, № 279; л. 68 об., № 282), бессонница, проблемы с памятью (л. 70, № 290).

Человек идет к другим людям во всеоружии оберегов и амулетов, заучив определенный набор заговоров и суеверных средств, которые помогут ему в нужную минуту сохранить самообладание и уверенность в своих силах, ср.: «Аще хощь страшен быти, и ты убей змию черную, убей ея саблею или ножем и выми из нея язык да заверти в тафту зеленую, да положи в левой сапог на том же месте, а пошед проч, не оглядывайся назад да, пришед домой, положи на ворота в землю, а хто тебя спрошает,где был, и ты не говори ничего, а когда надобно, и ты в тот же сапог положи,а в другой сапог положи чесноку три зубка,а под правую пазуху подвяжи плат. Емли с собою на всякое дело, куды ни пойдеш, всяк тебя боится и против не может стоять ни тяжбою, ни дракою» (л. 89—89 об., № 393).

Вся эта магическая сфера подчинена хозяйственным или семейно-бытовым интересам. Человек обращается к магии в такие моменты, когда у него нет иного, более результативного способа разрешить конкретную проблему, и он вынужден положиться на волю случая. Например, если конь заблудился «в пустыне», то нужно назвать имена трех волхвов, которые пришли поклониться Христу, — и спокойно ждать в уверенности, что «конь явится» (л. 39, № 178). Магическое средство в такой ситуации позволяет не просто ожидать удара судьбы, но с надеждой положиться на волю провидения,зная, что все возможные средства уже испробованы.

Магические действия, описанные в нашем сборнике, направлены на решение сугубо бытовых, практических задач. В них нет ничего загадочно-необъяснимого, нет никакой религиозной экзальтации. Подобные лечебники дают представление о том, какими проблемами и заботами жили простые люди «бунташного века», которым хотя бы отчасти удалось остаться в стороне от исторических катаклизмов того времени.

*   *   *

Богоявленский 1960 — Богоявленский Н. Л. Древнерусское врачевание в ХI—ХVII вв.: Источники для изучения истории русской медицины. М., 1960.
Змеев 1896 — Змеев Л. Ф. Русские врачебники: Исследование нашей древней врачебной письменности. СПб., 1896 (Памятники древней письменности. Т. 112).
Исаченко 1997 — Книга глаголемая «Прохладный вертоград» / Сост., предисл., вступ. ст., переводы, коммент. Т. А. Исаченко. М., 1997.
Лахтин 1912 — Лахтин М. Ю. Старинные памятники медицинской письменности. М., 1912 (Записки Московского археологического института. Т. 17).
Редкие источники — Редкие источники по истории России. М., 1977. Вып. 2 (Древнерусский лечебник). Соколов 1872 — Соколов В. Материалы для истории старинной русской лечебной литературы: Лечебник № 480 Московской Патриаршей (ныне Синодальной) библиотеки // Варшавские университетские известия. 1872. № 6. Неофициальный отдел. С. 65—115.
Пименова 1998 — Пименова М. В. Цветообозначения в древнерусских травниках и лечебниках // Русь и южные славяне. СПб., 1998. С. 255—259.
Турилов 1998 — Турилов А. А. Народные поверья в русских лечебниках // Живая старина. 1998. № 3. С. 33—36. Флоринский 1879 — Флоринский В. М. Русские простонародные травники и лечебники: Собрание медицинских рукописей ХVI и ХVII столетий. Казань, 1879.


В избранное